Постоянно декларируемое различными политическими объединениями намерение
в случае прихода к власти вплотную заняться реальным сектором экономики
определяет интерес к предлагаемым ими программам. В полной мере это относится
и к документам, в которых речь идет об АПК и сельской общности.
При наличии политико-идеологического разнообразия мнений о решении аграрного
вопроса дебют партии Григория Явлинского, до недавнего времени считавшейся
чисто городским объединением, особенно интересен.
Поставив перед собой цель создать предельно прагматический, а не пропагандистский
документ, разработчики должны были прежде всего исходить из реальности
тяжелейшей ситуации в отечественном сельском хозяйстве. Главное состоит
в том, что неизлечимые организационно-экономические и структурные пороки
советского АПК в последние восемь лет были не только не устранены, но усугублены
квазиреформами и грубыми ошибками. По этой причине сегодня уже нет возможности
быстро и одновременно глубоко реформировать сразу всю аграрную сферу. Нужно
начинать с какой-то одной ее части, причем это начинание должно быть таково,
чтобы в перспективе получить масштабное продолжение.
Таким начинанием, согласно проекту
программы "Яблока", должно стать внедрение передовых технологий возделывания
зерновых культур, которые предстоит освоить прежде всего эффективным хозяйствам.
В то же время предпочтение нужно отдавать перспективным сельским территориям,
наиболее благоприятным для возделывания зерновых в силу природных условий.
Предложение такого рода в корне отличается от традиционных правительственных
программ, по которым предполагалось повышение урожайности сразу во всех
регионах и хозяйствах России и которые не выполнялись потому, что сделать
это по всей огромной стране не удалось даже при несравненно более мощном
СССР.
В предложении "Яблока" принципиален вопрос о критериях отбора передовых
хозяйств. Такими критериями должны быть избраны не традиционные российские,
чаще всего криминальные связи власти и "производственных маяков", а проверяемая
практически способность того или иного сельскохозяйственного предприятия
к переходу на более высокий технологический уровень. Произвести отбор,
одновременно развернув обучение специалистов более интенсивным технологиям,
могут специалисты научно-технологических центров и машинно-технологических
станций, которые нужно создать не как подрядные организации, а при зональных
НИИ сельского хозяйства Россельхозакадемии, имеющихся по всей стране.
Мероприятия эти - внедрение адаптированных к местным условиям технологий
- те же самые, которые осуществляли США и другие развитые аграрные страны,
когда выводили из кризиса свое сельское хозяйство. Именно соединение науки
и заинтересованного в хозяйственном успехе производителя позволило им резко
повысить продуктивность сельского хозяйства, решить продовольственный вопрос.
Технология в зерновом хозяйстве означает ту или иную степень тщательности
работы с растением. Та, которая рассчитана на "нормальную" урожайность
25-30 центнеров с гектара, требует ухода за растением, исходя из представления
о шести стадиях его роста. На каждой нужны свои удобрения, химические средства
защиты, механические операции.
Для достижения современного европейского уровня урожайности 50-70 и
более центнеров требуются высокоинтенсивные технологии, при которых в росте
растения выделяют до сорока стадий и соответственно работают с каждой из
них. Нужно ли пояснять, что характерная сегодня для большинства российских
хозяйств "технология" - "посеял-что выросло-убрал" - способна давать не
более 13-15 центнеров?
Исходя из этого, "Яблоко" считает, что критерием отбора хозяйств, которые
государство избирает в качестве первого эшелона для подъема сельского хозяйства
в целом, должен быть факт их способности к освоению и внедрению новых технологий,
которые позволят увеличить продуктивность пашни в перспективных аграрных
регионах в два-три раза. При этом, если вовлечь в эту работу только те
3-4 тыс. крупных сельскохозяйственных производителей и примерно 35-40 тыс.
фермеров, которые были рентабельны по итогам 1998 г., то дополнительный
объем собираемого урожая зерновых может составить от 5 до 7 млн. тонн.
Концентрация государственной помощи сельскому хозяйству в эффективно
работающих предприятиях как цель "яблочной" аграрной программы-минимум
продиктована не только стремлением повысить эффект от вложенных средств,
но и ограниченностью ресурсов, которыми располагает бюджет. В дальнейшем
по мере укрепления экономики Российской Федерации и увеличения его доходной
части финансирование сельского хозяйства будет иметь иную структуру, имеется
в виду предложить программу-максимум, рассчитанную на значительные государственные
усилия по возрождению слабых хозяйств.
В программе признается, что экономически слабые сельскохозяйственные
предприятия продолжают играть существенную роль в обеспечении населения
продовольствием. Добиться быстрого возрождения этих предприятий, как часто
заявляют политики, ищущие дешевого авторитета, в настоящих условиях, к
сожалению, нельзя. В то же время необходимо способствовать тому, чтобы
они функционировали хотя бы в минимальном режиме, обеспечивая физическое
выживание занятых в них работников.
В этой связи слабые хозяйства должны продолжать оставаться базой для
работы личных подсобных хозяйств (ЛПХ), расположенных на их территории.
ЛПХ нуждаются в системе льгот и стимулов, в кооперировании и рыночной инфраструктуре,
в защите от криминалитета и произвола власти. В них перспективно развитие
внутрихозяйственной аренды земли и других фондов. В то же время при рациональной
аграрной политике из их среды могут выделиться жизнеспособные рыночные
формирования.
Проводить эту работу нужно вдумчиво и постепенно, опираясь на пробуждающуюся
активность самих крестьян. Еще один радикал-либеральный наскок, если бы
его вдруг решили совершить, приведет к распаду этих хозяйств, еще большей
безработице, более глубокой деградации сельского населения. Потерявшие
средства к существованию и отчаявшиеся люди могут устремиться в города,
следствием чего станет дополнительное социальное напряжение в обществе.
В проекте аграрной программы
"Яблока" рассматривается и земельный вопрос.
Очевидно, что в ходе преобразований 90-х гг. сократились размеры государственных
сельскохозяйственных угодий, возрос удельный вес земли в кооперативном
и частном секторах. Однако среди владельцев земельных долей крестьяне составляют
лишь 25-30%, а пенсионеры и работники социальной сферы - 70-75%. Это стало
существенным препятствием в перераспределении земельных угодий, в "движении"
земли в направлении умелых хозяев. Необходимо способствовать перераспределению
земли в пользу непосредственных производителей.
Одним из ключевых элементов земельного вопроса является формирование
земельного рынка. Однако конечная приватизация земли в сельском хозяйстве
с отчуждением земельных долей из сельскохозяйственных предприятий и оборот
ими на основе купли-продажи - вопрос не первостепенной срочности и важности.
Так, в ходе земельных аукционов в Саратовской области за 1998 г. было продано
менее 3 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель - всего лишь примерно
третья часть типичного хозяйства этого региона.
Кстати, вопрос о немедленном введении купли-продажи земли, как правило,
не ставится даже эффективными производителями. В условиях кризиса и невнятной
аграрной политики правительства они предпочитают аренду.
Значительно более важны для них вопросы кредитования, цен и налогов,
сбыта продукции. Вопросы эти рассматриваются разработчиками программы в
качестве первоочередных, включая немедленное введение для сельского хозяйства
единого налога и его снижение до 1% на срок 10-15 лет.
Наша позиция по земле состоит также в том, что вопрос о частной собственности
должен решаться в интересах тех, кто на ней работает, то есть крестьянства.
Его также нужно увязывать с социально-политической, экономической, исторической,
национально-этнической и культурной составляющими. Кроме того, он должен
инициироваться самими сельскими производителями, а не исходить исключительно
из кабинетов политиков.
По этой причине "Яблоко" считает, что в масштабах огромной по территории
страны и при существенных различиях в аграрных и иных общественных отношениях
земельный вопрос должен решаться на территориях субъектов Федерации дифференцированно,
не вызывая при этом напряжения в обществе. Разрешение земельного вопроса
невозможно при отсутствии детально разработанной нормативно-правовой базы,
кадастровой и регистрационной систем. Без этих элементов реальна опасность
появления новых возможностей для разных форм преступности, в результате
чего крестьянин может лишиться своего последнего достояния.
Значительное место в аграрной программе отводится социальным вопросам.
Один из уроков "реформирования" 90-х гг. состоит в том, что власти полностью
игнорировали их, в том числе коренной для российского сознания вопрос о
социальной справедливости. Между тем всеми аграрными социологами отмечается,
что любая хозяйственно-экономическая новация проходит в сознании сельских
жителей проверку на ее восприятие социумом, в том числе по критерию социальной
справедливости. По этой причине никто из эффективных производителей не
забывает поддерживать хотя бы на минимальном уровне социальную среду обитания,
в которой функционирует его хозяйственная система.
Социальные вопросы в программе
"Яблока" занимают одно из важнейших мест. Приоритетными социальными
группами, на которые должна распространяться защитная социальная политика
государства, называются пожилые люди, дети и инвалиды. Среди перспективных
социальных групп основное внимание обращается на молодежь, интеллигенцию,
квалифицированных работников и переселенцев. Выделяется несколько приоритетных
направлений.
Первое - экономическая самодеятельность населения и альтернативная занятость.
Необходимо всемерно содействовать развитию ЛПХ, оказывать помощь экономическому
взаимодействию семей сельских и городских родственников, для чего снижать
тарифы на пригородные виды транспорта, способствовать организации мелких
рынков, гарантированно предоставлять отпуска в весенне-летний период. Нужно
вводить налоговые льготы для любых форм кооперации крестьян по продаже
продуктов, выращенных на подворьях, для торговли промышленной продукцией
в сельских магазинах.
Остро необходимо привлечение инвестиций не только в сельское хозяйство,
но и вообще в село. Следует активнее расширять такие сферы занятости, как
строительство, переработку сельхозпродукции, торговлю и обслуживание дачников
и отдыхающих. Не исключается предложение по участию сельских жителей депрессивных
аграрных регионов в общественных работах.
Второе - здоровье и интеллектуальный потенциал сельского населения.
Требуется увеличение или хотя бы сохранение имеющихся на сегодня объемов
финансирования базовых отраслей сельской социальной сферы - образования
и здравоохранения, жилищных и земельных льгот для квалифицированных специалистов.
В качестве приоритета следует определить, что сельские врачи и учителя,
передовые фермеры и квалифицированные специалисты, в том числе мигранты
- опора культурного возрождения деревни. Остро необходима поддержка системы
профессионального среднего образования в районных центрах, без чего село
не будет пополняться квалифицированными кадрами.
Третье - разнообразные стратегии развития для разных регионов. Пригородные
районы первыми получат приток инвестиций, и, чтобы расширить его, сделать
многоканальным, необходима диверсификация функций сельской местности. Следует,
наконец, выделить достаточную и жизнеспособную часть аграрной сферы пригородов
и не мешать превращению остальной ее части в рекреационную территорию,
зону развития ЛПХ и переработки сельхозпродукции.
Нужна первоочередная помощь престарелым семьям и одиноким пенсионерам
- регулярные выплаты пенсий, передвижное медицинское обслуживание, минимальное
сохранение социальной и транспортной инфраструктур. В последнем случае
важно привлечение любых форм негосударственного содействия и инвестиций.
В отдаленных районах Нечерноземной зоны с постаревшим населением надолго
законсервируется патриархальный тип натурального хозяйства. Здесь социальная
политика должна быть в большей мере направлена на поддержание необходимого
уровня медицинского обслуживания, транспортной доступности сел.
На российском Юге выше всего экономическая самодеятельность сельского
населения, более развиты перерабатывающие производства в сельской местности,
больше пенсионеров, живущих вместе с молодыми семьями. Благодаря мигрантам
практически решена проблема кадров в просвещении и здравоохранении. Главное
здесь - снять бюрократические ограничения на вывоз продукции, создать эффективную
закупочную сеть, снизить налоги, усилить борьбу с преступностью и коррупцией
местных властей.
В республиках с высоким приростом населения (Северный Кавказ, Калмыкия,
Тува) решение проблемы аграрной перенаселенности и высокой скрытой безработицы
займет длительный период. Бедность в этих регионах несколько смягчают развитая
родственно-семейная помощь, перераспределение на местах средств от работающих
в русских регионах сезонных мигрантов. Государство пока не способно обеспечить
достойный прожиточный минимум многодетным семьям в южных республиках, но
оно обязано думать о будущем и поддерживать в первую очередь образовательный
уровень молодежи. Только в этом случае многочисленное молодое поколение
сельских жителей станет более мобильным и активным в поиске мест приложения
труда.
|