Минатом России, ответственная организация за создание и функционирование
системы государственного учета и контроля ядерных материалов (ЯМ),
не принял в полном объеме мер, обеспечивающих создание и начало
функционирования до 1 января 2001 г. системы государственного
учета и контроля ядерных материалов в соответствии с Правилами
организации системы государственного учета и контроля ядерных
материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 июля 1998 г. № 746. Порядок физической защиты ядерных
материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов
определен Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №
264. Этим постановлением было поручено
федеральным органам исполнительной власти и организациям принять
до 1 января 1999 г. меры, обеспечивающие приведение физической
защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения
ядерных материалов в соответствие с требованиями Правил, а также
разработать и утвердить соответствующие ведомственные нормативные
акты. Однако анализ результатов фактического
состояния физической защиты ядерно-опасных объектов, проведенный
органами государственного надзора, свидетельствует, что постановление
Правительства Российской Федерации к настоящему времени не выполнено. Сроки выполнения мероприятий по
совершенствованию физической защиты и приведению ее в соответствие
с требованиями Правил в планах мероприятий большинства ядерно-опасных
объектов самовольно перенесены на 2004–2005 гг. К наиболее характерным проблемам,
не решенным до настоящего времени на уровне министерств, ведомств
и эксплуатирующих организаций в рамках выполнения требований Правил,
относятся:
• необходимость замены 50–90% инженерно-технических средств
физической защиты, которые выработали свой ресурс;
• отсутствие на большинстве ядерных установок средств обнаружения
проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ, а также
систем оптико-электронного наблюдения за периметрами охраняемых
зон, контрольно-пропускными пунктами, охраняемыми зданиями, сооружениями
и помещениями, противотаранных устройств на транспортных контрольно-пропускных
пунктах, средств защиты охраны от поражения стрелковым оружием;
• слабая защищенность объектов со стороны акваторий;
• отсутствие автоматизированных систем доступа на объекты
и в особо важные зоны;
• отсутствие на значительном числе объектов служб безопасности
– основного структурного подразделения, обеспечивающего в соответствии
с Правилами организацию и функционирование систем физической защиты;
• размещение на охраняемой территории ряда объектов предприятий
и коммерческих структур, в том числе совместных с иностранными
фирмами, не имеющих отношения к основной деятельности этих объектов;
• невыполнение положения Правил об обеспечении постоянного
ведомственного контроля за состоянием и функционированием системы
физической защиты на подведомственных объектах. На настоящий момент номенклатура
специального сырья и делящихся материалов, находящихся на предприятиях
Минатома, насчитывает 127 наименований. Сводная номенклатура приведена
в таблице 36. Согласно приведенным данным, в статье
[37] на российских складах запасов ядерных материалов сосредоточено:
• ~ 300 тыс. т обедненного и регенерированного урана;
• ~ 780 т оружейного плутония;
• ~ 100 т энергетического урана и плутония;
• ~ 600 тыс. т природного урана.
Таблица 36
Сводная номенклатура специального сырья и делящихся
материалов, находящихся на складах и в незавершенном
производстве, по состоянию на 1 января 2000 г.
Сырье
|
Концентрация U235,
%
|
Уран: |
0,711
|
• в черных слитках |
0,711
|
• рафинированный в слитках |
1,6 – 4,4
|
• в таблетках |
0,711
|
• в стандартных заготовках |
21 – 90
|
• в ДаВах |
0,652 – 0,711
|
• в плаве |
0,652 – 0,711
|
• U3O8 |
0,4–0,711
|
• Тетрафрорид урана |
0,711
|
Гексафрорид урана: |
|
• Н |
0,711
|
• РС |
0,652
|
• Н обогащенный |
1 – 90
|
• РС обогащенный |
1 – 4,4
|
• Диоксид урана |
1 – 90
|
• Отвалы урана разделительных производств |
0,1 – 0,652
|
Количество аномалий в учете и контроле ядерных материалов, произошедших
в 2000 г., указывает на то, что состояние учета и контроля ядерных
материалов в Российской Федерации на объектах ЯТЦ не может быть
признано удовлетворительным.
Налицо тенденция к отказу от принципов,
изложенных в одобренной Правительством Российской Федерации Концепции
системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Ревизуются концептуальные и технические
принципы построения федеральной информационной системы учета и
контроля ядерных материалов путем отхода от учета ядерных материалов
по зонам баланса материалов и возврата к принципам бухгалтерского
учета на предприятии в целом. Под необоснованным предлогом секретности
создаются препятствия для проведения инспекций наличия ядерных
материалов с использованием технических средств. Внедряемые в
практику эксплуатирующих организаций методы учета ядерных материалов,
основанные на измерениях современными отечественными и зарубежными
приборами и учитывающие фактические погрешности этих измерений,
не находят адекватного отражения в функциональных возможностях
создаваемой Минатомом России федеральной информационной системы
учета и контроля ядерных материалов. Физические инвентаризации ядерных
материалов не в каждом случае завершаются определением инвентаризационной
разницы, чем затрудняется объективная оценка точности и достоверности
учетных и отчетных данных. Представляется принципиально важным
в процессе создания системы государственного учета и контроля
ядерных материалов исходить из положений Концепции системы государственного
учета и контроля ядерных материалов и Правил организации системы
государственного учета и контроля ядерных материалов, предусматривающих
систематизацию сведений об учете и контроле ядерных материалов
по зонам баланса материалов на основе результатов физических инвентаризаций,
определяющих фактическое количество ядерных материалов и величину
инвентаризационной разницы. На предприятиях ЯТЦ за длительный
период их деятельности скопились значительные количества ЯМ. В
течение длительного времени в подразделениях хранятся неиспользуемые
в работе ЯМ, в том числе большое количество материалов, переведенных
в категорию отходов. Разнообразие химических форм и физических
свойств указанных материалов, большие финансовые затраты не позволяют
осуществить их переработку на имеющемся на предприятиях технологическом
оборудовании. Наличие у исполнителей значительного
количества неиспользуемых в работе ЯМ и недостаточность существующих
отраслевых нормативных мер учета и контроля ядерных материалов
не позволяют своевременно выявлять случаи хищения ЯМ лицами, допущенными
к работе с этими материалами. Для обеспечения паспортизации, вывоза,
переработки и утилизации указанных отходов требуется принятие
соответствующего решения Минатома. Слабым местом системы учета является
принцип списания безвозвратных потерь на основании установленных
нормативов, что дает принципиальную возможность накапливать неучтенные
ЯМ в пределах утвержденных норм безвозвратных потерь. Для устранения этого положения необходим
переход на международную признанную систему расчета количества
неучтенного материала (КНМ) с широким привлечением математических
методов в систему учета и контроля ядерных материалов. Предприятия в недостаточной степени
оснащены средствами приборного контроля ЯМ, при этом имеющиеся
средства зачастую несовершенны. Из-за этого учет ЯМ, находящихся
в технологическом оборудовании, а также в отходах и оборотах,
не всегда является достоверным, при передачах ЯМ не всегда осуществляется
входной контроль, при проведении физических инвентаризаций ЯМ
не всегда осуществляется проверка фактически наличных ЯМ в местах
их нахождения. Весовое оборудование во многих случаях не обеспечивает
необходимую точность при их учете. Положение усугубляется тем, что
имеющийся в настоящее время на ряде предприятий ЯМ был приобретен
достаточно давно, а в условиях кризиса отрасли и оттока квалифицированного
персонала, изменения структурных связей внутри предприятий, а
также появления спроса со стороны криминальных структур на ЯМ
необходимо иметь возможность своевременно удостовериться в соответствии
предъявляемого ЯМ учетным документам. Необходимы адаптация существующих
или разработка новых методов и средств контроля ядерных материалов
применительно к задачам их учета и контроля с учетом специфики
предприятий и соответствующее техническое обеспечение. Система охраны предприятий ЯТЦ проектировалась
и создавалась одновременно с развертыванием этих объектов, т.е.
в начале 50-х гг. ХХ в., исходя из присущих тому времени представлений
о возможных угрозах для подобных объектов. В то же время были
сформулированы требования по обеспечению их защиты, которые просуществовали
вплоть до 80-х гг. ХХ в Начавшиеся с середины 80-х гг. ХХ
в. социально-политические процессы в стране и в мире, сокращение
личного состава Вооруженных сил и снижение уровня подготовки призывного
контингента в условиях обострения криминогенной обстановки привели
к необходимости внесения кардинальных изменений в методологию
обеспечения безопасности ядерно-опасных объектов. Суть комплексного
подхода сводится к предотвращению возможных инцидентов с ядерными
делящимися материалами (ЯДМ) и радиоактивными веществами (РВ)
на всех этапах их жизненных циклов (производства, разработки,
испытания, транспортировки и утилизации) и состоит в дополнении
традиционных мер противотеррористической защиты быстрым внедрением
высокоэффективных автоматизированных комплексов, существенно повышающих
уровень защищенности ядерно-опасных объектов от воздействия всех
факторов риска, в том числе связанных с неосторожными и умышленными
действиями персонала объектов, действием крупных, хорошо оснащенных
террористических групп и др. Отсрочка решения этой проблемы может
привести к радиационным катастрофам, социальные и политические
последствия которых будут необратимы. Несмотря на наличие государственных
программ, предусматривающих усиление мер безопасности ядерно-опасных
объектов, заложенные в программах меры не выполняются в полном
объеме из-за отсутствия финансирования даже в пределах утвержденных
сумм. Так, например, выделенные Минобороны России в 1996 г. средства
на закупки элементов физической защиты обеспечили лишь 3% заявленных
потребностей войск, что не позволяет осуществить поставки необходимой
номенклатуры технических средств охраны для решения хотя бы первоочередных
задач. Такое положение характерно для объектов,
находящихся в ведении как Минобороны России, так и Минатома России. Неустойчивое финансирование программ
по обеспечению безопасности ядерно-опасных объектов при недостаточной
оснащенности техническими средствами контроля и охраны в условиях
роста социальной напряженности, ухудшения криминогенной обстановки,
существования межнациональных конфликтов чревато последствиями,
ущерб от которых несопоставим с затратами, необходимыми на реализацию
самих программ. Такое положение вещей находит свое
отражение на практике. Так, согласно высказываниям заместителя
начальника департамента Минатома Н. Редина, в период с 1992 по
1995 г. было зафиксировано около 30 хищений ядерных материалов
с объектов Минатома (ИТАР – ТАСС, 28 октября 1998 г.). Спустя год после этой информации
начальник отдела учета и контроля ядерных материалов Минатома
В. Ерастов в интервью корреспонденту «Ядерного контроля» (1999,
№ 6) сообщил уже о 52 случаях хищения ядерных материалов за тот
же временной интервал. Кому из чиновников верить?
Кроме этого, экс-председатель Государственного таможенного комитета
В. Драганов сообщил, что в 1998 г. российские таможенники предотвратили
несколько попыток перемещений через границы РФ ядерных материалов.
В ряде случаев подобные действия совершались под прикрытием дипломатического
иммунитета. Причем указанные материалы не вывозились из России,
а следовали транзитом через российскую территорию («Интерфакс»,
26 января 1999 г.).
Ниже приведены некоторые характерные
примеры, связанные с хищением ЯДМ и РВ, а также инциденты, связанные
с охраной предприятий ЯТЦ, расположенных на территории России:
• в сентябре 1998 г. сержант Министерства внутренних дел
России на объекте ПО «Маяк», где складировано более 30 т наработанного
оружейного плутония, застрелив двух и ранив одного военнослужащего,
скрылся вооруженным с места службы. Этот инцидент вынудил Президента
России распорядиться о проверке состояния ядерной безопасности
на объекте;
• в декабре 1998 г. начальник Управления Федеральной службы
безопасности сообщил агентству ИТАР – ТАСС, что на одном из ядерных
объектов Челябинской области агентам ФСБ удалось предотвратить
хищение и незаконное использование 18,5 кг оружейных ядерных материалов;
• в октябре 1992 г. из ФЭИ (г. Обнинск) был похищен источник
с Cs-137 весом 180 кг;
• аппаратчиком Подольского (Московская обл.) института
ПНТИ в течение 1991–1992 гг. систематически похищались изотопы
U235 для перепродажи. Всего похищено
около 1538 г;
• в 1992 г. на рынке г. Ижевска задержаны трое человек
при попытке продать связку металлических прутьев общим весом 140
кг. При проверке оказалось, что прутья изготовлены из урана с
содержанием U235 на уровне 0,2–0,4%.
Среди задержанных оказался сотрудник Чепецкого механического завода
в г. Глазове (Удмуртия). Чепецкий механический завод является
одним из предприятий ядерного топливного цикла. По результатам
происшествия проведена проверка запасов урана. Обнаружена недостача
урана в размере 300 кг. Инцидент с кражей стратегического сырья
в ЧМЗ является не первым;
• в ноябре 1993 г. органами МВД был установлен факт хищения
3,67 кг обедненного урана из подразделения П-421 ВНИИНМ, совершенного
сотрудником этого подразделения. Отсутствие указанного количества
этого материала было установлено только после получения информации
от органов МВД и проведения в лаборатории П-421 внеочередной инвентаризации
ядерных материалов;
• 29 июля 1993 г. совершена кража ТВС в количестве 1,8
кг обогащенного урана (36%) со склада ВМФ в Андреевой Губе. Арестованные
намеревались вывезти уран за границу;
• 27 ноября 1993 г. на территории хранилища воинской части
31326 в г. Полярный Мурманской обл. совершена кража высокообогащенного
урана (28%) украдено три СТВС, содержащих около 1 кг U235;
• в марте 1994 г. в г. Санкт-Петербурге были арестованы
три человека, предлагавшие к продаже 3 кг высокообогащенного урана.
По данным следствия, они намеревались получить уран на машиностроительном
заводе в г. Электросталь;
• в июне 1994 г. был арестован офицер ВМФ России, который
искал выходы на иностранных покупателей урана. У него было обнаружено
4,5 кг высокообогащенного урана, который он украл на верфи «Севморпуть»;
• в июне 1995 г. спецслужбы России арестовали трех человек,
у которых было обнаружено 1,7 кг высокообогащенного урана. Один
из арестованных работал на заводе в г. Электросталь (Московская
область), где использовались подобные материалы;
• в декабре 1997 г. российская комиссия обнаружила, что
в Сухумском физико-технологическом институте, закрытом в результате
грузино-абхазского конфликта, пропало примерно 2 кг высокообогащенного
урана. Последняя опись радиоактивных материалов проводилась в
этом институте в 1992 г. Уран найден не был;
• в 1997 г. при осмотре на ПО «Маяк» пустых транспортных
упаковочных комплектов типа ТУК-30, поступивших с НЗМК, в защитном
контейнере обнаружено 142 г высокообогащенного урана. При расследовании
выявлено, что работниками НЗХК не выполнялись требования по учету
и контролю ядерных материалов;
• в 1997 г. в ходе инспекции в Мурманском морском пароходстве
выявлено 9 случаев несоответствия учетной документации фактическому
наличию ОТВС и чехлов на плавучих технических базах «Имандра»
и «Лотта». При технической приемке морских 20-футовых контейнеров
с концентратом природного урана, поступивших 13 января 1997 г.
в Ленинградскую область (ст. Капитолово) из Таджикистана, выявлено,
что один из контейнеров имеет пролом боковой стенки размером 2,2
см, а другой – 3,3 см;
• на ГУП ДВЗ «Звезда» 13 сентября 1999 г. произошла кража
загрязненных бета-активными веществами пробоотборника для транспортирования
проб 1 и 3 контуров и трубопроводов, предназначенных для выгрузки
ионообменных смол. Оборудование найдено на пункте сбора лома и
20 сентября 1999 г. возвращено на предприятие;
• на РТП «Атомфлот» 15 июля 1999 г. совершено хищение источника
калифорний-252;
• в апреле 2000 г. полиция Грузии арестовала в г. Батуми
четверых местных жителей, у которых изъято 920 г (по сообщениям
других источников – 1,7 кг) высокообогащенного урана, предназначавшегося
для продажи в Турцию. Происхождение урана неизвестно;
• в мае 2001 г. при осуществлении транспортировки ОЯТ АПЛ
на ПО «Маяк» для переработки был выявлен факт их поставки с разрушенными
ТВС, у которых отсутствовала нижняя часть. Описанный выше случай
с утерей половины ядерного топлива вызывает беспокойство по вопросу
соблюдения гарантий нераспространения ядерных материалов. По мнению
автора книги, последнее обстоятельство требует проведения незамедлительного
независимого расследования ситуации с исчезновением ядерного топлива
из тепловыделяющих сборок в интересах безопасности России. При
этом назрела настоятельная необходимость в проведении независимого
расследования состояния обеспечения ядерной и радиационной безопасности,
учета и контроля ядерных материалов на объектах Минобороны России,
а также состояния работы по надзору за ядерной и радиационной
безопасностью, учета и контроля ядерных материалов со стороны
Минобороны России;
• 6 декабря 2001 г. в Подмосковье были задержаны участники
организованной преступной группировки, которые пытались продать
1068 г высокообогащенного урана. Кроме перечисленных инцидентов,
хотелось остановиться на крайне опасной ситуации, складывающейся
на некоторых ядерных объектах России («Ядерное распространение»
1999, вып. 28):
• военнослужащие МВД России оставляют свои посты в поисках
пищи. Другие отказываются патрулировать периметр объекта, поскольку
им не была выдана своевременно зимняя форма одежды;
• на одном из объектов была отключена вся система безопасности
– сигнализация, видеокамеры и портальные мониторы, поскольку из-за
неуплаты там была прекращена подача электроэнергии;
• в сентябре 1998 г. группе американских экспертов, посетивших
Москву, было показано здание одного из режимных объектов, где
хранилось 100 кг высокообогащенного урана. Оно было неохраняемым,
поскольку предприятие, которому принадлежали расщепляющиеся материалы,
не могло платить охраннику зарплату, равную 200 долл. в месяц;
• «Дважды в течение 2001 г. террористы пытались провести
разведку состояния охраны объектов хранения ядерных боеприпасов
в России», – сообщило 25 октября агентство РИА «Новости». Об этомзаявил
начальник 12-го ГУ Министерства обороны России генерал-полковник
И. Валынкин. По его словам, первая попытка проведения разведки
объектов типа «С» была предпринята террористами восемь месяцев
назад, вторая – шесть месяцев назад. Кроме того, в течение 2000–2001
гг. выявлены следующие аномалии в учете и контроле ядерных материалов
на предприятиях ЯТЦ Минатома:
• во время проведения инспекции Чепецкого механического
завода (ЧМЗ, г. Глазов, Удмуртия) зарегистрировано расхождение
между данными НЗХК и ЧМЗ о количестве возвратных материалов (закиси
окиси урана);
• службами учета ядерных материалов НЗХК зарегистрировано
расхождение между данными НЗХК и АО «Ульбинский металлургический
завод» (Казахстан) о поставках ядерных материалов АО «Ульбинский
металлургический завод»;
• при попытке продать 3,7 кг урана (обогащение – 21%) задержан
житель г. Электросталь (Московская обл.);
• контрольной службой ЧМЗ обнаружены таблетки диоксида
урана (обогащение – 3,6%) в обрезках циркониевых труб, возвращенных
на переработку с НЗХК;
• в ПО «Маяк» при приеме возвратной тары с АО «Машиностроительный
завод» в опломбированном контейнере обнаружено 210 г закиси окиси
высокообогащенного урана;
• в реакторном цехе Горнохимического комбината при вскрытии
контейнера с ядерным топливом, поставленного с НЗХК, обнаружена
недостача двух ТВЭлов массой 3,6 кг. Количество аномалий, зарегистрированных
на предприятиях ядерного топливного цикла в 2000 г., превышает
аналогичные показатели за прошлые годы. Существующая исторически сложившаяся
система физической защиты в России основывается прежде всего на
обеспечении охраны предприятий по периметру их ограждений, чем
обеспечивается так называемый режим секретности. Современная же концепция охраны
ядерно- и радиационно-опасных объектов, по аналогии с зарубежным
опытом, предусматривает, что главными элементами в системе охраны
являются непосредственно категорированные здания, хранилища и
помещения, находящиеся на охраняемой территории объекта (что позволит
контролировать ЯМ при перемещениях их внутри самих предприятий)
при сохранении контроля за охраняемым периметром объекта в целом. Физическая защита на предприятиях
топливного цикла организована на основе межведомственных актов,
утверждаемых Минатомом и МВД России. Войсковая охрана МВД осуществляется,
как правило, по периметру объектов. Внутри периметра охрану технологических
производств, зданий и сооружений несут: на одних объектах – войска
МВД, на других – подразделения вневедомственной военизированной
охраны, а на некоторых и те, и другие одновременно. Пропускной режим, ограничение доступа
лиц и грузов в охраняемые зоны организованы в соответствии с рядом
ведомственных инструкций и положений, а также с частными инструкциями,
отражающими специфику конкретных предприятий. Усиление физической защиты предприятий
по-прежнему осуществляется путем внедрения образцов более совершенной
аппаратуры инженерно-технических средств обнаружения (ИТСО), что
делается в отдельных случаях силами самих предприятий, исходя
из их финансовых возможностей. В то же время обеспечения предприятий
современными ИТСО недостаточно. Практически не используется компьютерная
техника. Значительное количество применяемой в системе охраны
аппаратуры ИТСО выработало двух- и даже трехкратный ресурс, она
устарела не только физически, но и морально. В результате наличия проблем с финансированием
отечественных производителей средств физической защиты в настоящее
время на отечественный рынок выходят компании США. Уже подписан
ряд соглашений, в которых участвует Минатом России. При этом существует
не только опасность вытеснения отечественных производителей с
данного рынка, но и более существенная опасность, связанная с
возможностью снабжения поставляемой на особо важные объекты продукции
из-за рубежа средствами несанкционированного доступа к информации. Создавшееся положение объясняется
целым рядом причин. Среди основных следует отметить то, что единых
правил по организации и обеспечению физической защиты на ядерно-
и радиационно-опасных объектах фактически нет. Отсутствует и нормативная
документация, определяющая требования при проектировании систем
физической защиты, требования по применению комплексов аппаратуры
физической защиты, требования по организации центров управления
охраной объектов и др. Применяемое в настоящее время инженерное
оборудование контрольно-пропускных пунктов (КПП) и периметра охраняемых
объектов не рассчитано на действия со стороны террористических
групп. На проездах КПП отсутствуют противотаранные устройства;
в местах прохода людей часовые охраны расположены открыто, нет
защитных перегородок и пуленепробиваемого остекления; вдоль периметра
отсутствуют охранные дороги, рвы, усиленные ограждения и пр. Подавляющее большинство КПП не оборудовано
приборами контроля за проносом (провозом) ядерных материалов,
металлических изделий и взрывчатых веществ. Отсутствуют единые для всего объекта
(в том числе и крупного) центры управления охраной. Действующие
на объектах системы сбора и отображения охранной информации морально
устарели, размещены, как правило, в неприспособленных помещениях,
а нередко и в самих караульных помещениях, которые в инженерном
отношении недостаточно защищены от внезапного нападения или огневого
воздействия нападающих. Одним из наиболее слабых элементов
в обеспечении охранных мероприятий продолжает оставаться связь
в таких основных звеньях, как «караул – часовой» и «караул – войсковая
часть». В системе связи, как правило, используются городские или
объектовые коммутаторы связи. Международные требования устанавливают,
что в системе физической защиты объекта должно быть не менее двух
непрерывно действующих речевых каналов специальной связи. При перевозке спецпродукции и ядерных
материалов по железной дороге в интервалах движения поездов между
станциями переадресовки отсутствует надежная связь с лицами, сопровождающими
груз. Постоянная недоукомплектованность
личного состава войсковых частей, несущих охрану ядерно- и радиационно-опасных
объектов, наряду со значительным разрывом в уровнях оплаты работников
основного производства и персонала охраны создают трудности в
организации и поддержании эффективной охраны объектов. До конца
не упорядочены правила применения огнестрельного оружия вблизи
производственных или жилых помещений. В случаях, когда применение
огнестрельного оружия недопустимо, не предусмотрены компенсирующие
технические или другие боевые средства (шоковые) для воздействия
на потенциального нарушителя.
|