Часть вторая
От экономики к политике
«Диагноз»
Г. А. Явлинский, будучи уже в который раз отстранен от
участия в государственной жизни, зиму и весну 1992 года провел в своем
родном ЭПИцентре. Нынешняя ситуация была очень похожа на ситуацию с отставкой
1990 года. Сейчас так же, как и тогда, он мог остаться в высших эшелонах
власти и продолжать работу, но уже не в соответствии со своими идеями,
а в соответствии с идеями Ельцина—Гайдара. Одного интересовала власть,
другого... Гайдар жаждал отпустить цены как можно скорее, а дальше, дескать,
само пойдет, потому что законы рынка универсальны. Однако выражение «само
пойдет» может быть применимо разве что к сорняку в поле.
Одно из главных свойств характера Григория Алексеевича,
на мой взгляд, полное отсутствие способности к приспособлению. Для него
невозможен конформизм. Невольно вспоминаешь характеристику, данную А. С.
Макаренко его отцу: свободолюбивый. Не захотел он подчиниться и руководству
Гайдара, хотя и имел возможность остаться у власти и при хорошей должности.
Пожалуй, это было обусловлено не гордыней и амбициями, а неприятием идей
Гайдара, и об этом он неоднократно говорил: «Я не могу участвовать в политике,
которую не понимаю и не принимаю».
Наверное, даже революция, наподобие 17-го года, не смогла
бы отменить в один день плановую экономику и ввести рыночные отношения.
Не один Г. Явлинский, многие не понимали, каким образом экономическое преобразование
«само пойдет». Все фазы развития общества, касаются ли они политики, экономики,
психологии, не преодолеваются моментально. Необходимо, как минимум, иметь
четкую программу выхода из экономического кризиса.
Необходимо подвести законодательную базу под реформы.
Закон, а не стремительное повышение цен должен регулировать взаимоотношения
товаропроизводителей. Если пустить все эти вопросы на авось, дескать, само
пойдет, то оно, скорее всего, зайдет не в ту сторону. Когда один нувориш,
он же товаропроизводитель не отдаст вовремя долг другому и нет закона,
способного его заставить заплатить долг, то на сцену выйдет преступность.
Такие и подобные споры решаться все равно будут, но уже по-своему, без
свидетелей.
Нет законодательной базы, нет демократических институтов,
нет жизнеспособных судов, нет программы. «Правительство неоднократно критиковали
за то, — оправдывался перед прессой Е. Гайдар, — что оно не представило
на рассмотрение общества развернутую программу экономических реформ. Но
мы считаем, что после одиннадцати широко обсужденных и не оказавших влияния
на реальное развитие событий программ представлять двенадцатую было бы
не серьезно. Мы считаем, что наша программа должна в первую очередь реализоваться
в конкретных экономико-политических решениях, в структурных поворотах,
в финансовой политике, в нормативных актах»*.
* Российская газета. 1992. 11 января.
И в 1992 году беспрограммная программа Ельцина-Гайдара
вошла в нашу жизнь резким повышением цен. Таким резким, что Б. Ельцину
вскоре пришлось объясняться: «Оценивая ход реформы, президент признал,
что повышение цен в январе оказалось значительно большим, чем рассчитывало
правительство, удар был болезненным. Но одновременно докладчик (Б. Ельцин
на VI съезде народных депутатов. — Прим. авт.} заявил, что либерализация
цен, начавшаяся 2 января, означала не начало российских реформ, а логическое
завершение политики Рыжкова — Павлова, которая привела страну к развалу»**.
Против этой политики Григорий Алексеевич выступал еще в 1989 году. Но и
Горбачев и Ельцин тогда сосредоточились на других проблемах — проблемах
приоритета. Нечто похожее происходило и сейчас.
** Известия. 1992. 8 апреля.
И президент, и депутаты, дружно шагавшие в Кремль в 1991
году, теперь тщетно пытались выяснить, кто главнее? Президент говорил о
президентской республике, парламент — о парламентской, и все ссылались
на Конституцию. А в Конституции были заложены как принципы разделения двух
ветвей власти с отчетливо выраженными признаками президентской модели,
так и формула полновластия Советов, оставшаяся с тех времен, когда Советы
были по преимуществу декоративными и служили ширмой для лидеров КПСС. Борьба
эта (или попросту перетягивание каната) продолжалась в течение всего 1992,
1993 годов и закончилась кровавыми октябрьскими событиями. Политологи называли
это кризисом власти, конституционным кризисом, но суть от этого не менялась.
Шла борьба за власть, за сферы влияния.
Верховный Совет создает свои штаты — тысячи сотрудников
радостно рассаживаются за столами, цепляясь ногтями за свои стулья и кресла.
Президент тоже создает свои штаты. Верховный Совет «сочиняет» указы, президент
накладывает на них вето и наоборот. Съезд принимает решение об упразднении
в месячный срок института представителей президента в регионах, а президент
издает указ, которым упраздняет представителей только в республиках, входящих
в состав Федерации, оставляя их в краях и областях.
Правительство, возглавляемое президентом, возмущается
против урезания своих полномочий. Правительство должно править, а не быть
на правах мальчика на побегушках. И в связи с этим вспоминает, что по этой
же причине ушел в отставку и Явлинский. Р. Хасбулатов парирует: «Сейчас
складывается такая ситуация, когда уже можно предложить президенту сменить
практически недееспособное правительство»*.
* Известия. 1992. 13 января.
Недовольный правительством и его беспрограммной программой,
Р. Хасбулатов готовит свою программу реформ. Среди прочих идейных вдохновителей
он называет имя Явлинского, очевидно, забыв, что когда-то относился к нему
плохо. Газеты спешили заверить, что Явлинский к программе Хасбулатова отношения
не имеет.
Народ, шокированный повышением цен, вспомнив старую русскую
традицию, отправляет ходоков в столицу — искать правду. И тогда, и сейчас
ее искали многие, а она, словно испугалась, спряталась за громкими демократическими
лозунгами. Использовав демократические лозунги в качестве тарана, разрушив
с их помощью старый политический режим, наши вожди увлеклись выяснением
отношений и забыли о демократии. А честный советский труженик, всерьез
увлекшийся демократическими призывами, теперь находился в очень тяжелом
состоянии.
Однако в 1992 году многие россияне еще были полны надежд
на скорое чудо. Б. Ельцин с помощью общественного признания, горячо поддержанный
средствами массовой информации, был возведен чуть ли не в ранг доброго
волшебника. Демократия, реформы и все передовое, выводящее к свету, прочно
идентифицировалось с именем Б. Ельцина. Что поделаешь, людям, воспитанным
советской властью, в немалой степени присущ инфантилизм ума.
Люди защищали не столько реформы, сколько человека, объявившего
себя реформатором. При этом в суть реформ мало кто вникал. Поставив знак
равенства между президентом и демократическими преобразованиями, передовая
общественность без всяких сомнений отнесла всех несогласных с Ельциным
к номенклатурным реваншистам. Так, в числе реваншистов оказались и народные
депутаты во главе с Р. Хасбулатовым. Люди, насмотревшись по телевизору
баталий очередного съезда, где отчаянно критиковали Б. Ельцина, выходили
на митинги с плакатами: «Верный Руслан, не кусай хозяина!».
Многие мирились с инфляцией, а потом и с гиперинфляцией,
надеясь, что скоро все пройдет и начнется возрождение. Причем возрождение
должно пойти само собой, потому что у добрых волшебников всегда есть волшебные
палочки. С недоумением прислушиваясь к «бесовским» съездам, большинство
населения не понимало, почему и за что депутаты нападают на президента.
«Борис Николаевич, — возмущался Аман Ту-леев, — вы россиян обманули, все,
что можно разрушить, вы уже разрушили, больше разрушать нечего»*. «И нельзя
выдвигать за одобрение реформ то, — говорил С. Федоров, — что люди не взбунтовались,
не умерли этой зимой»**. С 1992 года многие семьи перешли на хлебное питание,
но тем не менее сплотились вокруг священного имени вождя, наверное, мало
кто догадывался, в чем же причины перехода на так называемое хлебное питание.
* Известия, 1992. 10 апреля.
** Российская газета. 1992. 26 марта.
— Величина прожиточного минимума в денежном выражении
в 1988 году была рассчитана с учетом цен колхозного рынка и установлена
в размере 84 рублей в месяц.
В марте 1992 года Ельцин издал Указ, в соответствии
с которым Правительство Российской Федерации было обязано разработать новую
методику определения прожиточного минимума. Это поручение было выполнено
Госкомстатом и Минтруда РФ. Как только стало ясно, что избранные методики
относят половину населения к числу людей, чьи доходы ниже минимальных норм,
возникла политическая потребность в их корректировке. Слишком большое содержание
жиров и белков было уменьшено, после чего Минтруда РФ установил единый
прожиточный минимум, действующий с 10 ноября 1992 года***.
*** Социологические исследования. 1996. № 4. С. 109.
Вообще-то удары судьбы — это испытания духа и, конечно,
надо благодарить Бога за то, что он шлет их. Правда, с 1992 года удары
шлет не столько Бог, сколько президент и правительство, но все равно надо
благодарить. И народ благодарил за повышение цен, за безработицу, за разгул
бандитизма... и, наверное, благодарит до сих пор. Иначе как можно объяснить
настойчивую поддержку Б. Ельцина и на референдуме, и на выборах? Ведь поддержали
же Б. Ельцина на апрельском референдуме 1993 года, и на президентских выборах
1996 года.
Я по своему малодушию старалась от ударов судьбы увернуться,
но, увы, не всегда удачно.
Совсем другое дело Явлинский. Он еще в юности на боксерском
ринге привык на всякий удар отвечать контрударом. Он и сам мобилизовался
и весь ЭПИцентр мобилизовал. Они заняли боевые позиции (мировоззренческие,
этические) и в мае 1992 года нанесли мощный контрудар по высшим эшелонам
власти, а именно: президенту, правительству и всем, причастным к проведению
реформ.
А тем временем бушевал парламент, нанося частые и мелкие
удары по тем же реформаторам. Р. Хасбулатов, дирижировавший многоголосым
хором народных депутатов, стал слишком самоуверенным. Власть плохо действовала
на него. Он разнуздался, позволял себе высокомерно-презрительный тон по
отношению к депутатам. Порой он обращался с достопочтенными депутатами
так, словно это были его крепостные крестьяне. Изучив проект бюджета, он
сказал, что Мишке Киселеву да Петьке Филиппову лучше было бы заняться своим
делом. Народные депутаты Мишка и Петька обиделись. А депутат А. Волков
и вовсе в суд на Хасбулатова подал. Хасбулатов сказал, что Волков убегал
во время путча, а он не убегал, он честно и храбро защищал демократию.
Творческое горение Руслана Имрановича сильно отличалось
от творческого горения Григория Алексеевича. Григорий Алексеевич никого
никогда не оскорбляет, в выражениях разборчив. И вообще не любит переходить
на личности, предпочитая рыцарские турниры в сфере идей. Григорий Алексеевич
всегда говорит вежливо, спокойно, с чувством собственного достоинства.
А весной 1992 года он и говорить-то не имел возможности. Сидел в своем
ЭПИцентре и писал всякие исследования и отчеты. Но тем не менее уже очень
скоро он стал вызывать у правительства, у президента аллергию еще большую,
чем Хасбулатов и все депутаты в целом.
Выпав из уютного гнездышка в высших эшелонах власти, Явлинский,
похоже, не очень огорчился. Полагаю, что это выпадение его вряд ли тяготило.
По крайней мере в отчаянии или унынии его еще никто не обвинял. Наверное,
он, как и всякий талант, самодостаточен. То, что называется американскими
горками, когда человек, то занимает высокий пост, то теряет его, то поднимается
вновь, не характерно для Г. Явлинского. И это не только мои наблюдения.
Это уже успели заметить и другие журналисты. Немножко забегая вперед, приведу
мнение о Григории Алексеевиче журналиста И. Засурского, сказанное им в
январе 1994 года:
— Когда, отвечая на вопросы о своем возможном назначении
на место Гайдара, Григорий Явлинский назвал правительство «советским»,
он ни в коем случае не хулил его. Просто «советское» правительство всегда
было органом второстепенным, по отношению к идеологическим аппаратным структурам
на Старой площади... В этом контексте упоминание амбициозного и рационального
Явлинского для замещения идеолого-реформаторской декорации способно вызвать
только улыбку. Хотя следует признать, что не будь у главы ЭПИцентра серьезной
материально-идеологической базовой структуры, он вынужден был бы отвечать
согласием*.
* Независимая газета. 1994. 18 января.
Все так, кроме одного. Серьезная материально-идеологическая
базовая структура, то есть ЭПИцентр, не появился у Григория Алексеевича
как счастливый случай или лотерейный билетик. Он сам создал ЭПИцентр, поэтому
и смог амбициозно отказаться от роли декораций.
И сейчас — весной 1992 года — он был озабочен, пожалуй,
не тем, как вернуться во власть, а сосредоточился на исследовании социально-экономической,
политической ситуации, складывающейся в стране. Когда другие мобилизовывали
энергию для приобретения новых благ, пытались подчинить себе других людей
и насладиться властью, Явлинский изучал проблемы демократии и рыночной
экономики.
Результатом этих исследований стал «Диагноз», опубликованный
в «Московских новостях» под первоначальным названием «Реформы в России,
весна 1992». Вулканические эмоциональные взрывы, определявшие тональность
недавно прошедшего VI съезда народных депутатов, поблекли перед обстоятельным,
тщательно продуманным «Диагнозом».
Однако, когда Г Явлинский, изучая процесс реформ, пытался
направить его в нужную, то есть демократическую сторону, Н. И. Рыжков коварно
обвинял Явлинского в развале экономики.
2 февраля 1992 года Н. Рыжков говорил в телепрограмме
«Итоги»:
— Вот видите, как все плохо, этого хотели и авторы программы
«500 дней», а мы предупреждали, что так нельзя*.
* Известия. 1992. 6 февраля. С. 2.
Г. А. Явлинский промолчал. Но С. С. Шаталин, лежавший
тогда в больнице с воспалением легких, подскочил на своей койке, словно
ужаленный, и побежал к телефону-автомату, маячившему в проеме больничного
коридора. Он звонил в редакцию газеты и возбужденно кричал в трубку, что
начинать надо было еще в 1990 году и не с освобождения цен, а с финансовой
стабилизации, приватизации, но без ваучеров, земельной реформы... «Известия»
все это опубликовали, но экономике от этого не полегчало. По образному
выражению Г. Явлинского, ей дали слабительное, а потом — снотворное. Но
«болела» экономика как-то странно: и цены на товары росли, и сами товары
уходили в дефицит. Вроде бы боролись с дефицитом, а получили еще больший
дефицит; боролись с теневой экономикой, а она еще больше ушла в тень. Этим
уже переболели в Польше. Польский экономист Г. Колод-ко назвал странное
заболевание «инфляцит», соединив слово «инфляция» и слово «дефицит». Обескураженный
народ недоуменно взирал наверх, пытаясь своим житейским опытом и здравым
смыслом осознать логику происходящих экономических преобразований. А вершители
судеб кивали друг на друга в поисках козла отпущения. Борис Николаевич,
как уже упоминалось ранее, предлагал сыграть эту роль Николаю Ивановичу,
обвинив его в том, что либерализацию цен начал он и В. Павлов. Павлов молчал,
а Н. Рыжков пытался передать эту роль Григорию Алексеевичу. Явлинского
отстоял С. Шаталин. Роль козла отпущения осталась вакантной, свободна она
и сейчас, хотя потребность в ней очень острая.
Но тогда, в 1992 году, проблемы с этой вакансией отошли
в сторону. Все вершители судеб дружно объединились в одном: все это не
что иное, как номенклатурный реванш. Передовая общественность прониклась
состраданием к бедным вершителям судеб, которым какие-то гадкие реваншисты
мешали преобразовывать экономику.
Это мнение было поддержано и за рубежом. Некий иностранный
наблюдатель Дэвид Липтон, размышляя о ходе российских реформ, сетовал,
что после того как Гайдар «стремительно двинул Россию по этому (монетаристскому)
пути в начале 1992 года, почти тотчас же последовала мощная ответная реакция;
за шесть месяцев, — сокрушается Липтон, — реформа оказалась связана по
рукам и ногам ее политическими противниками»*. Если перевести чересчур
интеллектуальные рассуждения иностранца на русский язык, то это будет звучать
так: решил крестьянин приучить лошадь много работать и совсем не есть.
День лошадь работала, второй работала, а на третий умерла. «Если бы она
не умерла, — сокрушался крестьянин, — то я бы, конечно, приучил ее работать
и не есть».
* Нельсон Л. Д„ Кузес И. Ю. Группы интересов
и политический срез российских экономических реформ // Политические исследования.
1995. № 6. С. 85.
В уже упомянутом «Диагнозе» тоже есть размышления об «эксперименте»,
в котором вместо лошади выступает народ. Только, по мнению авторов, консервативный
реванш был тут не при чем. Авторы указали на непоследовательность и непродуманность
политики правительства, возглавляемого Б. Ельциным, намекая между строк,
что король-то голый. Для начала приведу общую характеристику «Диагноза»,
данную заместителем директора Института гуманитарно-политических исследований
В. Я. Гельманом:
— Критика в отличие от коммунистов или «Гражданского
союза» — не носила идеологического (в привычном понимании) характера. Напротив,
«Диагноз» был пронизан идеологией реформ, основанных на принципиально ином
мировоззрении, с иными, чем у властей, представлениями не только о демократии
и о рынке, но и о ценностях и приоритетах. «Диагноз» стал практически первым
в России целостным программным документом демократической оппозиции.
Выводы «Диагноза» носили характер почти что приговора
политике президента и правительства России конца 1991 — начала 1992гг.
Авторы доклада отметили следующие результаты шести месяцев реформ:
1. В экономике — непоследовательность и несбалансированность
либерализации цен, провал финансовой стабилизации, отсутствие реальных
институциональных преобразований.
2. В государственном строительстве — нарастание дезинтеграции
(в первую очередь — как следствие развала Союза), неэффективность и бессодержательность
региональной политики.
3. В социальной политике — резкое снижение уровня жизни
большинства населения, массовая социальная дезориентация.
Выводы ЭПИцентра были для властей не менее убийственны.
Помимо отрицания монетаристской доктрины экономической реформы (что было
болезненно для Гайдара как идеолога реформ, но, строго говоря, не подрывало
догмата об отсутствии альтернатив официальному курсу), авторы доклада указали
на причину неудач: имитация решения проблем и социальная манипуляция, применявшиеся
властями как методы практической политики. Эти доводы аргументировались
как конкретными примерами (блеф о помощи России в объеме 24 млрд долларов
или псевдоотставка правительства России на VI съезде народных депутатов),
так и доводами общего характера. Правительству и (в меньшей степени) президенту
был вменен в вину намеренный разрыв между целями реформ и средствами их
осуществления, провоцирующий негативные последствия в обществе. Прогнозы
«Диагноза» прямо говорили и об углублении кризиса власти в результате намеренного
нагнетания властями политической напряженности, и обугрозе возведения незаконных
методов в ранг привычной модели поведения, и о нарастании изоляционистских
настроений как реакции на политику в отношениях с Западом — обо всем, ставшем
реальностью полтора года спустя...
То, что авторы доклада апеллировали даже не к президенту
(хотя «Диагноз» отмечал, что только в его силах ввести политику в конструктивное
русло), а к общественному мнению, также было необычным для российской практики
явлением. За редким исключением прежние аналитические документы такого
рода, созданные как диссидентами в 1960—1970-х гг., так и демократами в
конце 1980 — начале 1990-х гг., были адресованы властям, институтам, организациям
(в лучшем случае — своим товарищам по партии в качестве проекта программы).
«Диагноз» стал первой заявкой на не связанную с той или иной группировкой
вне-институциональную содержательную альтернативу.
Такой подход представлялся наиболее опасным для властей,
поскольку чисто экономические доводы можно было парировать различными выкладками,
а чисто политические — проигнорировать или же ответить на них какими-нибудь
обвинениями. В данном случае (как и впоследствии) анализ и выводы авторов
«Диагноза» носили характер мировоззренческой, этической оппозиции; спорить
с такой оппозицией на ее языке правительство было не в состоянии *.
* Гельман В. Я. «ЯБЛоко»: опыт политической альтернативы
// Кентавр. 1995. № 6. С. 47-48.
Признаюсь честно, что «Диагноз», поскольку это не детектив
и не роман о любви, мне читать было скучновато, но это только до определенного
момента. Проблемы, которые встали передо мной в последние годы, оказались
чересчур сложными и моя неспособность их решить очень дорого мне стоила.
Читая «Диагноз», я, к своему удивлению, нашла ответы на волновавшие меня
вопросы. Полагаю, что не я одна прошла через приватизацию, акционирование
и тому подобные «новшества», поэтому и осмеливаюсь подробнее остановиться
на комментарии отдельных глав «Диагноза», так поразивших меня. Например,
такая цитата: «Несмотря на то, что в большинстве негосударственных предприятий
контрольный пакет принадлежит государству (свыше 80% в акционерных обществах
и около 60% в товариществах), отсутствие контроля со стороны собственника
позволяет руководству общества фактически полностью распоряжаться его имуществом».
Доказательства тому я часто наблюдала в бывших колхозах
и совхозах, в которые ездила в командировки. Приехала я однажды в бывший
совхоз, а ныне акционерное общество «Щепкине», что в Аксайском районе Ростовской
области. Здесь каждый тракторист, каждая доярка были акционерами, но никто
не понимал — какой ему от этого прок? Руководство хозяйства богатело, само
хозяйство беднело, что выражалось в снижении поголовья коров, в ухудшении
культуры земледелия, в обветшании машинно-тракторного парка... Кроме того,
шустрые дельцы, договорившись с руководством АО, быстро переделали баню
в пекарню, напрочь забыв о технике безопасности. Единственным вентилятором
служила распахнутая дверь. Месили тесто вручную, работали по ночам, зарплату
получали чисто символическую. Это было похоже на добровольное рабство.
И все то же благоразумное молчание, правда, шепотом жаловались многие.
Какой же толк от того, что они акционеры? Руководство с этого имело толк,
но не доярки, не трактористы, не те; кто работал в пекарне.
Хорошо известны случаи, когда директора предприятия ежемесячно
получали зарплату 60 миллионов рублей, а рабочие не получали ее вовсе*.
Шахтеры и их семьи ведут полунищенское существование, потому что им регулярно
не выплачивают зарплату в течение вот уже двух лет.
* Город N. 1997. 28 сентября.
Понять, каким образом такое становится возможным, мне
помог «Диагноз» и некоторые другие книги Г. Явлинского. Возвращаюсь еще
раз к цитате из «Диагноза»: «Несмотря на то, что в большинстве негосударственных
предприятий...» Выяснили первое: предприятие (будь то шахта, совхоз, аэропорт)
не государственное, а частное. Кто же тогда этот злодей-частник? Тракторист?
Шахтер? Да он, если и имеет одну акцию, то от нищеты давно ее продал, а
хоть и не продал, с одной акции толку не будет, нужен пакет акций. У кого
пакет — тот хозяин.
Читаем цитату дальше: «... контрольный пакет принадлежит
государству (свыше 80% в акционерных обществах и около 60% в товариществах)».
Получается, что хозяином негосударственного предприятия все-таки является
государство. Но не стоит торопиться к выбросу негативных эмоций в его адрес,
пока не дочитаем цитату до конца: «отсутствие контроля со стороны собственника
позволяет руководству общества фактически полностью распоряжаться его имуществом».
Выходит, что самый большой злодей не государство, а директор. Государство
не контролирует, не проверяет, вот директор и присваивает себе зарплату
рабочих, получая по 60 миллионов ежемесячно. 1де же на злодея управу найти?
Голодовками его не запугаешь, демонстрациями протеста, может быть, слегка
позабавишь и только.
В советское время, если директор «химичил» с зарплатой,
то на него легко можно было найти управу. Да и сами директора тогда «химичили»
со страхом и оглядкой. Сейчас страх переселился в дома рабочих, селян,
интеллигенции — страх оказаться без работы, страх перед самой обыкновенной
голодной смертью, когда изо дня в день хочется есть, кружится голова и
дрожат колени. Неужели больше нет закона? Ведь он же был! Я хорошо помню,
был! Когда и кто начал возводить беззаконие в ранг закона? Почему тогда
молчал Г. Явлинский и другие профессионалы?
Продолжение следует.
|