Экономическая программа общественного объединения “Яблоко”
“Яблоко” возникло сначала как избирательный блок, затем - как фракция в
Государственной Думе, и наконец - как общественное объединение, включив
в себя политические партии и движения, стоявшие на позициях “демократической
оппозиции”, то есть выступавшие за “иной вариант реформ”. Как уже было
сказано, этот “иной вариант” отличался о того, который начало осуществлять
правительство Ельцина - Гайдара не перечнем необходимых мер, а их последовательностью,
сроками, а также формами и методами деятельности государства. По мере реализации
курса, который “яблочники” называют “радикал-либеральным”, их критика в
адрес оппонентов из правительственного лагеря становится все более жесткой.
Экономическая программа общественного объединения “Яблоко”, разработанная
его лидером Г.А.Явлинским и специалистами из “ЭПИцентра”, предусматривала
для России градуалистский вариант реформ. По мысли авторов программы, “либерализация
цен, хозяйственных связей и т.д. может и должна осуществляться не просто
постепенно, но разными темпами в разных секторах экономики, определяемых
не по наитию, а по мере достижения в этих секторах реальной отдачи от институциональных
преобразований, структурной перестройки и т.п. Этапы либерализации должны
способствовать этим изменениям, но не могут опережать их настолько, чтобы
полностью отрываться от реалий хозяйственной жизни... Выбор ортодоксального
варианта стабилизационной политики для трансформации экономики России явился
серьезной стратегической ошибкой”27.
Дело в том, что, по мысли Явлинского и его коллег, “российская экономика
не была повреждена или искажена командной централизацией, она была создана
ею... Поэтому задача для реформаторов состоит не в том, чтобы что-то поправить
или либерализовать”28. Рынок в этой ситуации не может возникнуть
сам собой с упраздением центральных плановых органов и свободой цен. “Законы
рыночного хозяйства, - подчеркивают авторы “яблочной” программы, - действуют
не в любой ситуации, а лишь в рыночной “среде”. Для рыночной самоорганизации
экономики необходима некоторая критическая масса институциональных условий”29.
Создание этих условий требовало кропотливых усилий со стороны государства.
Попытка же моментального перехода от “командной системы” к рынку привела
к становлению того, что Г.Явлинский называет “постплановой экономикой”.
Ее характерные черты - “потеря целостности, хаос и неустойчивость, параллельное
существование целых пластов формального и неформального права”, рост “черного
рынка”, бегство от налогов, коррупция и криминализация 30.
Следствием либерализации экономики стала гиперинфляция, с которой правительство
пыталось справиться за счет ужесточения кредитно-денежной политики. По
мнению Явлинского, эти усилия оказались бесплодны в 1992-1995 гг. не только
потому, что не проводились последовательно, но и потому, что инфляция в
России не представляет собой исключительно денежный феномен. Поэтому монетарные
меры эффективны лишь до определенного порога, определяемого институциональной
и промышленной структурой российской экономики. Чтобы снизить этот порог,
необходим комплекс мер, направленных на формирование основных предпосылок
финансовой стабилизации и экономического роста. В 1995 г. Явлинский предлагал
дать экономике “отдохнуть и набраться сил”, отказаться от доминанты финансовой
стабилизации и заняться структурными реформами, сохраняя до поры до времени
“фоновые” (то есть “объективно” заданные особенностями самой экономики)
темпы инфляции31.
Вместе с тем, Явлинский рассматривал инфляцию как крайне негативное
явление, сыгравшее немалую роль в рождении феномена “постплановой экономики”:
“Инфляция, - по его словам, - была последним резервом умиравшего планового
хозяйства, и когда оно не решилось пойти на него, это сделали реформаторы.
Но тем самым, опять таки независимо от своих намерений, они затормозили
настоящий переход к рынку...” Результатом стало бурное развитие “теневой
экономики”, ее криминализация, распад хозяйственных связей, деиндустриализация
всей страны. Таким образом, по мнению Явлинского, “именно выбор инфляционно-конфискационной
модели реформ привел к тому, что вместо рыночной мы оказались в постплановой
экономике. Вполне возможно, - справедливости ради замечает он, - что все
это было неизбежно, но сейчас это уже вопрос исторический”32.
Тем не менее, вариант реформ, предлагавшийся “Яблоком”, предусматривал
даже некоторое повышение уровня инфляции. Однако, по мысли его лидера,
темпы инфляции, которых удается добиться с помощью жестких монетерных мер,
все же слишком высоки для роста инвестиций, а взятая передышка позволит
в перспективе более кардинально решить проблему, остановив спад производства
и создав институциональные предпосылки для существенного понижения уровня
инфляции. В 1997 г. Явлинский писал, что “победа над инфляцией, которой
так гордится правительство, помимо всего прочего, перевела инфляцию в другое
измерение... Непреложная закономерность, которая безусловно действует в
России, состоит в том, что примененные правительством способы “борьбы с
инфляцией”, обогащая узкую околоправительственную группировку, наносят
экономике и государству больший удар, чем сама эта инфляция”33.
Либерализация экономики, с точки зрения “яблочников”, не сопровождалась
необходимыми институциональными реформами, которые реально в 1992-1994
гг. “были сведены к приватизации, а последняя - только к отчету по количественным
показателям”34. По оценке Явлинского, “результатом... стала
не приватизация, а коллективизация бывшей государственной собственности”.
Этот процесс не способствовал появлению “эффективного собственника”, в
ряде случаев привел к разрыву “неразрывных по природе своей технологических
цепочек”, а подавляющее большинство граждан “не стали частными собственниками
только оттого, что получили по одной-другой акции какого-то АО или фонда”35.
Впрочем, критика результатов приватизации не означает призывов к переделу
собственности, она лишь должна повлечь за собой изменение политики в этой
области. По мнению Явлинского, “из двух приоритетов приватизации - социальной
справедливости и повышения эффективности - сегодня необходимо... выбрать
второй”, а последующий экономический рост позволит с помощью налогов и
социальных программ решить вопрос о “социальной приемлемости”36.
“Яблоко” предлагает свою программу “эффективной приватизации”, основные
идеи которой будут изложены ниже.
Таким образом, если идеологи “ДВР” характеризуют нынешнее состояние
как “номенклатурный капитализм” и предлагают предпринимать усилия по его
трансформации в “цивилизованный”, то лидеры “Яблока” называют сегодняшнюю
экономику “постплановой” и считают, что она может как эволюционировать
“в направлении цивилизованного рыночного хозяйства”, так и “надолго завязнуть
в болоте плутократического номенклатурно-криминального режима”37.
Экономическая программа “яблочников” призвана способствовать реализации
первой из альтернатив.
Приоритетами в их программе институциональных реформ являются реорганизация
предприятий и стимулирование перераспределения собственности к “эффективному
собственнику”, причем предлагается отказаться от реформ “сверху” и перейти
к работе на уровне регионов и предприятий по индивидуальным проектам. Основной
упор должен быть сделан на “приоритетных отраслях”. Главное направление
в реорганизации предприятий видится в заключении контрактов с управляющими
как государственных, так и формально приватизированных предприятий, которые
получат в результате права доверительного управления в обмен на обязательства
выполнять бизнес-план, утвержденный государством38. Для ограниченной
группы предприятий, относящихся к категории “зоны экономического бедствия”
должны быть разработаны специальные меры по оздоровлению. Наконец, для
предприятий, попавших в руки “неэффективных собственников”, потребуется
“переделка под правительственным руководством”, для чего должны быть предусмотрены
специальные бюджетные механизмы39.
Суть предлагаемой “Яблоком” программы “эффективной приватизации” - в
“продаже оставшейся государственной собственности при условии, что новый
собственник принимает на себя обязательства повысить эффективность деятельности
предприятий (провести реорганизацию, либо санацию, осуществить реальные
инвестиции), что увеличит налоговые отчислению в бюджет”. Для каждого предприятия
должен быть осуществлен индивидуальный проект приватизации, состоящий из
трех шагов: первый - инвестиционные торги, второй - если это не получилось
или не имеет смысла - заключение контракта с управляющим о временной передаче
ему прав собствености в рамках договора о доверительном управлении имуществом,
третий - если несмотря на эту меру положение не улучшается - запуск системы
банкротств 40.
“Яблочная” программа институциональных преобразований включает в себя
также создание государственной службы по защите собственности, меры, позволяющие
реализовать наметившуюся тенденцию к формированию финансово-промышленных
групп, запуск механизма банкротств, поддержку малого бизнеса, предложения
по антимонопольной политике и проект жилищной реформы41.
Нетрудно заметить, что экономическая программа “Яблока” предполагает
достаточно значительную административную активность со стороны государства
как на местном, так и на федеральном уровне. Возникает вопрос: а где гарантии,
что деятельность государственных чиновников, связанная, например, с заключением
контрактов с управляющими или с “приобретением правительством или специально
уполномоченными на то банками контрольного пакета акций и прямым участием
в управлении” предприятиями, попавшими в руки неэффективных собственников,
не будет связана со злоупотреблением властью, с ограничением свободы конкуренции
и др.? Ведь сам Явлинский признает, что “руководящая роль государства в
экономическом развитии, помимо органического понимания и искренней приверженности
идеям свободной экономики, предполагает наличие мощной прослойки некоррумпированного
и готового служить Отечеству чиновничества, наличие определенного общественного
доверия к этому чиновничеству...”42 Очевидно, что это один из
самых “больных” вопросов в России, однако для политиков либерального направления
было бы естественно, выдвигая предложения о расширении полномочий государства,
сделать упор на определении четких правовых границ этой активности и обеспечении
общественного контроля. Вместе с тем, в программе “Яблока” эти границы
описаны весьма неопределенно.
Структурные реформы российской экономики предлагается проводить поэтапно,
начиная с “приоритетных отраслей”, способных обеспечить наиболее быструю
отдачу. Среди них - прежде всего сырьевые отрасли, которые, с точки зрения
авторов программы, можно развивать почти исключительно за счет частных
инвестиций. Для этого необходимо принятие пакета нормативных актов, создающих
благоприятный инвестиционный климат. В частности, “яблочники” придают большое
значение принятому при их активном давлении закону “О соглашениях о разделе
продукции”, обеспечивающему взаимоприемлемый компромисс между государством
и инвестором по каждому конкретному проекту и предусматривающему отчисления
в виде ренты, а не налогов43. С их точки зрения, этот закон,
во-первых, создает благоприятные и стабильные условия для инвестиций, во-вторых,
дает возможность существенно пополнить государственную казну. Средства,
накопленные в результате реализации инвестиционных проектов в сырьевом
секторе, дадут возможность дальше продвинуть структурные реформы. В качестве
инвестиционных ресурсов программа “Яблока” рассматривает также сбережения
населения, частные инвестиции, а также государственный бюджет.
Государству отводится роль одного из главных инвесторов в реструктурируемую
экономику. В связи с чем возникает вопрос о способах пополнения государственного
бюджета. В вопросе о бюджетной политике “Яблоко” выступает как последовательный
оппонент правительства. Во-первых, “оппозиционные демократы” предлагают
навести порядок с неналоговыми поступлениями, более рачительно использовать
принадлежащую государству собственность, ресурсы, доли в совместных предприятиях
и др. Во-вторых, с их точки зрения, необходимы изменения в налоговой системе,
смысл которых - в снижении общего уровня налогообложения при резком расширении
налоговой базы и обеспечении собираемости налогов. В-третьих, предполагается
федерализация бюджета, перераспределение средств и ответственности регионам.
Собранные с помощью этих мер дополнительные средства предлагается использовать
для совместного с частным сектором финансирования перспективных проектов,
для поддержки малого бизнеса, для осуществления перечисленных выше мер
по реорганизации производства, для ассигнований на науку, культуру, образование
и здравоохранение при переходе здесь на новые принципы финансирования и
др. 44
Таким образом, реализация “яблочной” программы привела бы к созданию
экономики, в которой государству принадлежала важная роль не только в качестве
силы, осуществляющей макроэкономическое регулирование, но и как непосредственному
участнику рыночных отношений (одним из результатов этих реформ стало бы
появление достаточно крупного государственного и смешанного сектора). Эта
программа предусматривает также активную социально-распределительную политику
государства. Иными словами, “яблочники” являются сторонниками “социал-либерального”
или “социал-демократического” пути развития, при котором рынок и свободная
конкуренция в условиях смешанной экономики с преобладанием частного сектора,
сочетаются с активной регулирующей и перераспределяющей ролью государства.
Явлинский пишет: “...Рыночный механизм не решает никаких социальных задач.
“Оптимальное” распределение ресурсов, которое получается в результате его
действия, не исправляет изначального перекоса... в распределении собственности
и прочих компонентов стартовых условий. Создание “правильных” с общественной
точки зрения стартовых условий остается при этом задачей общества, государства
даже при самом идеально отлаженном рыночном механизме” 45.
В отличие от “ДВР”, претендующей на роль “практически единственной в
стране” партии, “которая последовательно выражает либеральные идеи”46,
“Яблоко” долгое время вообще не акцентировало своей идеологической принадлежности,
определяя себя как “демократическую оппозицию”; лишь в 1996 г. его лидеры
объявили о приверженности одновременно либеральному и социальному подходам
(по-видимому, предполагая, что это разные вещи, а не один из вариантов
либеральных программ), причем “либеральной” частью программы считается
защита частной собственности и свободного предпринимательства, а “социальной”
- все, что относится к социальной политике 47. “Яблоко” имеет
статус наблюдателя и в Либеральном, и в Социалистическом Интернационалах.
Вместе с тем, Явлинский энергично возражал против данной Гайдаром характеристики
“Яблока” как “левой социал-демократической организации” 48.
Таким образом, социал-либеральная или социал-демократическая направленность
программы “Яблока” четко не заявлены.
Как и их оппоненты из “ДВР”, “яблочники” подчеркивают, что время для
размежевания между либералами и социал-демократами в России еще не пришло,
мотивируя это необходимостью сочетания на данном этапе и того, и другого
подхода, а также незрелостью электоральной базы обоих политических течений
49. Нетрудно заметить, что несмотря на заверения в преждевременности
окончательного выбора между “классической” и “социальной” моделями, оба
политических объединения жестко настаивают на своем варианте перехода,
не проявляя готовности к компромиссу. Таким образом, уже на данном этапе
можно говорить о появлении в России двух вариантов политических программ,
заявляющих себя в качестве либеральных - хотя “Яблоко” делает это с некоторыми
оговорками. |