Данный законопроект предусматривает новый механизм формирования
Совета Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
Нынешний порядок формирования Совета Федерации в соответствии
Федеральным законом от 05.08.00 N 113-ФЗ "О порядке
формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации" является недемократичным - процедура выдвижения
и избрания представителей законодательной и исполнительной
ветвей власти субъекта Российской Федерации - членов Совета
Федерации - не предусматривает участие избирателей соответствующего
региона. Таким образом, члены Совета Федерации могут не
учитывать мнения жителей региона, представительство которого
они призваны обеспечивать в органе федеральной власти. Это
ведет к возможности возникновения таких ситуаций в процессе
деятельности Совета Федерации, когда представитель региона
действует вопреки интересам жителей территории. Влияние
населения региона на "своих" членов Совета Федерации
лишь косвенно, поскольку опосредовано представителями региональных
органов власти и ограничено избирательными циклами выборов
главы исполнительной власти и депутатов законодательного
органа.
С сожалением следует констатировать, что нынешние члены
Совета Федерации не представляют ни региональные власти,
ни, тем более, жителей соответствующих регионов. Многие
новые члены Совета Федерации не скрывают своих истинных
мотивов деятельности на этом посту - отстаивание экономических
интересов корпораций и ФПГ, чьи интересы они представляют.
Совет Федерации, в соответствии со ст. 94 Конституции РФ
является и законодательным и представительным органом. По
мнению авторов предлагаемого законопроекта, природа Совета
Федерации как представительного органа власти заключается
в представлении и выражении интересов субъектов Федерации,
которые формируются жителями и органами власти соответствующей
территории. В связи с этим, задача федерального законодателя
- обеспечить такой механизм делегирования регионами своих
представителей, который бы обеспечивал влияние на членов
Совета Федерации и органов власти и граждан.
При этом важно, что предлагаемый в настоящем законопроекте
порядок формирования Совета Федерации не требует внесения
поправок в Конституцию Российской Федерации.
При разработке данного законопроекта его авторы попытались
решить следующие основные задачи:
- обеспечить такой способ формирования Совета Федерации,
который бы не противоречил Конституции РФ;
- определить статус члена Совета Федерации как представителя
субъекта Российской Федерации таким образом, чтобы он,
выражая интересы региональной властной элиты на федеральном
уровне, располагал бы при этом мандатом доверия населения
(граждан) субъекта Российской Федерации.
При этом законопроект подготовлен в соответствии с новой
редакцией Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации", вступившей в силу, а также с
учетом положений проекта Федерального закона "О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации", принятого Государственной Думой в 1 чтении.
В проекте закона можно выделить следующие концептуальные
положения:
1. Совет Федерации формируется путём выборов, на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании.
Применительно к Совету Федерации Конституция РФ (ст.96)
употребляет такой термин как "формирование". При
этом Конституция РФ не дает ответа на вопрос о том, каким
собственно должен быть сам способ формирования Совета Федерации.
Авторы предлагаемого законопроекта убеждены в том, что
Конституция РФ не исключает возможность формирования Совета
Федерации путём выборов. "Формирование" не является
строго юридическим понятием.
В русском языке самостоятельного слова "формировать"
нет. Оно производно от слова "форма" и употребляется
чаще как синоним слов "развитие", "организация",
"образование". В буквальном толковании, предложенном
В. Далем, "формировать - набирать, строить, составлять
до полного состава". Стало быть, само по себе понятие
"формирование" не содержит ответа на вопрос, каков
же способ этого формирования. Напротив, оно допускает разнообразие
способов создания, образования, составления, в данном случае
Совета Федерации, не исключая при этом и возможность такого
способа как выборы.
Имеется альтернативная точка зрения о том, что Конституция
РФ не случайно по отношению к Государственной Думе использует
понятие "выборы", а по отношению к Совету Федерации
- "формирование", то есть "невыборы".
Однако, эти аргументы не имеют юридического значения.
Авторы законопроекта убеждены, что выборный принцип формирования
Совета Федерации наиболее предпочтителен с точки зрения
общих закономерностей и тенденций современного парламентаризма.
Именно при таком подходе Совет Федерации формируется из
высокопрофессиональных людей, владеющих проблемами региона
и пользующихся авторитетом как у населения, так и в среде
региональной властной элиты. И такой Совет Федерации необходим
России уже сегодня, потребность именно в таком понимании
природы Совета Федерации, принципов его формирования очевидна.
2. Выборы члена Совета Федерации от каждого субъекта
Российской Федерации назначаются Президентом Российской
Федерации.
В случаях, когда Президент РФ в установленные законопроектом
сроки не назначает выборы, выборы назначает Центральная
избирательная комиссия РФ. Выборы членов Совета Федерации
проходят последовательно в каждом субъекте Федерации по
мере окончания срока полномочий ранее избранных (назначенных)
представителей регионов. При этом устанавливается, что выборы
проводятся в первое воскресенье после дня, когда истекает
установленный законом срок, на который был избран соответствующий
член Совета Федерации.
3. Кандидат в члены Совета Федерации выдвигается главой
исполнительной власти региона или законодательным (представительным)
органом власти субъекта Российской Федерации.
Выборы членов Совета Федерации проходят в пределах административных
границ каждого субъекта РФ, на территории которого образуется
два одномандатных избирательных округа, раздельно для выборов
члена Совета Федерации от законодательного (представительного)
органа и члена Совета Федерации от исполнительного органа
государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с законопроектом кандидатура для выдвижения
в качестве кандидата в члены Совета Федерации может быть
предложена политической партией, избирательным блоком или
в зависимости от мандата, депутатом законодательного органа
или главой исполнительной власти субъекта РФ. Избирательная
комиссия субъекта РФ устанавливает соответствие закону порядка
предложения кандидатуры и в случае такого соответствия направляет
документы в соответствующий мандату орган власти субъекта
РФ для последующего выдвижения. Выдвижение от законодательного
органа субъекта РФ осуществляется путем голосования по всем
предложенным кандидатурам, при этом выдвинутым считается
кандидат, набравший не менее чем 1/5 голосов депутатов.
Выдвижение от исполнительного органа - путем назначения
кандидатов главой исполнительной власти региона. При этом,
глава исполнительной власти региона должен выдвинуть не
менее 5 кандидатов из списка предложенных кандидатур - так
обеспечивается принцип альтернативности выборов. После регистрации
избирательной комиссией субъекта РФ такие кандидаты начинают
избирательную кампанию с последующим внесением их фамилий
в бюллетень для голосования. Общая процедура выдвижения
и регистрации кандидатов в члены Совета Федерации, предусмотренная
настоящим законопроектом, представлена на схеме 1.
Схема 1 Процедура выдвижения и регистрации кандидатов
в члены Совета Федерации по настоящему законопроекту
4. Подробная регламентация избирательного процесса
по выборам членов Совета Федерации.
В частности, детально прописан порядок действий по образованию
избирательных округов, избирательных участков, составлению
списков избирателей, финансирования выборов, ведения агитации,
голосования и определения результатов выборов. По мнению
авторов законопроекта, это станет надёжной гарантией реализации
принципов представительства интересов избирателей региона.
Указанные статьи и главы законопроекта выполнены в соответствии
с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и учетом опыта регулирования
избирательного процесса при выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
5. В законопроекте отражена высокая степень участия
органов государственной власти субъекта РФ в выборах членов
Совета Федерации
Стремясь максимально полно отразить смысл части 2 ст. 95
Конституции РФ, авторы законопроекта не только отводят решающую
роль указанным органам при выдвижении кандидатов, но и предусматривают
процедуру отзыва ими предложенной кандидатуры до дня голосования
в сроки и по основаниям, предусмотренным проектом Федерального
закона. Также предлагается наделить законодательный (представительный)
и исполнительный органы власти субъекта РФ правом решать,
кто из кандидатов (претендующих на соответствующий мандат),
набравших равное число голосов избирателей, станет членом
Совета Федерации.
В то же время на органы власти субъектов РФ возлагается
обязанность обеспечить альтернативность, конкурентность
выборов.
6. Финансирование выборов осуществляется за счёт средств
федерального бюджета.
Законопроект закрепляет детальный порядок финансирования
выборов членов Совета Федерации.
|