Уважаемый Геннадий Николаевич! Уважаемые депутаты!
Прежде чем изложить особое мнение, я попытаюсь ответить на вопрос почему
моё особое мнение стало возможным.
Во-первых, потому, что это право предоставлено мне Регламентом специальной
комиссии.
Во-вторых, потому, что я отношусь к процедуре отрешения как к правовой
процедуре, которая как бы ни казалась внешне политизированной, на самом
деле имеет жесткие юридические основания, а именно совершение Президентом
России действий, содержащих признаки тяжкого преступления, перечень которых
ограничен Уголовным кодексом.
В-третьих, я отношусь к тем членам специальной комиссии, которые не
инициировали процедуру выдвижения, а стало быть в своих оценках не были
связаны ни предварительными обязательствами, ни подписями, ни партийными
установками. Фракция «ЯБЛОКО», делегируя меня в состав согласительной комиссии,
дала только один наказ - действовать и принимать решения, руководствуясь
только Конституцией и правом.
Итак, в чем суть моего особого мнения?
Первое. Я не поддержала обвинения Президента Ельцина Бориса Николаевича
в развале СССР, а точнее в измене Родине. Я не буду повторять все аргументы,
которые здесь прозвучали. В частности, в докладе Александра Алексеевича
Котенкова. Я предлагаю задаться только одним вопросом: когда в декабре
1991 Верховный Совет Российской Федерации ратифицировал Беловежские соглашения
и денонсировал союзный Договор двадцать второго года, он за что голосовал?
За измену Родине? За чью? Свою или Президента Ельцина? Для меня Беловежские
соглашения - это скорее историческая, политическая ошибка, которая, кстати,
для большинства граждан так же, как и в этом зале стала очевидной сегодня,
спустя несколько лет, но не уголовно-правовая ошибка.
Второе. Я поддержала обвинение Президента, Ельцина в действиях, связанных
с событиями а сентябре-октябре 1993 года в городе Москве. Однако, при этом
не согласилась с тем, как специальная комиссия квалифицирует эти действия.
Отсюда мое особое мнение. На мой взгляд, все действия, которые Президент
Ельцин совершил в сентябре-октябре 1993 года, имели одну цель быстрейшее
разрешение острого политического кризиса. Способ, который был для этого
избран, вот он, на мой взгляд, выходит за пределы конституционных полномочий
Ельцина и именно в этой части действия Президента содержат признаки тяжкого
преступления.
Гибель людей, которая имела место в то время, являлась не самоцелью,
а скорее следствием использования насилия как непригодного способа разрешения
политического конфликта.
В-третьих, я не поддержала обвинения Президента Ельцина Бориса Николаевича
по двум последним пунктам обвинения - умышленном развале армии и геноциде
российского народа.
Оба обвинения основываются на том предположении, что Президент Ельцин,
начиная реформы, имел целью и развалить армию, и уничтожить собственный
народ.
Такого рода обвинение является политическим и к праву оно отношения
не имеет. Для того, чтобы выдвинуть такое обвинение нужно было доказать,
какие конкретно действия заведомо для самого Ельцина должны были повлечь
и повлекли и развал армии, и уничтожение российского народа.
В противном случае мы будем иметь дело с логикой 1937-го года, когда
по одним лишь последствиям делается вывод, чтобы якобы какие-то действия
должны были иметь место.
Я приведу элементарный пример или факт, по которому вы можете судить
об ущербности такой логики. Сегодня всем известно - Евгений Максимович
Примаков снят с должности Председателя Правительства. Вот если следовать
предложенной логике, то мы можем заключить, те, кто инициировали импичмент
имели целью именно снятие Примакова Евгения Максимовича с должности Председателя.
И мне обидно осознавать в каком бедственном положении находится российская
армия и мне горько видеть в каком бедственном положении находится российский
народ, и мне больно осознавать, что развалился мощный военно-политический
блок, каким являлся Варшавский договор, и мне понятно, что мои правовые
аргументы для большинства граждан не имеют значения.
Но для судьбы России все это значение имеет. Для судьбы России небезразлично,
чем сегодня будут руководствоваться депутаты - только политической целесообразностью
и политической выгодой на предстоящих выборах или правом и Конституцией.
Какими бы тяжелыми ни были последствия реформ - это аргументы для выборов
нового Президента России, но не для процедуры отрешения от должности.
Только один пункт обвинения, а именно чеченская война не вызывала у
меня никаких сомнений и не вызвал и сегодня, после доклада, Александра
Алексеевича Котенкова. И в связи с тем, что в докладе Александра Алексеевича
Котенкова прозвучал вопрос, адресованный нам - членам специальной комиссии,
я, конечно, не могу на него не ответить.
Мне очень жаль, что Президент Ельцин до сих пор, в данном случае устами
Александра Алексеевича, задает вопрос: какие же законные требования он
нарушил, начав эту чеченскую войну? Я бы хотела переадресовать этот вопрос.
Вы задайте его моей избирательнице Галине Гавриловне Нетецкой, сын которой,
как и сотни других сыновей ушел на эту войну, но не вернулся с неё ни живым,
ни мёртвым.
В каком законе предоставлено Президенту право, полномочия лишать права
на жизнь своих подданных и лишать их также права на смерть? В каком законе
записано, что Президент свободен от того, чтобы вызволять своих военнопленных,
заглаживать вред, причиненный войной, хоронить погибших военных? Таких
законов нет, а значит нет юридических оправданий тому, что произошло на
территории Чечни в 1994-1996 годах.
Уважаемые депутаты, для меня совершенно очевидно несколько выводов,
которые следуют из этой процедуры, И мне бы хотелось, чтобы эти выводы
стали уроком для России.
Первый вывод заключается в следующем: процедура отрешения Президента
России Бориса Николаевича Ельцина - это лучшее доказательство того, что
Россия становится демократической страной, власть становится подсудной.
До сих пор подсудным было только безвластие.
Второе. Эта процедура - суд не только над Президентом Ельциным. Это
приговор тем революционно-большевистским методам руководства страной, которые
сегодня мы называем Президент Ельцин, а вчера мы называли Политбюро ЦК
КПСС, а позавчера - диктатурой Ленина и Сталина. Согласно этим методам
руководства ради сохранения власти можно произвольно нарушать Конституцию.
Ради уничтожения политического оппонента можно разгонять парламент. Так
было в 1918 году с Учредительным Собранием, так было в сентябре-октябре
1993 года с Верховным Советом.
Ради реализации политических программ, неважно как они называются, коллективизация,
построение социализма, коммунизма или реформы Ельцина, можно уничтожить,
обездолить, унизить сотни тысяч и даже миллионы собственных граждан.
Сегодня в обществе навязывается мнение, что импичмент не актуален и
разрушителен. Так вот я должна сказать: импичмент в России будет актуален
до тех пор, пока власть будет безнаказанна, импичмент в России не может
быть более разрушителен, чем безответственная, оторванная от народа, бесчеловечная
власть. И я не могу пожелать лучшей участи для России, чем та, при которой
власть - бездарная, бесчеловечная, безответственная - будет всякий раз
разрушаться с помощью только конституционных процедур, какими являются
импичмент и выборы.
Спасибо.
|