[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Сергей Анатольевич Никольский - руководитель рабочей группы по подготовке аграрной программы партии "Яблоко", доктор философских наук
Как преодолеть кризис в АПК
Партия "Яблоко" готовит аграрную программу
 Независимая газета, 1 июля 1999 года, №117
Постоянно декларируемое различными политическими объединениями намерение в случае прихода к власти вплотную заняться реальным сектором экономики определяет интерес к предлагаемым ими программам. В полной мере это относится и к документам, в которых речь идет об АПК и сельской общности.

При наличии политико-идеологического разнообразия мнений о решении аграрного вопроса дебют партии Григория Явлинского, до недавнего времени считавшейся чисто городским объединением, особенно интересен.

Поставив перед собой цель создать предельно прагматический, а не пропагандистский документ, разработчики должны были прежде всего исходить из реальности тяжелейшей ситуации в отечественном сельском хозяйстве. Главное состоит в том, что неизлечимые организационно-экономические и структурные пороки советского АПК в последние восемь лет были не только не устранены, но усугублены квазиреформами и грубыми ошибками. По этой причине сегодня уже нет возможности быстро и одновременно глубоко реформировать сразу всю аграрную сферу. Нужно начинать с какой-то одной ее части, причем это начинание должно быть таково, чтобы в перспективе получить масштабное продолжение.

Таким начинанием, согласно проекту программы "Яблока", должно стать внедрение передовых технологий возделывания зерновых культур, которые предстоит освоить прежде всего эффективным хозяйствам. В то же время предпочтение нужно отдавать перспективным сельским территориям, наиболее благоприятным для возделывания зерновых в силу природных условий.

Предложение такого рода в корне отличается от традиционных правительственных программ, по которым предполагалось повышение урожайности сразу во всех регионах и хозяйствах России и которые не выполнялись потому, что сделать это по всей огромной стране не удалось даже при несравненно более мощном СССР.

В предложении "Яблока" принципиален вопрос о критериях отбора передовых хозяйств. Такими критериями должны быть избраны не традиционные российские, чаще всего криминальные связи власти и "производственных маяков", а проверяемая практически способность того или иного сельскохозяйственного предприятия к переходу на более высокий технологический уровень. Произвести отбор, одновременно развернув обучение специалистов более интенсивным технологиям, могут специалисты научно-технологических центров и машинно-технологических станций, которые нужно создать не как подрядные организации, а при зональных НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии, имеющихся по всей стране.

Мероприятия эти - внедрение адаптированных к местным условиям технологий - те же самые, которые осуществляли США и другие развитые аграрные страны, когда выводили из кризиса свое сельское хозяйство. Именно соединение науки и заинтересованного в хозяйственном успехе производителя позволило им резко повысить продуктивность сельского хозяйства, решить продовольственный вопрос.

Технология в зерновом хозяйстве означает ту или иную степень тщательности работы с растением. Та, которая рассчитана на "нормальную" урожайность 25-30 центнеров с гектара, требует ухода за растением, исходя из представления о шести стадиях его роста. На каждой нужны свои удобрения, химические средства защиты, механические операции.

Для достижения современного европейского уровня урожайности 50-70 и более центнеров требуются высокоинтенсивные технологии, при которых в росте растения выделяют до сорока стадий и соответственно работают с каждой из них. Нужно ли пояснять, что характерная сегодня для большинства российских хозяйств "технология" - "посеял-что выросло-убрал" - способна давать не более 13-15 центнеров?

Исходя из этого, "Яблоко" считает, что критерием отбора хозяйств, которые государство избирает в качестве первого эшелона для подъема сельского хозяйства в целом, должен быть факт их способности к освоению и внедрению новых технологий, которые позволят увеличить продуктивность пашни в перспективных аграрных регионах в два-три раза. При этом, если вовлечь в эту работу только те 3-4 тыс. крупных сельскохозяйственных производителей и примерно 35-40 тыс. фермеров, которые были рентабельны по итогам 1998 г., то дополнительный объем собираемого урожая зерновых может составить от 5 до 7 млн. тонн.

Концентрация государственной помощи сельскому хозяйству в эффективно работающих предприятиях как цель "яблочной" аграрной программы-минимум продиктована не только стремлением повысить эффект от вложенных средств, но и ограниченностью ресурсов, которыми располагает бюджет. В дальнейшем по мере укрепления экономики Российской Федерации и увеличения его доходной части финансирование сельского хозяйства будет иметь иную структуру, имеется в виду предложить программу-максимум, рассчитанную на значительные государственные усилия по возрождению слабых хозяйств.

В программе признается, что экономически слабые сельскохозяйственные предприятия продолжают играть существенную роль в обеспечении населения продовольствием. Добиться быстрого возрождения этих предприятий, как часто заявляют политики, ищущие дешевого авторитета, в настоящих условиях, к сожалению, нельзя. В то же время необходимо способствовать тому, чтобы они функционировали хотя бы в минимальном режиме, обеспечивая физическое выживание занятых в них работников.

В этой связи слабые хозяйства должны продолжать оставаться базой для работы личных подсобных хозяйств (ЛПХ), расположенных на их территории. ЛПХ нуждаются в системе льгот и стимулов, в кооперировании и рыночной инфраструктуре, в защите от криминалитета и произвола власти. В них перспективно развитие внутрихозяйственной аренды земли и других фондов. В то же время при рациональной аграрной политике из их среды могут выделиться жизнеспособные рыночные формирования.

Проводить эту работу нужно вдумчиво и постепенно, опираясь на пробуждающуюся активность самих крестьян. Еще один радикал-либеральный наскок, если бы его вдруг решили совершить, приведет к распаду этих хозяйств, еще большей безработице, более глубокой деградации сельского населения. Потерявшие средства к существованию и отчаявшиеся люди могут устремиться в города, следствием чего станет дополнительное социальное напряжение в обществе.

В проекте аграрной программы "Яблока" рассматривается и земельный вопрос.

Очевидно, что в ходе преобразований 90-х гг. сократились размеры государственных сельскохозяйственных угодий, возрос удельный вес земли в кооперативном и частном секторах. Однако среди владельцев земельных долей крестьяне составляют лишь 25-30%, а пенсионеры и работники социальной сферы - 70-75%. Это стало существенным препятствием в перераспределении земельных угодий, в "движении" земли в направлении умелых хозяев. Необходимо способствовать перераспределению земли в пользу непосредственных производителей.

Одним из ключевых элементов земельного вопроса является формирование земельного рынка. Однако конечная приватизация земли в сельском хозяйстве с отчуждением земельных долей из сельскохозяйственных предприятий и оборот ими на основе купли-продажи - вопрос не первостепенной срочности и важности. Так, в ходе земельных аукционов в Саратовской области за 1998 г. было продано менее 3 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель - всего лишь примерно третья часть типичного хозяйства этого региона.

Кстати, вопрос о немедленном введении купли-продажи земли, как правило, не ставится даже эффективными производителями. В условиях кризиса и невнятной аграрной политики правительства они предпочитают аренду.

Значительно более важны для них вопросы кредитования, цен и налогов, сбыта продукции. Вопросы эти рассматриваются разработчиками программы в качестве первоочередных, включая немедленное введение для сельского хозяйства единого налога и его снижение до 1% на срок 10-15 лет.

Наша позиция по земле состоит также в том, что вопрос о частной собственности должен решаться в интересах тех, кто на ней работает, то есть крестьянства. Его также нужно увязывать с социально-политической, экономической, исторической, национально-этнической и культурной составляющими. Кроме того, он должен инициироваться самими сельскими производителями, а не исходить исключительно из кабинетов политиков.

По этой причине "Яблоко" считает, что в масштабах огромной по территории страны и при существенных различиях в аграрных и иных общественных отношениях земельный вопрос должен решаться на территориях субъектов Федерации дифференцированно, не вызывая при этом напряжения в обществе. Разрешение земельного вопроса невозможно при отсутствии детально разработанной нормативно-правовой базы, кадастровой и регистрационной систем. Без этих элементов реальна опасность появления новых возможностей для разных форм преступности, в результате чего крестьянин может лишиться своего последнего достояния.

Значительное место в аграрной программе отводится социальным вопросам. Один из уроков "реформирования" 90-х гг. состоит в том, что власти полностью игнорировали их, в том числе коренной для российского сознания вопрос о социальной справедливости. Между тем всеми аграрными социологами отмечается, что любая хозяйственно-экономическая новация проходит в сознании сельских жителей проверку на ее восприятие социумом, в том числе по критерию социальной справедливости. По этой причине никто из эффективных производителей не забывает поддерживать хотя бы на минимальном уровне социальную среду обитания, в которой функционирует его хозяйственная система.

Социальные вопросы в программе "Яблока" занимают одно из важнейших мест. Приоритетными социальными группами, на которые должна распространяться защитная социальная политика государства, называются пожилые люди, дети и инвалиды. Среди перспективных социальных групп основное внимание обращается на молодежь, интеллигенцию, квалифицированных работников и переселенцев. Выделяется несколько приоритетных направлений.

Первое - экономическая самодеятельность населения и альтернативная занятость. Необходимо всемерно содействовать развитию ЛПХ, оказывать помощь экономическому взаимодействию семей сельских и городских родственников, для чего снижать тарифы на пригородные виды транспорта, способствовать организации мелких рынков, гарантированно предоставлять отпуска в весенне-летний период. Нужно вводить налоговые льготы для любых форм кооперации крестьян по продаже продуктов, выращенных на подворьях, для торговли промышленной продукцией в сельских магазинах.

Остро необходимо привлечение инвестиций не только в сельское хозяйство, но и вообще в село. Следует активнее расширять такие сферы занятости, как строительство, переработку сельхозпродукции, торговлю и обслуживание дачников и отдыхающих. Не исключается предложение по участию сельских жителей депрессивных аграрных регионов в общественных работах.

Второе - здоровье и интеллектуальный потенциал сельского населения. Требуется увеличение или хотя бы сохранение имеющихся на сегодня объемов финансирования базовых отраслей сельской социальной сферы - образования и здравоохранения, жилищных и земельных льгот для квалифицированных специалистов. В качестве приоритета следует определить, что сельские врачи и учителя, передовые фермеры и квалифицированные специалисты, в том числе мигранты - опора культурного возрождения деревни. Остро необходима поддержка системы профессионального среднего образования в районных центрах, без чего село не будет пополняться квалифицированными кадрами.

Третье - разнообразные стратегии развития для разных регионов. Пригородные районы первыми получат приток инвестиций, и, чтобы расширить его, сделать многоканальным, необходима диверсификация функций сельской местности. Следует, наконец, выделить достаточную и жизнеспособную часть аграрной сферы пригородов и не мешать превращению остальной ее части в рекреационную территорию, зону развития ЛПХ и переработки сельхозпродукции.

Нужна первоочередная помощь престарелым семьям и одиноким пенсионерам - регулярные выплаты пенсий, передвижное медицинское обслуживание, минимальное сохранение социальной и транспортной инфраструктур. В последнем случае важно привлечение любых форм негосударственного содействия и инвестиций.

В отдаленных районах Нечерноземной зоны с постаревшим населением надолго законсервируется патриархальный тип натурального хозяйства. Здесь социальная политика должна быть в большей мере направлена на поддержание необходимого уровня медицинского обслуживания, транспортной доступности сел.

На российском Юге выше всего экономическая самодеятельность сельского населения, более развиты перерабатывающие производства в сельской местности, больше пенсионеров, живущих вместе с молодыми семьями. Благодаря мигрантам практически решена проблема кадров в просвещении и здравоохранении. Главное здесь - снять бюрократические ограничения на вывоз продукции, создать эффективную закупочную сеть, снизить налоги, усилить борьбу с преступностью и коррупцией местных властей.

В республиках с высоким приростом населения (Северный Кавказ, Калмыкия, Тува) решение проблемы аграрной перенаселенности и высокой скрытой безработицы займет длительный период. Бедность в этих регионах несколько смягчают развитая родственно-семейная помощь, перераспределение на местах средств от работающих в русских регионах сезонных мигрантов. Государство пока не способно обеспечить достойный прожиточный минимум многодетным семьям в южных республиках, но оно обязано думать о будущем и поддерживать в первую очередь образовательный уровень молодежи. Только в этом случае многочисленное молодое поколение сельских жителей станет более мобильным и активным в поиске мест приложения труда.
 

«Независимая газета», 14 января 1992 года
Беседу вел Михаил Леонтьев
Обсуждение статьи

См. также: Аграрная политика

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru