“Российская газета”, 1995, 11 мая
ВМЕСТО НАЛОГОВ - РАЗДЕЛ ПРОДУКЦИИ
|
В канун вынесения на вторые чтения законопроекта “О соглашениях о разделе
продукции” (СРП), принятого в первом чтении 24 февраля 1995 г., вокруг
него разгорелась острая полемика. Сформировались два основных течения критиков
законопроекта: “сторонники сохранить все как есть” (представляющих СРП
- как разновидность лицензионного соглашения в рамках существующей публично-правовой
системы) и “защитники максимальных льгот” для небольшого числа проектов
с участием иностранных инвесторов. Характер обсуждения показывает, что
оппоненты превратно понимают существо принятого законопроекта, а значит
по крайней мере в некоторых ключевых вопросах следует поставить точки над
“i”.
Закон о СРП развивает и углубляет принципы, закрепленные в “экономической конституции страны” - Гражданском Кодексе РФ. Шаг за шагом путем внедрения в хозяйственную практику России и, в частности, в ее недропользование гражданско-правовых норм, в стране создается механизм стабильных и взаимовыгодных отношений между государством и инвестором, механизм, который может обеспечить реальный выход страны из инвестиционного кризиса даже в условиях инфляции, отсутствия стройной налоговой системы, наличия политической и законодательной нестабильности. Благодаря этому закон о СРП может действовать как своего рода магнит для своих и чужих инвестиций. СРП - как форма взаимодействия государства и частного инвестора - активно используется в десятках самых разных стран мира. Вообще сам по себе принцип предоставления государством “частнику” на определенных, заранее оговоренных условиях, своих прав или своей собственности во временное пользование, отнюдь не нов - еще в библейские времена мытари покупали у государства право собирать налоги и подати. Сегодня концессионное законодательство действует во Франции, Германии, Италии... Так случилось, что становление концессионного законодательства в России начинается с закона о СРП. Этот закон - первая ласточка. И она может “сделать погоду”... Страна должна иметь концессионное законодательство, если она хочет рачительно, по-хозяйски распоряжаться государственной собственностью. Принятие соответствующих законов позволило бы правительству выработать эффективные механизмы управления государственной собственностью, которая в настоящее время в ряде случаев по разным причинам оказалась бесхозной. Механизм раздела продукции довольно прост: инвестор произвел продукцию, заплатил за право пользования недрами, компенсировал свои расходы, поделил прибыльную продукцию с государством, из своей прибыльной доли заплатил налог на прибыль. Все детали - в соглашении сторон, которое представляет собой весьма детализированный контракт. При этом СРП устроен таким образом, что чем выше доходность деятельности инвестора, тем больше доля государства. Это и есть - основа взаимовыгодности. Все работы инвестор выполняет на свой риск и за свой счет, как бы и кредитуя, и страхуя государство. Параллельно заключается договор между Российской Федерацией и ее субъектом, в котором определяются права и обязательства сторон, доля каждой из них в прибыльной продукции государства. В силу своей универсальности СРП может применяться (и часто фактически применяется) в разных отраслях экономики. В тех случаях и там, когда и где есть что делить. СРП позволяет гибко учесть особые условия разработки того или иного месторождения, приспособить по времени и уровню платежи инвестора, т.е. нет прокрустова ложа стандартной налоговой системы, при которой в разработку многих сложных месторождений вообще невозможно вкладывать средства, если всерьез рассчитывать на их возврат. СРП - не налоговая льгота, а нормальная, справедливая цена. В некоторых случаях она может быть даже выше ныне действующих налоговых отчислений, т.к. не позволяет уклоняться от налогов, а в процессе переговоров ограничивает аппетиты инвестора приемлемым уровнем внутренней доходности его деятельности, заранее определенным сторонами соглашения. Речь, таким образом, идет о принципиальной замене существующего налогового режима (который для одних излишне жесток, а другие его легко обходят) на раздел продукции, который обеспечивает и государству, и инвестору - вне зависимости от степени жесткости конкретных коммерческих условий - стабильность режима на весь срок выполнения контракта и индивидуальный подход к конкретным проектам. Есть путь - приказывать, указывать, давать “руководящие указания”... Так и происходит сегодня, когда отношения между государством и инвестором устанавливаются посредством властно-распорядительных, административных актов государства. Можно - обсуждать и договариваться до условий, устраивающих обе стороны. (Кстати, сам принцип раздела продукции может использоваться и тогда, когда государство приказывает, и когда оно готово договариваться “на равных”.) В недропользовании могут быть использованы оба подхода. Но для этого правовая база для использования гражданско-правовых методов регулирования недропользования должна в принципе “появиться на свет”. Сегодня совершенно очевидно, что использование там только и исключительно принципов публичного права продемонстрировало полную неспособность привлечь инвестиции. Продолжение этой политики не только бесперспективно, оно - тупиковое, и лишь компрометирует Россию в качестве страны-объекта вложения инвестиций. Когда инвестору пытаются приказывать как ему жить, он молча собирает вещи и перебирается туда, где с ним обращаются более вежливо. Именно поэтому инвесторы (и отечественные, и тем более зарубежные) с такой надеждой ждут закона о СРП. Не будет гражданско-правового закона о СРП - можно спокойно ставить крест на надеждах на солидные крупные инвестиции и признать, что в обозримой перспективе мы лучше жить не будем. Именно поэтому выбрана концепция гражданско-правового закона о СРП. Концепция принята, закреплена голосованием Госдумы. Только такой подход обеспечивает стабильные условия в наше нестабильное время. Сегодня в отношении инвестиций положение критическое - всех, кого только можно, уже отпугнули... В одном нефтегазовом комплексе подготовлено к подписанию несколько крупных соглашений с ведущими нефтяными компаниями мира, обладающими всеми необходимыми финансовыми и техническими возможностями, с огромным опытом работы в о всех уголках земного шара. Во многих случаях переговоры завершены, практически все основные вопросы согласованы, но у инвесторов пока еще нет твердых правовых гарантий в виде закона о СРП. Обвинения в затягивании переговоров уже услышали в свой адрес и “Эксон” с “Содеко” (проект “Сахалин-1”) и “Шелл” (Салымский проект)... В действительности же серьезный капитал давно готов работать в России, но только на “законной основе” - при наличие соответствующего закона. На карту поставлено слишком многое, ведь речь идет о десятках миллиардов долларов инвестиций. Чем быстрее будет принят закон о СРП, тем быстрее начнется инвестиционный подъем во всей экономике, наполнят бюджеты целых регионов, улучшат финансовое состояние отдельных граждан. Заказы от инвесторов, подписавших СРП, наполнят портфели заказов их смежников, обеспечат рост производства труб, оборудования, грузовиков, капитального строительства... Это означает прибыль - для предприятий, обеспечивающих соответствующие поставки, устойчивую и высокую зарплату - их работникам, налоги - в бюджеты всех уровней. И все это - не в отдаленной перспективе, после получения доходов от разработки самих месторождений, а сразу после появления инвестиций. |
Оглавление
Заклятые друзья закона “О СРП”. |
|