Либеральный вариант “национальной идеи”
Одной из наиболее сложных проблем, с которыми российское общество столкнулось
после распада СССР, оказалась проблема кризиса самоидентификации. Внезапно
появившиеся границы, утрата позиции мировой сверхдержавы, сепаратистские
тенденции внутри России, - все это стимулировало подъем националистических
настроений, в которых нашли опору различные силы из “государственнической”
части российского политического спектра, от коммунистов до “фашистов”.
Сформировался запрос на “национальную идею”, явно и неявно противопоставлявшуюся
“западным” ценностям, неприемлемым для России. Все это в преддверии избирательных
кампаний 1995-1996 гг. заставило партии и движения либерально-реформистского
направления более четко заявить свои позиции в вопросах “национального
строительства”, перехватив тем самым инициативу.
Так, в выступлении Е.Гайдара на II съезде “ДВР” говорилось: “Мы, демократы,
почему-то приняли правила игры, в соответствии с которыми патриоты - это
обязательно люди, разжигающие национальную рознь, готовые втянуть Россию
в новые военные авантюры во имя собственных политических амбиций” 31.
В предвыборной кампании “ДВР” 1995 г. появилась тема: мы - патриоты, потому
что верим в возможности своего народа. Эта же тема развивалась и “Яблоком”,
которое в своих программных документах утверждало: “Мы - патриоты, но не
национал-популисты”32. Таким образом, демократическому движению
в России, которое в отличие от стран Прибалтики или Польши, исходно не
ставило национальные проблемы в центр своих программ, под влиянием логики
политических дискуссий все же пришлось сформулировать свои позиции по этому
кругу вопросов.
Национализм, безусловно, не относится к числу тех проблем, вокруг которых
формировалось ядро либеральной теории: задачи развития и самоопределения
наций находились скорее на периферии, чем в центре внимания либералов.
Однако реализация либеральных программ во многих странах мира сталкивалась
с проблемами такого рода, и в ходе их решения сложился особый тип националистических
теорий - либеральный национализм33, представленный именами Дж.С.Милля,
Дж.Маззини, лорд Эктона, Т.Масарика, В.Вильсона и др. Он имеет продолжение
и в русской общественной мысли в лице В.Соловьева, Б.Чичерина, П.Струве.
Национализм этого типа, настаивая на политических и культурных правах нации,
исключает какую-либо дискриминацию по принципу крови, делая упор скорее
на гражданскую лояльность в рамках демократического режима, нежели на этническую
принадлежность. Концепции “национального строительства”, предложенные “ДВР”
и “Яблоком”, в целом, находятся в русле этой традиции.
Прежде всего, для них характерно представление о “национальных интересах”
как об интересах общества, то есть граждан, а не государства. “Наша цель
- процветание России. Но мы против того, чтобы величие российского государства
строилось на крови и костях его граждан, - записано в программе “Яблока”.
- Для нас Великая Россия - это прежде всего благополучие и безопасность
граждан. Это - не только мощная армия, но и современное высокого класса
общедоступное образование, медицина, безопасность, эффективная экономика
и реальная федерация”34. Этими же соображениями определяет свои
приоритеты и “ДВР”: “Какова цель российской политики?... - задает вопрос
Гайдар. - Восстановление военной сверхдержавы? Или отказ от имперских амбиций
и раскрепощение общества ради свободного экономического и культурно-социального
развития? Соединить первое со вторым невозможно и технически (не хватает
ресурсов), и принципиально...”35 Не оставляет сомнений, что
“Демократический выбор России” - на стороне второй из этих альтернатив.
Современные либералы не склонны упиваться “национальной гордостью великороссов”:
их отношение к “уникальности” собственного народа - очень рациональное,
лишенное демонстрации культурного превосходства. “В отличие от разного
рода демагогов мы считаем неприличным кричать и политически спекулировать
очень личным чувством - своей любовью к Родине, - подчеркивает программа
Яблока”36. Гайдар, возражая сторонникам сохранения “национальной
самобытности” России, заявляет: “Я абсолютно убежден, что те люди, которые
хотят видеть Россию закрытой, закуклившейся, просто исполнены чувства национальной
недостаточности... Я считаю, что русская культура абсолютно не нуждается
в покровительственном, снисходительном к ней отношении. Я убежден, что
она будет мировой культурой в XXI веке, как она была мировой культурой
и в XIX, и в ХХ” 37.
Оба политических объединения не рассматривают права нации в качестве
приоритетного принципа, которому можно и нужно приносить в жертву свободу
и счастье составляющих ее индивидов. И “ДВР”, и “Яблоко” безоговорочно
осудили обе стороны, виновные в развязывании войны в Чечне. Отношение к
этой войне было одним из немногих вопросов, в котором эти постоянные оппоненты
выступали как союзники, прилагая все усилия к тому, чтобы остановить военные
действия, начать переговоры с правительством Дудаева, перевести конфликт
в дипломатическое русло. При этом речь не шла о признании права Чечни на
независимость. Как говорил Гайдар, “наша фракция не готова признать независимость
Чечни... Речь должна идти о шагах, позволяющих снизить уровень противостояния...”38
И “ДВР”, и “Яблоко” исходили из признания территориальной целостности России.
Однако, по словам редактора журнала “Открытая политика” В.Ярошенко, “территориальная
целостность империи, страны, города - не молох, на алтарь которому надо
приносить русских и чеченских детей, наспех одетых в ритуальную военную
форму...”39 Как говорил на заседании Государственной Думы С.А.Ковалев,
почти месяц пробывший в осажденном Грозном, “полномасштабная война в Чечне
- это не война с бандитскими формированиями, это война с народом, с вооруженным
народом, организовавшимся в ходе этой войны... Народ может иметь ложные
политические идеалы. Народ может верить не тем... Но воевать с народом
нельзя” 40. Необходимо вести переговоры с нелегитимным правительством
Дудаева, которое обладает властью, чтобы остановить кровопролитие, а затем
уже обсуждать статус Чечни.
И “ДВР”, и “Яблоко” воспринимают рост национализма как некий неудобный
анахронизм, как временное явление, которое необходимо преодолеть. “...То,
что происходит сегодня, - пишет Гайдар, - это как бы возвратная, откатная
волна того всплеска национализма, которым ознаменовались начало и середина
века... Но в XXI веке не он будет главенствующей тенденцией”41.
В.П.Лукин, рассуждая о проблемах международного права, пишет о необходимости
отказаться от признания “латентной ценности” принципов самоопределения
наций и территориальной целостности государств в качестве “равновеликих”.
“Ориентация на принцип самоопределения, - подчеркивает он, - чревата самоуничтожением
для мира в целом, для Европы в частности, для нестабильно модернизирующейся
Восточной Европы в особенности. Видимо, следует согласиться с мнением лорда
Эктона о том, что принцип всеобщего права на национальное самоопределение
представляет собой шаг назад в историческом развитии. В современном мире
движения, слепо преследующие цель самоопределения любой ценой, подрывают
потенциал демократического развития в новых независимых странах и подвергают
опасности основания народовластия в демократических государствах. Наступило
время лишить морального одобрения большинство из них и увидеть в них то,
чем они, собственно, и являются - деструктивную силу, влекущую мир в самые
мрачные эпохи прошлого”42.
Оба политических объединения исходят из того, что права наций должны
обеспечиваться за счет национально-культурной автономии, гарантий свободного
развития языка, литературы, искусства, образования. Эти гарантии рассматриваются
как составляющие индивидуальных, а не коллективных прав. Программа “Яблока”
заявляет, что приоритетом национальной политики является “защита и обеспечение
реализации национально-культурных прав личности, а не отстаивание претензий
этнократических элит под видом коллективных прав этноса, чреватое национальными
конфликтами” 43. “Мы рассматриваем проблему реализации прав
лиц, принадлежащих к этническим, культурным и религиозным меньшинствам,
- пишет Гайдар, - через призму воплощения в каждодневную политическую практику
общего основополагающего для современных цивилизованных отношений принципа
недискриминации. Мы эту проблему видим как часть работы по защите прав
человека”44. По мысли Ф.Шелова-Коведяева, разработчика программы
“ДВР” по национальному вопросу, для России наиболее приемлемы два типа
политики в отношении этнических, религиозных и языковых меньшинств: с одной
стороны, плюрализм, создание специальных политических и (или) административных
структур или предоставление местной автономии в решении широкого круга
вопросов тем районам, где компактно проживают группы меньшинств, с другой
стороны, интеграция, то есть объединение различных групп общества, предоставление
им путем специальных мер со стороны центральной или региональной администрации
возможности сохранить свои отличительные черты. Развитие таких структур
рассматривается либералами как одно из направлений развития гражданского
общества 45. Следует отметить, что программы “ДВР” и “Яблока”
в области национальной политики во многом похожи.
Сходны и их позиции по вопросу о русской (или русскоязычной) диаспоре,
образовавшейся с распадом СССР. “Историческая задача, стоящая перед нами,
поколением россиян, выживших в двадцатом веке - пишет Лукин, - сделать
так, чтобы... две России - страна и нация - не потеряли друг друга. Сделать
так, чтобы россияне могли жить, ощущая себя и гражданами страны обитания,
и животворной частицей великой российской цивилизации”46. Однако
решение этой задачи лидерами обоих политических объединений связывается
с дипломатическими средствами и поощрением культурных связей, а отнюдь
не с территориальными притязаниями. “Под предлогом защиты родственных групп,
проживающих в соседних государствах, России было бы явно не с руки предпринимать
действия, способные нанести ущерб единству и целостности той или иной сопредельной
страны”, - пишет Шелов-Коведяев 47. В ноябре 1996 г. фракция
“Яблоко” в Государственной Думе решительно отказалась поддержать позицию
большинства в вопросе о территориальной принадлежности Севастополя. Высказывая
сочувствие к положению русскоязычного населения Крыма, “яблочники” подчеркивали,
что отношения с Украиной должны развиваться на основе равноправного политического
диалога и экономического союза, а вопрос о Севастополе следует решать путем
переговоров, а не деклараций. Подобная позиция высказывалась и на страницах
партийной печати “ДВР”: по мысли Ю.Каграманова, единственный способ вернуть
Севастополь - это реинтеграция с Украиной, которой демарши, предпринимаемые
Государственной Думой, могут только помешать. “В противном случае, - пишет
он, - придется признать..., что Украина - такая же наследница империи,
как и Россия, и, значит, смириться с тем, что “город русской славы” вместе
с Крымом и Новороссией “на веки вечные” стал украинским”48.
И “ДВР”, и “Яблоко” считают, что внешняя политика должна быть подчинена
внутренней, а не наоборот, что России необходимо отказаться от имперских
амбиций и претензий на роль сверхдержавы, что ее главной целью в этой сфере
должно быть обеспечение международного климата, благоприятного для решения
ее внутренних задач. В начале 90-х гг. это означало весьма кардинальную
смену внешнеполитического курса. А.В.Козырев, бывший министр иностранных
дел, до декабря 1994 г. - член фракции “Выбор России”, пишет в своей книге:
“Логика национально-государственных интересов диктует и новое видение геополитической
картины мира. Мы отказались от характерного для второй половины бывшего
Союза дутого глобализма... Приоритет должен отдаваться районам, где сосредоточены
реальные интересы России”49. Бывшие враги превратились в партнеров,
прежние принципиальные позиции СССР оказались пересмотрены, в первую очередь,
в вопросах европейской политики. По мнению Козырева, эта переориентация
была не “предательством национальных интересов”, а изменением целей внешней
политики, задачей которой стало теперь обеспечение “максимально благоприятного
международного окружения”50. Вступившая на путь демократических
реформ Россия должна искать союзников в ряду демократических государств
- логика, являвшаяся продолжением мифов, созданных во времена “холодной
войны”. В начале 90-х гг. “демократы” рассматривали Запад как естественного
союзника в осуществлении преобразований в России. Позднее понимание ситуации
стало более трезвым. По оценке Гайдара, “западный мир - не враг наш и не
филантроп. Свои проблемы мы должны решать сами, и, если с ними не справимся,
мир спокойно отнесется к крушению высокой российской цивилизации”51.
“ДВР” исходит из необходимости поддерживать партнерские отношения со странами
Запада, стремиться там, где это возможно, конкурировать с ними и отстаивать
собственные интересы. Расширение НАТО на Восток, которое многими обозревателями
рассматривалось как результат недальновидной политики козыревского МИДа,
в партии “ДВР” было воспринято по-разному: одни, в числе которых Е.Гайдар,
С.Юшенков оценили его негативно, поскольку этот процесс чреват неприятными
для России внутренними и внешними последствиями, другие - С.Ковалев, А.Мурашев
- не видят в нем ничего страшного 52.
Внешнеполитическая программа “ДВР” исходит из того, что возможности
государства определяются прежде всего его экономическим потенциалом, поэтому
последовательную либерализацию хозяйственной деятельности и обеспечение
на этой основе экономического роста она рассматривает как ключ к упрочению
позиций России на мировой арене. В сокращении военных расходов в начале
90-х гг. лидеры “ДВР” видели один из источников средств, необходимых для
проведения реформ, они настаивали на конверсии, на снижении государственного
финансирования производства вооружений. Одним из принципиальных пунктов
программы “ДВР” является военная реформа, суть которой, по словам Гайдара,
“заключается в том, чтобы осуществить осмысленный переход от военной организации
тоталитарного государства, ориентированного на военную конфронтацию с большинством
развитых стран мира... к военной организации правового демократического
государства, обеспечивающего свою военную безопасность во взаимодействии
с мировым сообществом..” 53.
Внешнеполитическая часть программы “Яблока”, главным разработчиком которой
является В.П.Лукин, в целом ряде оценок расходится с программой “ДВР”.
“Яблоко” также исходит из того, что в этой сфере императивом выступают
потребности граждан, поэтому “российская внешняя политика должна основываться
на достаточно широком, но ограниченном наборе приоритетов. Она должна быть
эффективной, последовательной, но экономной”54. Однако “яблочники”
являются сторонниками более решительного отстаивания интересов России на
внешней арене, считают “непомерной платой” за свободное европейское общежитие
уступки, сделанные в 1988-1994 гг. Расширение НАТО на восток оценивается
“Яблоком” как серьезное поражение российской внешней политики. “...Если
сегодня намечается тенденция обособления запада и центра Европы от ее восточной
(бывшей советской) части, - пишет Лукин, - то не может быть иллюзий: это
обособление наносит мощный удар по коренным идеалам российской демократии
со всеми вытекающими отсюда последствиями и для России, и для Европы в
целом”55. Возглавляемый им Международный комитет Государственной
Думы подготовил предложения в отношении условий, которые необходимо оговорить
при заключении договора о партнерстве России с НАТО. Одновременно, по мнению
Лукина, следует активизировать внешнеполитическую деятельность России в
азиатско-тихоокеанском регионе.
“Яблоко”, как и “ДВР”, связывает прочность позиций страны на мировой
арене с возможностями ее экономического потенциала. Однако, с точки зрения
“яблочников”, последний оказался ослаблен именно благодаря избранной стратегии
реформ. Одно из преимуществ своего варианта преобразований лидеры “Яблока”
видят в том, что он позволил бы сохранить военную промышленность, использовать
ее высокий технологический и военный потенциал. Этот вариант предполагал
сохранение государственного патронажа над военным производством. По словам
Лукина, “военная промышленность никоим образом не должна попадать под колеса
приватизации - здесь производство всегда убыточно, а экспорт возможен лишь
с государственной помощью. Оптимизация производства должна строиться постепенным
образом и не за счет гибели наиболее квалифицированной рабочей силы - главной
надежды России в эти сложные и жесткие времена”56. Программа
“Яблока” также предусматривает военную реформу, целью которой является
освобождение “армии от несвойственных ей функций” и в то же время обеспечение
“ее способности выполнять свои задачи по обороне страны”. Конкретные задачи
этой реформы во многом совпадают с теми, которые поставлены в программе
“ДВР” 57.
Можно говорить об определенном сходстве позиций этих политических объединений
и в вопросах политики в “ближнем зарубежье”. Несмотря на то, что лидеры
“ДВР” всячески подчеркивают, что распад СССР был предрешен развалом его
экономики, а Явлинский и Лукин видят причины этого события в недостатке
политической воли, и те, и другие всячески подчеркивают, что бывшие советские
республики являются ныне независимыми государствами, что налаживание взаимоотношений
с ними является приоритетным направлением внешней политики России, что
необходимы усилия по интеграции, однако этот процесс не должен совершаться
в ущерб интересам российских граждан. “ДВР” “ против того, чтобы непростые
проблемы этих республик решались за счет российского налогоплательщика,
- утверждает Гайдар 58. “Россия должна помогать соседям обеспечивать
безопасность, но не взваливать на себя все бремя и не нести основные потери
вместо тех, кто в первую очередь должен быть заинтересован в совместной
обороне”, - записано в программе “Яблока”59.
Оба политических объединения в качестве основы для интеграции рассматривают
заключение и развитие реальных долгосрочных экономических союзов со странами
СНГ. Вместе с тем, если Гайдар неоднократно выражал убежденность в том,
что упрочившаяся в результате реформ экономика России “неизбежно породит
мощный интеграционный процесс”60, то в работах Лукина всячески
подчеркивается озабоченность отсутствием необходимых дипломатических усилий61.
Однако эти расхождения в оценках не мешают “ДВР” и “Яблоку” занимать близкие
позиции по практическим вопросам, например, по вопросу о союзе с Белоруссией.
С точки зрения “Яблока”, основой интеграции с Белоруссией должен стать
полноценный экономический союз. Проект договора о таком союзе, который
предлагалось подписать вместо принятия устава межгосударственного объединения,
был вынесен на общественное обсуждение. При этом в заявлении, принятом
Центральным Советом объединения “Яблоко”, подчеркивалось, что практические
шаги по интеграции следует предпринимать лишь после того, как Белоруссией
будут выполнены требования, связанные с прекращением преследований политической
оппозиции и обеспечением свободы деятельности средств массовой информации.
Политсовет “ДВР” принял постановление, в котором политический союз между
Россией и Белоруссией объявлялся преждевременным, заявлялось о желательности
постепенной экономической интеграции и подчеркивалось, что недопустимо
“в политических целях играть священным понятием суверенитета России...”62
Таким образом, и “Яблоко”, и “ДВР” выступили против широкого фронта политических
сил, по тем или иным причинам пожелавшим нарастить свой политический капитал
за счет поддержки формальной интеграции России и Белоруссии.
Подводя итоги, можно сказать, что варианты “национальной идеи”, предлагаемые
“ДВР” и “Яблоком”, во многом схожи и являются продолжением тех принципов,
которые характерны для европейского и русского “либерального национализма”:
интерпретация прав нации как производного от прав составляющих ее индивидов,
приоритет общества как носителя “национальных интересов” перед государством,
понимание нации как совокупности граждан и принцип недискриминации как
основа политики в национальном вопросе. Если использовать терминологию,
предложенную Б.В.Межуевым, то позицию “ДВР” можно охарактеризовать как
“либеральную трактовку национального интереса”: она связана с интерпретацией
национальных интересов как интересов общества и с признанием тесной зависимости
между способностью государства отстаивать эти интересы и его экономическим
потенциалом, “который можно нарастить только с помощью внутренней и внешней
либерализации хозяйственной деятельности”. Программа “Яблока”, пожалуй,
ближе к тому, что Межуев называет “национал-либеральной интерпретацией”:
последняя также исходит из приоритета гражданского общества в определении
“национальных интересов”, но настаивает на необходимости более активной
политики государства в отстаивании этих интересов, включая помощь отечественным
производителям, содействие развитию промышленности, организации внешней
торговли и т.п. 63 |