Финансовая стабилизация
Одновременно с либерализацией экономики правительство попыталось добиться
финансовой стабилизации уже в начале 1992 года.
Бюджет на I квартал 1992г. был "принят к сведению" Верховным Советом
Российской Федерации как бездефицитный. Увеличить доходы предполагалось
за счет введения налога на добавленную стоимость и высоких экспортных пошлин.
Резко сокращены военные расходы, государственные инвестиции и социальные
программы в реальном исчислении. Однако в приложении к февральскому Меморандуму
правительства уже говорилось о предполагаемом бюджетном дефиците в размере
15% ВНП - по международной методологии, т.е. если ликвидировать некоторые
минфиновские уловки (включение иностранных кредитов в бюджетные доходы,
недоучет доли России в обязательствах по внутреннему долгу бывшего СССР).
Центральный Банк России ужесточил кредитную политику: поэтапно до 20%
увеличил резервные требования к коммерческим банкам, с 2-9% до 20%, а затем
и до 50% поднял ставки по централизованным кредитам и усложнил условия
централизованного кредитования. Со счетов бывших специализированных банков
были изъяты бюджетные средства, полученные ими ранее в свой уставный фонд.
Эти меры привели к резкому повышению процентных ставок, острой нехватке
кредитных ресурсов и трудностям с поддержанием баланса для многих коммерческих
банков.
Помимо "классических" методов ограничения денежной массы, правительство
и ЦБР прибегли и к "запрещенным приемам", все чаще ссылаясь на технические
проблемы. Очевидно, это связано с тем, что правительство не ощущает достаточного
авторитета для проведения жесткой денежной политики. В этой связи следует
отметить:
1. Искусственное замедление расчетов в экономике. Скорость обращения
платежных средств и прохождения расчетов за последние месяцы снизилась
на несколько недель. В условиях кризиса неплатежей Центральный банк России
замедлил проведение расчетов. Срок между списанием денег со счета покупателя
и зачислением их на счет продавца стал составлять до нескольких месяцев.
Это существенно обостряет финансовые проблемы предприятий.
2. Кризис наличности. Только по этой причине долг перед населением по
выплате зарплаты, пенсий и других доходов увеличился по России всего за
один месяц вдвое и составил на 1 апреля 40 млрд.рублей. В других республиках
(за исключением Украины, введшей купонное обращение) положение еще тяжелее.
Запаздывание выдачи зарплаты и других доходов стало нормой. Распределение
собственно наличных денег становится все более существенным рычагом политики
правительства в отношениях с другими республиками и регионами внутри России.
Проблема, которая легко прогнозируется и несложно решается - выпуском
крупнономинальных купюр и сокращением низкономинальных расчетов (например,
введением определенных правил округления цен и доходов в государственном
секторе и рекомендации по их округлению в частном и т.д.) - превратилась
в мощный социальный раздражитель. Она осложняет межреспубликанские отношения,
стимулирует ускоренное введение национальных валют другими республиками
бывшего СССР, а также выпуск различного рода денежных суррогатов внутри
России (в рамках регионов и даже некоторых предприятий). Иначе говоря,
как инструмент политики дефицит наличности рождает столько новых проблем,
что правительство в них тонет.
3. Затягивание официально обещанных выплат, особенно в здравоохранении,
образовании - компенсаций в связи с ростом цен, повышения пенсий и пособий
и т.д. - рискующее вызвать паралич бюджетных отраслей, что усилит социальную
напряженность.
4. Явное нарушение правопреемственности по ряду обязательств бывшего
союзного государства перед гражданами и предприятиями России. Замораживание
приема сбербанками облигаций госзайма, внутренних валютных обязательств
Внешэкономбанка СССР, ликвидация выданных ранее лицензий на экспорт, волны
перерегистрации предприятий и др. Это резко снижает доверие к государству,
его обязательствам перед населением и предпринимателями, что стало причиной
сдачи в I квартале различных видов государственных ценных бумаг на общую
сумму 1,1 млрд.рублей.
Результатом форсирования жесткой финансовой политики стали реальные
финансовые ограничения для всех предприятий и населения: скачок цен обесценил
денежные средства на банковских счетах, а объемы кредитования и бюджетного
финансирования росли значительно медленнее цен.
Но финансовой стабилизации не произошло.
Неудачу потерпела бюджетная политика первых трех месяцев 1992 года.
На территории России было собрано всего 366 млрд.руб. государственных доходов
при первоначальном квартальном плане 513 млрд.руб. Не в полном объеме собраны
НДС и акцизы, о провале с доходами от внешнеэкономической деятельности
говорилось выше.
Отмечены первые факты отказа местных органов власти (Башкортостан, Татарстан,
Чечня, Краснодарский край и др.) от перечисления всех предусмотренных законом
сумм налоговых отчислений в республиканский бюджет. По итогам двух месяцев
сумма не перечисленных местными властями средств не столь велика (по налогу
на прибыль - 8%), однако развитие этой тенденции угрожает единству и устойчивости
бюджетной системы Российской Федерации, подталкивает процессы дезинтеграции
государства.
Принципиальное значение имеет и резкое увеличение числа и доли эксклюзивных
правительственных решений в отношении отдельных регионов и предприятий,
которое якобы должно снизить недовольство экономической политикой наиболее
экономически сильных из них и успокоить наиболее "шумных" и пробивных.
Типичными являются:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992
г. N 761-р о предоставлении ПО "Сургутнефтегаз" и ВВО "Союзнефтеэкспорт"
права на реализацию на экспорт в 1992 году без обложения таможенной пошлиной
и обязательной продажи валютной выручки в Республиканский валютный резерв
1 млн. 810 тыс. тонн нефти.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1992
г. N 200
"Об освобождении Михайловского горно - обогатительного комбината от
уплаты экспортных пошлин".
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 марта 1992
г. N 548-р о предоставлении концерну "Кузбассразрезуголь" права на реализацию
на экспорт (для закупки 8000 штук крупногабаритных автомобильных шин) в
1992 году 1,5 млн. тонн угля - без уплаты экспортных пошлин и продажи валютной
выручки в госрезерв.>
Сходные методы используются и при проведении социальной политики. Тактика
"мелких" уступок пока позволяет избегать массовых забастовок, становясь
однако все более тяжелой нагрузкой на бюджет.
Что же позволило Правительству заявить на съезде о минимальном - 1,5%
ВНП - дефиците госбюджета по итогам I квартала? По нашему мнению, это стало
возможным в силу нехитрых арифметических приемов:
из расчета фактического исполнения бюджета исключены доходы и расходы
от внешнеэкономической деятельности (произошел переход к учету этой деятельности
только по сальдо). Не удалось собрать запланированные суммы экспортных
пошлин; правительство не смогло приобрести у экспортеров валюту для оплаты
процентов по внешнему долгу, очень значительны задержки в продаже валютной
выручки в Валютный резерв. В результате вместо 2,9 млрд. долл. обязательных
платежей, пришедшихся на I квартал после всех отсрочек, на 6 марта фактически
было выплачено лишь 351 млн.долл.США (или 12%). Несомненно, выполнение
внешних обязательств России привело бы к резкому росту бюджетных расходов
(2,5 млрд. долл. даже по спецкурсу ЦБР в 55 руб./долл. - это 140 млрд.
руб. дефицита бюджета);
внешние кредиты по-прежнему учитываются в доходах бюджета;
значительная часть уже предусмотренных расходов I квартала - почти 46
млрд.руб. - "перенесена" на апрель, что на время дало благоприятную картину,
но обязательно скажется при подведении итогов II квартала;
не понятна природа и условия "займа" Минфина России у местных бюджетов
примерно 30 млрд.руб., позволившего преуменьшить фактическую сумму дефицита.
Заявления руководителей правительства и Министерства финансов РФ о ходе
исполнения бюджета за I квартал 1992 г. не могут не вызывать недоверия
после появления не менее четырех различных официальных документов со значительно
отличающимися друг от друга данными: бюджетных посланий правительства Верховному
Совету от 14 января, 10 марта и 29 апреля 1992г., Закона "О бюджетной системе
Российской Федерации в I квартале 1992 года", Меморандума "Об экономической
политике", Постановления правительства от 17 марта 1992г. N 169.
Для финансирования дефицита бюджета по-прежнему используются кредиты
Центрального Банка. Надеяться на размещение государственных ценных бумаг
среди населения не приходится, т.к. правительство, прекратив обращение
облигаций государственного внутреннего займа 1982 года, усилило недоверие
людей ко всем ценным бумагам государства, затруднив тем самым выпуск новых
займов.
Сама ориентация на форсированное преодоление бюджетного дефицита усилила
спад производства (а это подрывает доходную базу бюджета) и вызвала эскалацию
социальных требований. С уверенностью можно прогнозировать увеличение относительных
размеров дефицита госбюджета во втором квартале 1992 г. по сравнению с
первым.
Несмотря на твердость заявлений, правительство не смогло выдержать взятый
курс на ограничение кредита.
Уже в январе кредитная эмиссия в 3 раза превысила декабрьский уровень
и достигла 83 млрд. руб., а сумма кредитных вложений за месяц увеличилась
на 17,6%, что было втрое больше запланированной величины. К концу февраля
кредиты Центрального Банка коммерческим банкам возросли по сравнению с
началом года на 40% при первоначальном квартальном лимите их прироста в
15%.
Установка на жесткую кредитную политику нарушалась по ряду направлений:
ЦБР прокредитовал (под 50%, а затем под 100% годовых) дебетовые сальдо
коммерческих банков, создав у них уверенность в естественности такого подхода
и в будущем;
ЦБР предоставил целевой кредит сельскохозяйственным предприятиям (в
размере 36 млрд.руб.), лесной и нефтедобывающей промышленности, спровоцировав
тем самым поток аналогичных требований от предприятий других отраслей;
Несмотря на поэтапное повышение учетной ставки процента, она все еще
остается отрицательной при существующих темпах инфляции - т.е. кредиты
по-прежнему "дармовые".
Принятое в начале апреля решение о выделении дополнительных централизованных
кредитов на общую сумму 200 млрд.рублей лишь закрепило отход правительства
от установки на жесткое ограничение денежной массы в обращении.
Ослабление финансовой политики немедленно проявилось в увеличении наличноденежной
эмиссии. Уменьшившись в январе почти на треть по сравнению с декабрем (до
17 млрд. руб.), в феврале она достигает 24 млрд.руб., а в марте - уже 37
млрд.руб. При этом задолженность государства по выплате заработной платы,
пенсий и пособий уже превысила размер месячной эмиссии.
Как один из главных признаков успеха своей макроэкономической политики
правительство рассматривает повышение, а затем относительную стабилизацию
обменного курса рубля на валютном рынке.
На наш взгляд, основной причиной повышения курса рубля была не финансовая
политика российского правительства, хотя она имела важное значение. Чтобы
это увидеть, обратимся к фактам. В октябре 1991г. - январе 1992г. произошло
резкое ажиотажное падение курса рубля (с 70 до 230 руб./долл.). В конце
января 1992г., одновременно с общей ценовой неразберихой, на валютном рынке
наблюдалась паника. Центральный Банк России и правительство провели пропагандистскую
кампанию, в ходе которой целый ряд официальных лиц сделали заявления о
неизбежном повышении обменного курса рубля до 35-50 руб./долл.. Затем ЦБР
резко увеличил масштабы валютных интервенций на межбанковской валютной
бирже (ММВБ) - продавая сначала по 3-4, а затем и до 15 млн. долл. на каждых
торгах. Простор для манипулирования обменным курсом дают многочисленные
технические ограничения рублевого спроса на ММВБ, вплоть до ограничений
на участие в торгах. Повышение обменного курса рубля не коррелирует с динамикой
основных макроэкономических показателей, а потому искусственно и не может
не быть временным. Это - стабильность, гарантируемая валютными интервенциями
ЦБР при одновременном невыполнении Россией своих внешних обязательств.
Такая игра в благополучие будет длиться до тех пор, пока наши кредиторы
- правительства и банки индустриально развитых стран - будут закрывать
глаза на эту двусмысленную операцию.
Все это говорит о возможности резкого падения обменного курса рубля
практически в любой момент. Предпосылками могут стать высокая инфляция,
рост инфляционных ожиданий в связи с повышением цен на энергоносители,
существенное уменьшение объемов валютных интервенций ЦБР, а также "преодоление"
покупателями искусственных ограничений на приобретение валюты. Действительная
стабилизация курса пока представляется недостижимой, т.к. сохраняется слишком
мощный потенциал разнонаправленного воздействия на него - ожидание денежной
реформы, введение в "рублевом пространстве" национальных валют, использование
обещанного "семеркой" шестимиллиардного стабилизационного фонда рубля.
Таким образом, цели, которую поставило перед собой Правительство - добиться
быстрой финансовой стабилизации - достичь фактически не удалось. Более
того, темпы инфляции в феврале-апреле значительно превышают аналогичные
показатели октября-ноября 1991 года. См. рис. No 4 на стp. 27. По данным
Госкомстата РФ, после январского скачка в 3,5 раза розничные цены в среднем
увеличились в феврале еще на 24%, а в марте - на 21%. Индексы оптовых цен
составили, соответственно, 500, 175 и 128 процентов. Независимые эксперты
считают, что реальный уровень инфляции в 1,5-2 раза выше. Правительство
же обещало сбить ее до уровня 3-5% в месяц уже к концу первого квартала.
Следует признать, что ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, КОТОРАЯ БЫЛА ГЛАВНОЙ И
ЕДВА ЛИ НЕ ЕДИНСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИНИЕЙ, СОЗНАТЕЛЬНО И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
ПРОВОДИМОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИИ, ПОТЕРПЕЛА НЕУДАЧУ. |