Часть 1. Возможен ли в России политический компромисс
Часть 2. Условия публичного союза
В первой части этой статьи (см. «ОГ» № 8)
мы попытались показать, чем союз с Явлинским полезен Лужкову. Теперь попробуем
показать интерес другой стороны.
Начнем с предварительных банальных констатаций. Хотя Явлинский и «Яблоко»
медленно и закономерно набирают очки, больше 10-15 процентов избирателей,
при самом оптимистическом прогнозе, за них не проголосуют. Без сильного
союзника «яблочники» еще долго будут вынуждены оставаться в оппозиции к
любому президенту и к любому большинству.
Конечно, те, кто привычно и злорадно посмеивается над этим, в лучшем
случае не понимают, что такое политическая принципиальность и что значит
быть в России в демократической оппозиции. У «Яблока» до сих пор не было
возможностей для обоснованных компромиссов и союзничества – отнюдь не из-за
неспособности договариваться. Но самая чистая и поневоле оправданная политическая
изоляция может или накопить энергию прорыва – увы, в России для демоппозиции
таких условий нет, - или, затягиваясь на сроки, непомерно долгие в масштабе
человеческой жизни, вести к усталости, разочарованию, выцветанию знамени.
«Яблоко» может, так и не достигнув спелости, не будучи востребованным вовремя,
стать старой девой, неким благоприличным второстепенным персонажем в жутковатом
сюжете отечественного боевика.
Впервые, однако, в этом сюжете, кажется, обозначается какая-то серьезная
возможность выхода из глухой оппозиции. То есть реального положительного
воздействия на ход российской жизни, на условия повседневного существования
избирателей. Это – при верности своим основным реформистским установкам
– дорогого бы стоило. Реализовать, хотя бы и неполно, выношенные идеи,
практически помочь стране!
Да, могущественный Лужков – плоть от плоти правящего класса, номенклатурного
капитала. Но речь идет о политическом компромиссе, а не о сердечной привязанности.
В политике, как и в бизнесе, вы договариваетесь обычно не с теми, кто вам
и без того близок. Это ваши партнеры, а не родственники. Этика здесь иная,
чем в частной жизни, тем не менее это этика, причем открытая и общепонятная.
Лужков охотно называет себя «социал-демократом» без каких-либо идеологических
умствований, они ему не нужны. Он подразумевает под этим попросту то, что
в Москве бесплатный проезд для стариков, пенсии выплачиваются вовремя,
есть хорошие запасы овощей, улучшено покрытие дорог, плата за жилье и услуги
повышается осторожно… Мэр не без оснований считает себя в предложенных
обстоятельствах хорошим хозяином. Но как поправить социальные и экономические
дела не в ущерб сильным мира сего, однако же «в интересах большинства»,
и не в богатой финансовой метрополии, а по всей России? В этом-то сегменте
желания Лужкова могут совпасть с программными устремлениями и обещаниями
«Яблока».
Егор Гайдар не так уж давно заклеймил Явлинского как «социал-демократа».
Как будто это нечто бранное и антилиберальное. К сожалению, лидер «Яблока»
отвечал контробвинениями, а лучше бы поднять эту перчатку. Тем более что
«Яблоко» действительно считает необходимым соединить либеральные реформы
с социал-демократическими взглядами и мерами. Конечно, в отличие от Юрия
Лужкова «Яблоко» видит условием сильных социальных программ, защищающих
слабых, как, впрочем, и условием либеральных правил игры, дающих простор
для частной инициативы, прежде всего становление гражданского общества.
А не отеческое попечение Власти. Но это противоречие – не смертельно.
У нас уже есть несколько карликовых «социал-демократических» партий.
Даже КПРФ не прочь при случае поиграть этим же тряпичным мячиком. А между
тем социал-демократии в России по-прежнему нет как нет. Понятно почему.
Потому же, почему у нас нет и либеральной политики. То и другое – взаимодополняющие
грани системной динамики. Современные либерализм и социал-демократия не
враждебны, как не враждебны друг другу попеременно загребающие правое и
левое весло. Это живое и органическое противоречие на почве развитой постиндустриальной
экономики и свободной политической жизни. И либерализм, и социал-демократия
должны расти СНИЗУ. Но снизу у нас, увы, почти ничего не растет. (хотя
бы один действительно независимый, массовый и зрелый профсоюз! И хотя бы
один действительно независимый от чиновников капиталист!)
Поэтому и «Яблоко» в состоянии пока предлагать лишь декларации о намерениях,
лишь посылы и либерализма, и социал-демократизма. В их исходной недифференцированной
симбиозе. К сожалению, идеологически эти посылы не проработаны. Вообще
одна из слабостей «Яблока» – беззаботность насчет исторического анализа
и социально-теоретической проработки.
Однако вот оно, возможное поле сотрудничества с «Отечеством», ежели
речь идет прежде всего о выходе из кризиса. О сильном демократическом государстве,
о сочетании либеральных мер и социальных программ, о соблюдении прав человека.
Каковы условия и этапы этого сотрудничества? Для начала нужно было бы
открыто широкую общественную дискуссию, не непосредственно предвыборную,
но в виде сопоставления программных позиций и оценок положения страны.
В том числе между Лужковым и Явлинским в прямом эфире. Затем могло бы последовать
совместное заявление, в котором были бы зафиксированы пункты, по которым
достигнуто взаимопонимание и согласие. Отдельно следовало бы прямо указать
на вопросы, по которым стороны пока расходятся, - с выражением готовности
и здесь достичь взаимоприемлемых ответов. В дальнейшем надо придать этому
диалогу регулярность. И как только придет час, подписать публичное соглашение
о взаимодействии на парламентских выборах.
Я понимаю, что в политике, как в человеческих отношениях вообще, нельзя
обойтись без доверительных и закрытых переговоров. Однако подобные переговоры
могут быть для демократических политиков лишь некой фазой, после исчерпания
которой – независимо от положительного или отрицательного исхода – надо
со всей откровенностью рассказать о них избирателям. Явлинский так и не
собрался до сих пор рассказать, какие разговоры ему довелось разговаривать
в 1996 году с Ельциным, Чубайсом, Лебедем и т.д. А жаль. Мы бы тогда лучше
понимали и его, и себя, то есть политику в собственной стране.
Итак, чуть раньше или чуть позже – но ВСЕ карты на стол. Иначе соглашения
политиков не станут гражданскими соглашениями. И тогда они легко будут
оболганы, искривлены, в конце концов преданы и сорваны. Перед президентскими
выборами следовало бы тоже публично – лучше перед телекамерами, со всей
торжественностью – подписать уже новое соглашение. С указанием желательных
для его правового обеспечения изменений в Конституции. И с обязательным
обозначением – в случае победы на выборах – конкретного механизма разделения
власти между президентом и правительством. Гарантии? Их нет и не может
быть в условиях нашей дикарской жизни, постсоветского политического люмпенства
и разбоя. Однако можно попытаться в известной степени восполнить это полной
прозрачностью компромисса, путем непосредственной и регулярной аппелляции
к обществу, которое становилось бы не только напряженным наблюдателем,
но и участником, и гарантом договора.
Тут начинаются всякие спорные детали, по существу, решающие. К ним можно
было бы вернуться через год, в преддверии первого тура президентских выборов.
К тому времени многое изменится. Во всяком случае, станет очевиднее, сумеют
ли Явлинский и Лужков найти общий язык. Повторю только, что считаю исторический
компромисс, то есть хотя бы относительное, половинчатое согласование интересов
верхов и большинства, неизбежным в эпохальном масштабе. Иначе нам не выбраться
из (пост)советской ямы. Если не получится сейчас, что ж, печально, но к
этому вернутся – уже, наверное, другие политики и в еще более трудной,
более драматичной ситуации.
Сам процесс «нахождения общего языка» между тем имеет собственную ценность.
На глазах у нас – взамен каких-то мертворожденных «пактов о ненападении»
чиновников друг на друга – должен бы вырабатываться некий действительно
общественный договор. Это совершенно иная стилистика, нежели та, к которой
нас приучили. Это уже иная политика. Незнакомая даже Лужкову и Явлинскому,
которым пришлось бы самим меняться. Тем более понадобилось бы время, чтобы
люди поняли, что все это имеет прямое отношение к проживаемым ими жизнями.
Так что нужно торопиться – чтобы участники компромисса успели осмыслить
и объяснить обществу фундаментальный смысл происходящего. Чтобы из всего
этого могла получиться впрямь «большая политика», а не обычная российская
возня под ковром. Чтобы мы с вами – по крайней мере, думающая и активная
часть населения – имели шанс стать третьей и самой важной из Высоких Договаривающихся
Сторон.
|