Душа по-прежнему рвется в океан 

 
Захаров Алексей Константинович родился 3 марта 1948 года по дороге из Москвы в область (мать ехала на ученый совет в Жуковский, где много лет проработала в ЦАГИ). Закончил физико-математическую школу, затем факультет теоретической и экспериментальной физики МИФИ. Семь лет проработал в "ящике", занимаясь "системой регистрации ядерного взрыва из-за горизонта". Затем пятнадцать лет - в Институте океанологии РАН. Политической деятельностью начал заниматься в период избрания Андрея Сахарова депутатом Верховного Совета от Академии наук. В 1993 году баллотировался по партийным спискам объединения "Яблоко" в Госдуму, но оказался двадцать первым, в то время как в Думу прошло только двадцать человек от объединения. По словам Алексея Захарова, это был второй случай в жизни, когда ему так не повезло. Первый раз при распределении кооперативных квартир вытянул по жребию первый этаж. 

Имеет двоих детей: сын - программист, дочь учится в школе. Жена работает в больнице им.Филатова. 


 
Я не считаю, что совсем ушел от науки, поскольку сейчас, как никогда раньше, наша наука нуждается в законодательной защите. Начинал с разработки положения об интеллектуальной собственности, затем положения о коммерческой деятельности в системе Академии наук, а параллельно с этим я ходил в океанологические экспедиции, занимался физикой - разрабатывал систему связи спутника с подводными лодками с помощью лазерного луча. Так что переход в область законотворчества был не одномоментным, он длился несколько лет. 

До сих пор я общаюсь со своими бывшими коллегами-физиками и вообще считаю губительным отрыв от своей среды. Если долго не вижу кого-нибудь из друзей - начинает черстветь душа. Но заниматься наукой между делом, совмещая ее с чем-то другим, просто почитывая реферативные журналы, совершенно немыслимо. Нужно тратить по четырнадцать часов в сутки, а у меня порой двух минут не бывает погладить лишний раз дочку по голове. Я свой выбор сделал, поэтому довольствуюсь лишь рассказами друзей о том, что кто сделал, что произошло в моей и смежных областях, над чем сейчас работают. Причем иногда испытываю даже легкую зависть. Впрочем, наверно это ностальгия. 

В душе я до сих пор остался путешественником - не мыслю себя вне воды, душа рвется в океан. Очень помогают фотографии, которыми завешены все стены моего думского кабинета. Представлены две большие серии. Одна посвящена русскому Северу, белому морю - это конец семидесятых годов, когда я работал в "ящике", а, как известно, в ящике тесно, и душа просилась в "пампасы". Мы устраивали на общественных началах историко-этнографические экспедиции вокруг Соловецких островов. Там я много фотографировал на широкие слайды, зная, что за рубежом уже появилась бумага, на которую потом со слайдов можно печатать. И сделанные тогда снимки лежали и ждали своего часа. Прошло пятнадцать лет, и они превратились в фотографии. 

Вторая серия сделана в период, когда я на научно-исследовательских судах "Дмитрий Менделеев", "Академик Курчатов" и других плавал по морям и океанам. Это и Индия, и Цейлон, и Сингапур, и Средиземное море - то есть мне довелось быть почти во всех океанах и на всех материках. Мне нравилось снимать все: людей, жанровые сценки, животных пейзажи. 

И сейчас я непрерывно таскаю с собой фотоаппарат. Где бы я ни был, я продолжаю снимать, но, увы, в нынешней жизни как-то не получается. Я отснял уже десятки пленок, связанных с политикой, но нет ни одного кадра, который мне хотелось бы повесить рядом с теми. То ли "глаз устал", то ли нужен особый духовный настрой. Надеюсь, что когда-нибудь мне удастся преодолеть такое состояние души, вновь обрести взгляд романтика на природу, на жизнь. 


 
Алексей Захаров 
Заместитель председателя Комитета по конверсии и наукоемким технологиям 
Фракция "Яблоко" 
"Кворум", 22 апреля 1998 года, №3, с.7 
 
Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Публикации