[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
ПРОЕКТ
Вносится депутатами Государственной Думы Российской Федерации
Н.Ю.Брусникиным, А.Ю.Михайловым
Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и иные Федеральные законы в части оформления прав собственности на земельные участки для функционирования зданий, сооружений и имущественных комплексов предприятий"
Внесен в Государственную Думу 21 апреля 2003 года

Статья 1. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1. Абзац 2 пункта 2 статьи 27 изложить в следующей редакции:

«Земельными участками, ограниченными в обороте (ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав) являются земельные участки, которые могут принадлежать лишь участникам оборота, определенным Федеральным законом, либо земельные участки, нахождение в обороте определённого вида которых допускается нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации.».

2. Статью 29 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков и оформление документов, необходимых для последующей регистрации прав собственности на земельные участки под строениями

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также оформление документов, необходимых для последующей регистрации прав собственности на земельные участки, которые необходимы для функционирования и восстановления зданий, строений, сооружений, предприятий, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

3. Название статьи и пункт 1 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, предприятие

1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, предприятие, принадлежащее физическим или юридическим лицам на праве собственности, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на этот земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник здания, строения, сооружения, предприятия.

В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или с учётом сложившегося порядка пользования земельным участком.».

4. Пункт 2 статьи 35 изложить в следующей редакции:

«2. Размер и границы земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с данными действительного документа, на основании которого осуществляется землепользование (в том числе, договора аренды, акта о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования), а при его отсутствии - на основании правил землепользования и застройки, утверждённых в соответствии с пунктом 2 статьи 85 настоящего Кодекса.

Размер этого земельного участка во всяком случае не может быть меньше, чем необходимо для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, имущественного комплекса предприятия в случае их разрушения.

5. Статью 36 изложить в следующей редакции:

«Статья 36. Оформление прав на земельные участки, которые необходимы для функционирования здания, строения, сооружения, предприятия, принадлежащего физическим или юридическим лицам на праве частной собственности

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, помещения, предприятия, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оформляют право собственности на эти земельные участки (доли в праве собственности на земельные участки), необходимые для функционирования и восстановления в случае разрушения таких зданий, строений, сооружений, имущественных комплексов предприятий, или заключают договор аренды на такие земельные участки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке, определённом настоящей статьёй, с учётом условий, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья».

3. В случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на оформление данного земельного участка в общую долевую собственность, а каждый из них может оформить долю в праве собственности на этот участок, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Размер указанной доли определяется соглашением сторон, а при его отсутствии - решением исполнительного органа государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренным статьей 29 настоящего Кодекса, как пропорциональный доле жилых и нежилых помещений такого лица в общей площади жилых и нежилых помещений в этом здании, сооружении. Организации по учету соответствующих объектов, обязаны предоставлять сведения о такой площади собственникам помещений и указанным органам.

Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок оформляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

5. Для оформления прав на земельный участок или долю в праве на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением об оформлении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

6. Орган, принявший решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости, а в случаях, если объект не был ранее приватизирован -- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления и в соответствии с желанием заявителя принимает решение об оформлении земельного участка в собственность (об оформлении доли в праве собственности на соответствующий земельный участок) либо о передаче такого участка (доли в праве на участок) в аренду и направляет заявителю соответствующее решение или проект договора аренды.

Решение об оформлении в собственность земельного участка в связи с ранее приватизированными объектами недвижимости распространяется на все объекты недвижимости, расположенные на этом участке и принадлежащие заявителю на праве собственности, включая объекты, построенные на этом участке после приватизации.

Решение об оформлении в собственность земельного участка является основанием для регистрации права собственности на земельный участок, необходимый для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, предприятия, принадлежащего физическим или юридическим лицам на праве частной собственности.

Указанный в настоящем пункте орган может инициировать внесение в правоустанавливающие документы сведений о публичных сервитутах, фактически существовавших на дату приватизации (продажи) здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких сервитутах, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятыми на указанную дату. Установление иных публичных сервитутов допускается только в случаях, когда обеспечение публичных интересов иным способом невозможно.

Установленный настоящей статьёй порядок применяется для передачи земельного участка бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган, уполномоченный для принятия решения об оформлении земельного участка, на основании заявления гражданина или юридического лица либо по своему обращению обязан обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утвердить проект его уточнённых границ на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления заявления об оформлении земельного участка в собственность или в аренду.

Уточнённые границы и размеры земельного участка определяются на основании п.2 статьи 35 настоящего Кодекса с учетом фактически используемой площади земельного участка, красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В том случае, если в плане приватизации или в ином договоре приватизации отсутствовал необходимый план земельного участка или имелись технические ошибки, допущенные государственным органом при приватизации, орган, принявший решение о приватизации, на основании заявления собственника здания, строения, сооружения, помещения, предприятия обязан внести уточнение в план приватизации или в иной договор приватизации в месячный срок со дня подачи таким собственником соответствующего заявления.

8. Уполномоченный орган в двухмесячный срок со дня представления заявления об оформлении участка в собственность или в аренду принимает решение об оформлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и направляет им копию решения.

Уточнённые (в случае необходимости) границы земельного участка на местности устанавливаются за счет собственника недвижимости.

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса».

6. Абзац 5 пункта 6 (последний абзац пункта 6) статьи 90 после слов «других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.» дополнить новым предложением в следующей редакции: «Границы охранных зон объектов систем газоснабжения утверждаются исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.».

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 25.10.01 № 136-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следующие изменения:

1. Статью 2 изложить в новой редакции:

«Статья 2.

1. Условия для реализации принципа первичности земельного участка обеспечиваются посредством оформления земельных участков, необходимых для функционирования и восстановления зданий, строений, сооружений, предприятий, в собственность лиц, которым эти объекты принадлежат на праве собственности.

2. При оформлении в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, прав на земельные участки собственниками расположенных на них помещений, зданий, строений, сооружений, имущественных комплексов предприятий заявители вносят плату. Эта плата направляется на покрытие издержек, связанных с оформлением прав собственности на земельные участки, необходимые для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, предприятия, принадлежащего физическим или юридическим лицам на праве частной собственности. Величина этой платы составляет:

для собственника помещения - однократный размер установленного законом минимального размера оплаты труда;

для собственника здания, строения, сооружения - трёхкратный размер установленного законом минимального размера оплаты труда;

для собственника предприятия -- десятикратный размер установленного законом минимального размера оплаты труда.

2. Пункт 2 статьи 3 изложить в новой редакции:

«2. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны содействовать физическим и юридическим лицам в переоформлении их прав на земельные участки в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, занятых объектами железнодорожного транспорта, транспортных систем естественных монополий, а также объектами разведки, добычи нефти и газа не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

При продаже зданий, строений, сооружений, предприятий, которые находятся в собственности физических и юридических лиц, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками подлежат переоформлению на право аренды земельных или на право собственности в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации.».

Статья 3. Внести в Федеральный закон от 21.12.2001г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следующие изменения:

1. Пункт 1 статьи 5 дополнить абзаце 2 в следующей редакции:

Указанное в настоящем пункте ограничение не распространяется на собственников зданий, строений, сооружений, помещений и предприятий, которые имеют право на оформление в собственность участков, необходимых для функционирования или восстановления указанных объектов.

2. Статью 28 изложить в следующей новой редакции:

«Статья 28. Отчуждение и оформление земельных участков

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, необходимых для функционирования и восстановления этих объектов в случае их разрушения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Размер и границы такого земельного участка определяются в соответствии с данными действительного документа, на основании которого осуществляется землепользование (в том числе, договора аренды, акта о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования), а при его отсутствии - на основании правил землепользования и застройки, утверждённых в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации. Размер этого земельного участка во всяком случае не может быть меньше, чем необходимо для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, имущественный комплекс предприятия в случае их разрушения.

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования;

предоставленных унитарному предприятию по договору аренды для строительства;

арендуемых унитарным предприятием и занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, имущественного комплекса предприятия.

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, вправе взять в аренду, либо оформить в собственность земельные участки, необходимые для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, имущественного комплекса предприятия в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Решение об оформлении в собственность таких земельных участков принимается органом, определённым пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня обращения.

По заявлению собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не менее, чем десять лет и не более чем сорок девять лет.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Размер арендной платы устанавливается на весь срок аренды в виде фиксированной суммы или в виде формулы, которая позволяет однозначно определить размер арендной платы в любой период. Договор аренды участка под строением, предприятием не может содержать:

- обязательств арендатора выполнять какие-либо работы или оказывать услуги, влекущие дополнительные расходы со стороны арендатора;

- иных требований, фактически увеличивающих платежи за аренду земли;

- требований выплаты штрафов или компенсаций за нарушение экологических или иных норм, по которым штрафные санкции предусмотрены действующим законодательством;

- норм об одностороннем расторжении договора арендодателем.

Арендная плата за указанный земельный участок не может превышать размера земельного налога за этот участок.

Отказ в оформление земельного участка в собственность или в предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, покупатели такого имущества приобретают долю в праве собственности на соответствующий земельный участок.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально доле жилых и нежилых помещений такого лица в общей площади жилых и нежилых помещений в этом здании, сооружении. Организации по учету соответствующих объектов, обязаны предоставлять сведения о такой площади собственникам помещений.

5. При продаже имущественного комплекса унитарного предприятия земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании плана земельного участка, предоставляемого продавцом и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Размер и границы такого земельного участка определяются в соответствии с данными действительного документа, на основании которого осуществляется землепользование (в том числе, договора аренды, акта о предоставлении земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования), а при его отсутствии - на основании правил землепользования и застройки, утверждённых правовым актом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 85 настоящего Кодекса. Размер этого земельного участка во всяком случае не может быть меньше, чем необходимо для функционирования и восстановления здания, строения, сооружения, имущественный комплекс предприятия в случае их разрушения.

Указанный план земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли - продажи земельного участка.

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при продаже имущественного комплекса унитарного предприятия, здания, строения, сооружения при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

7. При продаже единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания, строения, сооружения, имущественный комплекс унитарного предприятия цена такого объекта определяется в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона без выделения цены земельного участка.

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки:

в составе земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фондов, особо охраняемых территорий и объектов, если иное не предусмотрено иными федеральными законами;

общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие) в составе земель поселений;

в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности аэропортов, а также отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития, если иное не предусмотрено иными федеральными законами;

предусмотренные (зарезервированные) генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе предназначенные для общего пользования;

иные земельные участки, не подлежащие отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

10. В том случае, если в плане приватизации или в ином договоре приватизации отсутствовал необходимый план земельного участка или имелись иные технические ошибки, допущенные государственным органом при приватизации, орган, принявший решение о приватизации, на основании заявления собственника здания, строения, сооружения, помещения, предприятия обязан внести уточнение в план приватизации или в иной договор приватизации в месячный срок со дня подачи таким лицом соответствующего заявления.

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

А.Ю.Михайлов

Пояснительные материалы к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный Кодекс Российской Федерации и иные Федеральные законы в части оформления прав собственности на земельные участки для функционирования зданий, сооружений и имущественных комплексов предприятий"

Алексей Михайлов, Николай Брусникин, Андрей Лазаревский, "Земля: Платите меньше в тысячу раз", "Ведомости", 25.12.02,

Андрей Лазаревский, руководитель Управления по оптимизации условий землепользования Объединённых машиностроительных заводов, "Недоприватизация", журнал "Экономика России: XXI век" № 11, с. 4-7,

Алексей Михайлов, Андрей Лазаревский, "Угол зрения: проект закона "О землепользовании и застройке в г.Москве", "Финансовые известия", 22.10.02

Алексей Михайлов, Андрей Лазаревский, "Земля: Московское всевластие", "Ведомости", 24.10.02.

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]