[Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru
 

Алексей Захаров, Заместитель председателя Комитета по конверсии и наукоемким  технологиям, фракция "Яблоко"

Двойные стандарты Илюмжинова

 
А.ЗахаровПосле  убийства Ларисы Юдиной Калмыкия оказалась в центре общественного внимания. В составе комиссии, образованной фракцией "Яблоко", я  побывал в Элисте, чтобы ознакомиться с ходом следствия. В процессе работы у меня сложилось  впечатление об обстановке в этой  республике, которая особенно рельефно проявилась в связи с преступлением против журналистки.  Первое, что бросилось в глаза: местные средства массовой информации   публиковали   материалы,  смысл которых сводился к тому,  что если Кирсан Илюмжинов президент Калмыкии, то критика в его адрес – это попытка опорочить  весь калмыцкий народ. Невольно  вспоминается лозунг сталинского  периода: "Народ и вождь едины".

После приезда Илюмжинова,  который "пропал" на три дня и вернулся после убийства Юдиной, республиканские газеты, до его возвращения молчавшие о преступлении,  в один голос заявили: "Москва  ждала этого ЧП". Почему? Оказывается, потому, что столица России  завидует маленькой Калмыкии, где  проводится шахматная Олимпиада,  и пытается ее сорвать. А дальше намек на куда более серьезное обстоятельство: примерно так же с  очернения руководства – начиналась депортация калмыков "отцом  народов". Вот так, ни больше, ни  меньше... Эти кощунственные и ничего общего не имеющие с действительностью измышления сочинялись по хорошо проверенному всеми тоталитарными режимами принципу: лгите больше, от лжи всегда  что-нибудь остается... Однако даже  подобные опусы бледнеют перед заявлением госсекретаря Калмыкии  по вопросам идеологии господина  Нусхаева. Выступая по местному  телевидению, он сказал: "В Москве  знают только три нации: русские,  узкоглазые и черные". Поразительный цинизм, особенно если вспомнить усиленно внедрявшееся в сознание российской общественности  мнение, что Илюмжинов создал в  Калмыкии атмосферу подлинного  интернационализма. Все это свидетельствует  о  политике  двойных  стандартов: публично (особенно в  администрации президента Российской Федерации) Илюмжинов пытается представить себя сторонником единого и неделимого государства, а в Калмыкии взял откровенный  курс на противопоставление  республики Центру.

После убийства Ларисы Юдиной ее родственники, друзья, а  также почитатели газеты "Советская Калмыкия" на девятый день  после преступления решили собраться на митинг памяти журналистки. Митинг запретили, а мэр  города предупредил организаторов - членов общественного объединения "Яблоко", что в случае  неповиновения к ним будут применены меры вплоть до физических. Утром пятнадцатого июня в  квартиру руководителя местной  организации "Яблоко" пришли  милиционеры и потребовали его  явки в прокуратуру. Мы заявили  протест руководителям правоохранительных органов и предупредили, что, пользуясь статусом  депутатской неприкосновенности,  снимем их противоправные действия на пленку и передадим ее в  российские центральные, а также  международные средства массовой информации, ибо нет ничего  предосудительного в том, что люди хотят почтить память убитой.  Это подействовало, и митинг состоялся, хотя вокруг было много  милиции - и в форме и в штатском.

Что касается следствия, оно  идет активно. Поначалу дело было  возбуждено по части второй, пункту "б" сто пятой статьи УК РФ:  "Убийство в связи с выполнением  служебных обязанностей или общественного  долга". Поскольку  служебной обязанностью и общественным долгом Ларисы Юдиной  было издание оппозиционной политической газеты, оно и становится причиной преступления. Таким  образом, сами правоохранительные органы начали расследовать  убийство как политическое. Спохватившись, они заменили пункт  "б" упомянутой статьи пунктом  "ж": "Убийство по предварительному сговору". Мы полагаем, что  имели место не только те обвинения, что сформулированы обоими  пунктами, но и еще одно – "Убийство с особой жестокостью". Лариса Алексеевна была сначала избита, о чем свидетельствуют многочисленные раны и синяки, затем ее  кололи ножом (не с целью убийства, а чтобы помучить) и только по- том нанесли смертельный удар тупым предметом сзади в голову и  контрольный - ножом в сердце.  Преступники могли спрятать тело,  но они предпочли подбросить его в  городской пруд в расчете, что убитую обязательно найдут. То есть  имеются все основания полагать,  что это была акция запугивания.

О том же говорит и все, предшествовавшее трагедии: редакцию  "Советская Калмыкия" громили,  ее выселяли, увольняли с работы  тех, кто предоставлял ей помещение,  разоряли помогавших газете  бизнесменов, избивали  родственников сотрудников редакции, поджигали дверь и даже создали газету - двойник, после чего Лариса  Юдина была вынуждена изменить  название газеты на "Советская  Калмыкия сегодня". Читатели быстро разобрались, какая газета настоящая, а какая фальшивая (которая, кстати, разорилась, поскольку ее не покупали). Тогда газету Юдиной запретили распространять  через киоски.  Возникла  сеть добровольных распространителей. Их били, отнимали газеты,  тем не менее, эти мужественные люди продолжали делать свое дело, а противоправные действия по  отношению к ним, несмотря на  многочисленные обращения в прокуратуру, оставались безнаказанными. На такую же безнаказанность рассчитывали, видимо, и те,  кто убил Ларису Юдину. Не оправдалась и цель тех, кто стоял за  спинами убийц, – запугать сторонников газеты, сплотившихся вокруг ее редактора. Последнее время Лариса Алексеевна настаивала  на необходимости вхождения в состав федеральной демократической структуры. Понимая, что на  региональном уровне ей и ее единомышленникам не выжить, она  стала лидером инициативной группы по созданию местного отделения общественного объединения  "Яблоко".

Илюмжинов, что называется,  "на голубом глазу" полностью отрицает свою причастность к преступлению, его сторонники пытаются представить дело так, будто  президента Калмыкии специально  подставили.  В  действительности  Кирсану Илюмжинову ни к чему  широкая огласка, зато очень выгодна ликвидация оппозиционной  газеты, она была ему, как кость в  горле, особенно теперь, когда возникли крупные проблемы со строительством  шахматного  городка  "Сити-чесс" и проведением шахматной Олимпиады. Фирмы - сначала турецкая, а затем югославская – отказались возводить городок, на стройплощадке еще "конь  не валялся", а время Олимпиады  катастрофически приближается.  Пытаясь решить финансовые  трудности, руководство республики не погнушалось провести добровольно-принудительное  перечисление женщинами Калмыкии  детских пособий на нужды строительства, что вызвало бурю возмущения и судебные иски. Такая  драконовская мера, очевидно, вызвана нехваткой брошенных на  "Сити чесс" бюджетных средств.  Не спасают и поборы с предпринимателей. Нам показывали типовое письмо, которое им посылают.  Смысл письма: Элиста должна  быть лучше и краше, поэтому перечислите деньги (указывается  сумма) на такой-то расчетный счет  и принесите копию платежного поручения в такую-то комнату... Существует коммерческий проект,  предусматривающий продажу после проведения соревнований жилья в Олимпийской деревне, однако, учитывая огромный уровень  безработицы в Калмыкии и, соответственно, чрезвычайно низкую  платежеспособность населения, непонятно, кто сможет покупать  такое, мягко  говоря, недешевое  жилье. Вдобавок, по некоторым  сведениям, в ряде строений предполагаемого городка появились  вызванные плавуном трещины,  так что даже имеющие деньги  вряд ли захотят вкладывать их в "замки на песке". Таким образом,  возможный крах проекта поставит  под сомнение репутацию Илюмжинова, которая целиком поставлена на эту сомнительную карту.

Столь нежелательная для президента Калмыкии огласка убийства Ларисы Юдиной все же произошла, его организаторы просчитались, уповая на привычную безнаказанность. Получился скандал  мирового масштаба, чем и объясняется нормальный ход расследования, хотя ему и приданы исключительно уголовная направленность. Не проверяется экономическая составляющая этого преступления – Юдину выманили из дома,  посулив предоставить документы,  разоблачающие Агентство развития и сотрудничества при президенте республики Калмыкия  (АРИС), которое фактически действует, как лазейка в оффшорную  зону. АРИС регистрирует предприятия из других регионов, освобождая от местных налогов и позволяя уходить от федеральных. В  настоящее время Думой принято  Постановление "О проверке законности расходования бюджетных средств в республике Калмыкия". До сего дня проверок было  несколько. В результате выяснилось, что практически вся приватизация проведена с нарушением  законодательства.  Главное  контрольное ревизионное управление  при президенте РФ выявило чудовищные злоупотребления бюджетными средствами, заведено уголовное дело об исчезновении так  называемого "шерстяного кредита", выданного Калмыкии на закупку шерсти и спасение шерстяного стада. Шерсть так и не закупили, а стадо уничтожили. Думаю, что поддержка Илюмжинова  Центром зиждется на его мнимой  лояльности и заверениях в приверженности неделимой России.  Тем не менее, то, что он сотворил с  Калмыкией, ужасно: там нет ни  одного законно избранного органа  власти.

Мой прогноз по делу об убийстве Ларисы Юдиной: исполнители  понесут наказание, заказчики вряд ли. Не исключаю, что убийцы  могут быть убраны еще до того,  как предстать перед судом, – ниточки, ведущие наверх, должны  быть оборваны...

 
Еженедельная общественно-политическая газета "Кворум"
№8 25 июня 1998 года.
 
 [Начальная страница] [Публикации]
info@yabloko.ru