1.3 Цели

 

Осознание проблемы в политической жизни

Если осознание проблемы в теории и ее понимание “думающим сообществом”, пребывало во мраке, то практика все же двигалась неверными шагами. Но поскольку движение это было лишено теоретического понимания, то сказать “вперед” оно или “назад” нельзя, для этого нужны четкие критерии. 

Так и стало возможным, что в стране “Российская Федерация — Россия” несколько Президентов, 3 федеративных договора, под каждым из которых стоит подпись самой “Российской Федерации”; противоречивая конституция; проблемы Татарстана и Чечни, которую “федеральная” власть не знает как решать (во всяком случае, ярких шагов в этом направлении не видно). 

С нашей точки зрения политическая дезинтеграция России в ее нынешнем виде, это движение “назад”. Исходя из развитого выше понимания понятий “свобода” и “самоопределение” мы формулируем следующие цели государственной политики. 

- ДОСТИЧЬ НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАЛОЖИТЬ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ НА НОВОЙ ОСНОВЕ НЕКОТОРЫХ РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР.

 

Новая интеграция российских территорий

Нынешняя “Российская Федерация” понимаемая как государственное образование, не сложившаяся страна, а страна, находящаяся в процессе перехода. 

Судьбу России нельзя отрывать от судьбы стран бывшего СССР, прежде всего от Белоруссии, Казахстана, Украины и других. Нельзя исключать возможности, что при определенной политике России и хотя бы некоторых из указанных стран, при согласованности действий, направленных против разъединения, возможно объединение в некоторое единое целое, достижение новой интеграции (в экономическом и политическом смысле). 

Есть целый ряд оснований желать такого развития событий. Если признать истинным тезис, что в политическом, экономическом и культурном смысле дезинтеграция России продолжает тенденции распада СССР, то верным становится и обратное — интеграция на новой основе в рамках нынешней “Российской Федерации” приведет к тому, что будет достигнута новая интеграция в рамках СНГ. 

Представляются возможными два сценария событий. Процессы в рамках СНГ будут инициировать интеграционные тенденции в рамках России и наоборот. 

Наиболее вероятен последний вариант, хотя возможности, открывающиеся на первом пути, также должны быть использованы (и, прежде всего, последние предложения Президента Казахстана Н.Назарбаева о создании экономического совета СНГ с четкими обязательствами всех участников, об образовании банковского союза СНГ для тех, кто остался и останется в рублевой зоне, о задействовании экономического суда, об укреплении оборонительного союза и об организации работы межпарламентской ассамблеи). Более того, самая разумная политика будет заключаться в движении по обоим направлениям. 

Возможным следствием оздоровления обстановки в России явится улучшение ситуации в рамках СНГ, усиление интеграционных тенденций в рамках Содружества; а улучшение ситуации в СНГ приведет в свою очередь к улучшению обстановки в мире. 

Ведь распад СССР и следующий за ним распад России — не частный случай, а проявление общей мировой тенденции — распада многонациональных государств (или, по крайней мере, роста напряженности в них). Нет сомнений в том, что распад СССР усилил эту тенденцию. 

Успешное разрешение внутрироссийского кризиса может показать, что эта тенденция может быть положительно разрешена. 

Если Россия сможет решить задачу создания новой федерации, если она придет к интеграции на новой основе, то это будет урок миру. До каких пор Россия может учиться у Европы или Соединенных Штатов? У нас есть шанс показать путь миру, и это будет путь России, опыт, которым мир сможет воспользоваться. 

Чтобы достичь этого, нужно... 

- СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ УПРАВЛЯЕМЫМ, ОСНОВАННЫМ НА СОГЛАСОВАНИИ ИНТЕРЕСОВ СУБЬЕКТОВ НОВОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Управляемость процессом интеграции

В настоящее время самая большая беда не в том, что происходит дезинтеграция. Увеличение прав мест во многом (и прежде всего в экономическом смысле) можно было бы признать благом если бы не тот способ, каким оно достигается. Одним удается “выпросить” льготы, другим нет. Предоставление прав регионам больно ударяет по федеральным интересам, т.к. осуществляется по ходу ситуации, без предварительного расчета. Это, в свою очередь, делает невозможным на федеральном уровне стратегическое планирование и мешает выработке экономической и внешнеполитической стратегии. Главная беда та же, что и во время распада СССР -неуправляемость. Единственный способ преодолеть ее — это... 

- СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДОБРОВОЛЬНЫМ. ПРИ ЭТОМ “ДОБРОВОЛЬНОСТЬ” НЕ ДОЛЖНА ПОНИМАТЬСЯ КАК “ПРОИЗВОЛ”. ЦЕЛЬ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СОЗДАНИИ ТАКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СТИМУЛОВ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ БЫ ИНТЕГРАЦИЮ РОССИИ ВЫГОДНОЙ ДЛЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ.

 

Добровольность интеграции

Новая интеграция должна покоиться на разумных основаниях, должна быть выгодна регионам с экономической, политической и “культурной” (для республик и национальных округов) точек зрения, должна быть не только “свободой от хаоса” (хотя и ей тоже), а “свободой для совместного созидания”, другими словами, иметь под собой разработанную основу, которая принимается регионами. “Разумность” понимается здесь в смысле создания таких предпосылок, которые привели бы в действие заинтересованные в интеграции предпринимательские круги, властные структуры (как федеральные, так и местные), политические партии и общественно-политические движения. В некоторых случаях к таким заинтересованным силам должны быть отнесены и отдельные российские регионы. Причем, главное условие здесь заключается в том, чтобы... 

- СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ БЕЗОПАСНЫМ.

 

Безопасность, как условие интеграционного процесса

Безопасность в данном контексте надо понимать широко. Следует отдавать себе отчет, что создание новой целостности не предполагает силового разрыва центральных российских структур, который приведет к крайней дестабилизации ситуации. 

Центральная власть обеспечивает внешнюю и все еще обеспечивает внутреннюю безопасность страны. В федеральных ведомствах работает самая квалифицированная в стране бюрократия. Разумеется, она может кого-то не устраивать, но другой у нас нет. 

Задача заключается в том, чтобы сохранив федеральную власть, указать для нее принципиально новый круг обязанностей и создать такую систему сдержек и противовесов, при которой и российские земли и сама федеральная власть неукоснительно выполняли законы. 

Новая федеральная власть должна стоять на страже принципов, балансирующих интересы российских земель. Принципы же эти еще предстоит выработать. 

Сама центральная власть должна сознавать эту задачу, меняться в соответствии с ней. В противном случае (в случае простого отстаивания своих привилегий) результатом будет неизбежная и необратимая дезинтеграция России. 

И наконец, жизненно необходимо... 

- СТРЕМИТЬСЯ К НОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ КАК К ОСНОВЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

 

Новая интеграция как основа экономических реформ

Данное положение нельзя понимать в том смысле, что “реформы начнутся только после того, как будет создано новое государство”. 

Во-первых, “реформы” идут или будут идти снизу (и в этом смысле, если быть точным, это уже не “реформа России”, а “созидание России”), 

Во-вторых, попытки делать их из центра не будут прекращаться, и это правильно. Надо только понимать, что они неизбежно будут иметь ограниченное значение, так как хорошо реформируется только то, что хорошо управляется. 

Каким же образом можно достичь указанных целей? Каковы должны быть предпосылки и условия движения в указанном направлении?

 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форум] [Книга гостей] [Публикации]
 
Нижегородский пролог. Содержание. 
Далее -> 1.4 Путь