До сих пор мы говорили об опасностях. Что можно противопоставить им,
кроме нашей веры в Россию? Есть объективные факты, точки опоры для нашей
национальной работы — правда, не более чем точки опоры, ибо без работы,
скажу больше — без подвига, — России нам не спасти. Вот эти всем известные
факты. Россия не Австралия и не старая Турция, где малая численно народность
командовала над чужеродным большинством. И если Россия, с культурным ростом
малых народностей, не может быть национальным монолитом, подобным Франции
или Германии, то у великорусской народности есть гораздо более мощный этнический
базис, чем у австрийских немцев; во-вторых, эта народность не только не
уступает культурно другим, подвластным (случай Турции), но является носительницей
единственной великой культуры на территории государства. Остальные культуры,
переживающие сейчас эру шовинистического угара — говоря совершенно объективно,
— являются явлениями провинциального порядка, в большинстве случаев и вызванными
к жизни оплодотворяющим воздействием культуры русской. В-третьих, национальная
политика старой России, тяжкая для западных, культурных (ныне оторвашихся)
ее окраин — для Польши, для Финляндии, — была, в общем, справедлива, благодетельна
на Востоке. Восток легко примирился с властью Белого царя, который не ломал
насильственно его старины, не оскорблял его веры и давал ему место в просторном
русском доме.
Из оставшихся в России народов прямая ненависть к великороссам встречается
только у наших кровных братьев — малороссов, или украинцев. (И это самый
болезненный вопрос новой России.) В-четвертых, большинство народов, населяющих
Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от
нее; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощенные соседями. Там,
где, как на Кавказе, живут десятки племен, раздираемых взаимной враждой,
только справедливая рука суперарбитра может предотвратить кровавый взрыв,
в котором неминуемо погибнут все ростки новой национальной жизни. Что касается
Украины, то для нее роковым является соседство Польши, с которой ее связывают
вековые исторические цепи. Украине объективно придется выбрать между Польшей
и Россией, и отчасти от нас зависит, чтобы выбор был сделан не против старой
общей родины. И, наконец, в-пятых, за нас действуют еще старые экономические
связи, создающие из бывшей Империи, из нынешней СССР, единый хозяйственный
организм. Разрыв его, конечно, возможен (пример: та же Австрия), но мучителен
для всех участников хозяйственного общения. Силы экономической инерции
действуют в пользу России.
Сумеем ли мы воспользоваться этими благоприятными шансами, это зависит
уже от нас, то есть прежде всего от новых поколений, которые вступают в
жизнь там, в Советской России, и в меньшей степени здесь, в изгнании.
Я не буду останавливаться здесь на политических условиях, совершенно
бесспорных, русского возрождения. Таким непременным условием является создание
национальной власти в России. Замечу лишь в скобках, что момент падения
коммунистической диктатуры, освобождая национальные силы России, в то же
время является и моментом величайшей опасности. Оно, несомненно, развяжет
подавленные ныне сепаратистские тенденции некоторых народов России, которые
попытаются воспользоваться революцией для отторжения от России, опираясь
на поддержку ее внешних врагов. Благополучный исход кризиса зависит от
силы новой власти, ее политической зрелости и свободы от иностранного давления.
Здесь я остановлюсь лишь на духовной стороне нашей работы, на той, которая
выпадает по преимуществу на долю интеллигенции. Говоря кратко: эта задача
в том, чтобы будить в себе, растить и осмыслять, «возгревать» национальное
сознание.
Наша эпоха уже не знает бессознательно-органической стихии народа. Эти
источники культуры почти иссякли, эта «земля» перепахана и выпахана. И
русский народ вступил в полосу рационализма, верит в книжку, в печатное
слово, формирует (или уродует) свой облик с детских лет в школе, в обстановке
искусственной культуры. Оттого так безмерно вырастает влияние интеллигенции
(даже низшей по качеству, даже журналистики); оттого-то удаются и воплощаются
в историческую жизнь новые, «умышленные», созданные интеллигенцией народы.
Интеллигенция творит эти народы, так сказать, «по памяти»: собирая, оживляя
давно умершие исторические воспоминания, воскрешая этнографический быт.
Если школа и газета, с одной стороны, оказываются проводниками нивелирующей,
разлагающей, космополитической культуры, то они же могут служить и уже
служат орудием культуры творческой, национальной. Мы должны лишь выйти
из своей беспечности и взять пример с кипучей страстной работы малых народов,
работы их интеллигенции, из ничего, или почти из ничего, кующей национальные
традиции. Наша традиция богата и славна, но она запылилась, потускнела
в сознании последних поколений. Для одних затмилась прелестями Запада,
для других — официальным и ложным образом России, для которого в искусстве
— и не только в искусстве — типичен псевдорусский стиль Александра III.
Мы должны изучать Россию, любовно вглядываться в ее черты, вырывать в ее
земле закопанные клады.
Мы должны знать ее историю, любить ее героев, ценить и самые древние
памятки ее литературы (первыми у нас никто не- интересовался), особенно
— ее искусством. Это великое искусство было открыто незадолго до войны.
Огромное большинство русской интеллигенции не имеет до сих пор понятия
о его существовании. Но в нем дана объективная, говорящая и внешнему миру,
мера русского гения.
Мы должны читать и уметь различать в иконописном житии живые лики русских
святых, которые несут нам свои заветы, свое национальное понимание вечного
христианства. Понять эти заветы не всегда легко, но мало кто задумывается
над этим. Мы должны чтить и героев — строителей нашей земли, ее князей,
царей и граждан, изучая летописи их борьбы, их трудов, учась на самых их
ошибках и падениях, не в рабском подражении, но в свободном творчестве
вдохновляясь подвигом предков. Мы должны знать живую Россию, ее природу,
жизнь ее народов, их труд, их искусство, их верования и быт. И прежде всего
мы должны знать Великороссию.
Наше национальное сознание должно быть сложным, в соответствии со сложной
проблемой новой России (примитив губителен). Это сознание должно быть одновременно
великорусским, русским и российским.
Я говорю здесь, обращаясь преимущественно к великороссам. Для малороссов,
или украинцев, не потерявших сознание своей русскости, эта формула получит
следующий вид: малорусское, русское, российское.
После всего сказанного выше ясна повелительная необходимость оживления,
воскрешения Великороссии. Всякий взгляд в историческое прошлое России,
всякое паломничество по ее следам приводит нас в Великороссию, на ее Север,
где и поныне белеют стены великих монастырей, хранящих дивной красоты росписи,
богословские «умозрение в красках», где в лесной глуши сохраняются и старинная
утварь, и старинные поверия, и даже былинная поэзия; старые города (Углич,
Вологда), древние монастыри (Кириллов, Ферапонтов) должны стать национальными
музеями, центрами научно-художественных экскурсий для всей России. Работа
изучения святой древности, ведущаяся и в большевистской России, должна
продолжаться с неослабевающей ревностью, вовлекая, захватывая своим энтузиазмом
все народы России. Пусть не для нас одних Русский Север станет страной
святых чудес, священной землей, подобно древней Элладе или средневековой
Италии, зовущей пилигримов со всех концов земли. Для нас, русских и христиан,
эта земля чудес вдвойне священна: почти каждая волость ее хранит память
о подвижнике, спасавшемся в лесном безмолвии, о воине Сергиевой рати, молитвами
державшей и спасавшей страдальческую Русь.
Но Русский Север не только музей, не только священное кладбище. По счастью,
жизнь не покинула его. Его население — немногочисленное — крепко, трудолюбиво
и зажиточно. Перед ним большие экономические возможности. Белое море и
его промыслы обещают возрождение целому краю при научном использовании
его богатств.
Московский промышленный район (здесь: Ярославль, Кострома) устоял в
испытании революции. На этой земле «Святая Русь», святая старина бок о
бок соседит с современными мануфактурами, рабочие поселки — с обителями
учеников преподобного Сергия, своим соседством вызывая часто ощущение болезненного
противоречия, но вместе с тем конкретно ставя перед нами насущную задачу
нашего будущего: одухотворения православием технической природы современности.
Русский Север, Святая Русь в полноте своей жизни открывают свои сокровища,
конечно, лишь православному взору: только для него подлинно живет и древняя
икона, и народная песня, и даже вещественный осколок уходящего быта. Но,
конечно, работа найдется и для неверующего, но любящего исследователя.
Здесь понадобятся целые плеяды этнографов, искусствоведов, бытописателей
— собирателей материалов. Самая работа над памятниками религиозной культуры
не проходит даром для религиозного роста личности. Но лишь живой вере суждено
построить из камней культуры храм живого духа.
От великоросского — к русскому. Это прежде всего проблема Украины. Проблема
слишком сложная, чтобы здесь можно было коснуться ее более чем намеками.
Но от правильного решения ее зависит самое бытие России. Задача эта для
нас формулируется так: не только удержать Украину в теле России, но вместить
и украинскую культуру в культуру русскую. Мы присутствуем при бурном и
чрезвычайно опасном для нас процессе: зарождении нового украинского национального
сознания, в сущности новой нации. Она еще не родилась окончательно, и ее
судьбы еще не предопределены. Убить ее невозмж-но, но можно работать над
тем, чтобы ее самосознание утверждало себя как особую форму русского самосознания.
Южнорусское (малорусское) племя было первым создателем русского государства,
заложило основы нашей национальной культуры и себя самого всегда именовало
русским (до конца XIX века). Его судьба во многом зависит от того, будем
ли мы (то есть великороссы) сознавать его близость или отталкиваться от
него как от чужого. В последнем случае мы неизбежно его потеряем. Мы должны
признать и непрестанно ощущать своими не только киевские летописи и мозаики
киевских церквей, но украинское барокко, столь привившееся в Москве, и
киевскую Академию, воспитавшую русскую Церковь, и Шевченко за то, что у
него много общего с Гоголем, и украинскую песню, младшую сестру песни великорусской.
Эта задача — приютить малоросские традиции в общерусскую
культуру — прежде всего выпадает на долю южнорусских уроженцев, сохранивших
верность России и любовь к Украине. Отдавая свои творческие силы Великороссии,
мы должны уделить и Малой (древней матери нашей) России частицу сердца
и понимания ее особого культурно-исторического пути. В борьбе с политическим
самостийничест-вом, в обороне русской идеи и русского дела на Украине нельзя
смешивать русское дело с великорусским и глушить ростки тоже русской (то
есть малорусской) культуры. Та же самая русская идея на севере требует
от нас некоторого сужения, краеведческого, областнического углубления на
юге — расширения, выхода за границу привычных нам великорусских форм.
И здесь, на охране единства Великой и Малой России, самой прочной связью
между ними была и остается вера. Пусть разъединяет язык, разъединяет память
и имя Москвы — соединят киевские святыни и монастыри северной Руси. До
тех пор, пока не сделан непоправимый шаг и народ малорусский не ввергнут
в унию или другую форму католицизующего христианства, мы не утратим нашего
братства. Разрываемые националистическими (и в то же время вульгарно-западническими)
потоками идей, мы должны соединяться в религиозном возрождении. И сейчас
подлинно живые религиозные силы Украины от русской Церкви себя не отделяют.
От русского — к российскому. Россия — не Русь, но союз народов, объединившихся
вокруг Руси. И народы эти уже не безгласны, но стремятся заглушить друг
друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас это все еще непривычно,
мы с этим не можем примириться. Если не примиримся — то есть с многоголосностью,
а не с нестройностью, — то и останемся в одной Великороссии, то есть России
существовать не будет. Мы должны показать миру (после крушения стольких
империй), что задача Империи, то есть сверхнационального государства, —
разрешима. Более того — когда мир, устав от кровавого хаоса мелкоплеменной
чересполосицы, встоскуется о единстве как предпосылке великой культуры,
Россия должна дать образец, форму мирного сотрудничества народов, не под
гнетом, а под водительством великой нации. Задача политиков — найти гибкие,
но твердые формы этой связи, обеспечивающей каждой народности свободу развития
в меру сил и зрелости. Задача культурных работников, каждого русского в
том, чтобы расширить свое русское сознание (без ущерба для его «русскости»)
в сознание российское. Это значит воскресить в нем, в какой-то мере, духовный
облик всех народов России. То в них ценно, что вечно, что может найти место
в теле Вселенской Церкви. Всякое дело, творимое малым народом, как бы скромно
оно ни было, всякое малое слово должны вложиться в русскую славу, в дело
России. В наш век национальные самолюбия значат порою больше национальных
интересов. Пусть каждый маленький народ, то есть его интеллигенция, не
только не чувствует унижения от соприкосновения с национальным сознанием
русских (великоросса), но и находит у него помощь и содействие своему национально-культурному
делу. Было бы вреднейшей ошибкой презрительно отмахнуться от этих шовинистических
интеллигенций и через головы их разговаривать с народом. Многие думают
у нас сыграть на экономических интересах масс против «искусственных» национальных
претензий интеллигенций. Рано или поздно народ весь будет интеллигенцией,
и презрение к его духовным потребностям отомстит за себя. Конечно, духовные
потребности приходится отличать от политических притязаний: в титуле московских
царей и императоров всероссийских развертывался длинный свиток народов,
подвластных их державе. Многоплемен-ность, многозвучность России не умаляла,
но повышала ее славу. Национальное сознание новых народов Европы в этом
отношении не разделяет гордости монархов, но Россия не может равняться
с Францией или Германией: у нее особое призвание. Россия — не нация, но
целый мир. Не разрешив своего призвания, сверхнационального, материкового,
она погибнет — как Россия.
Объединение народов России не может твориться силой только религиозной
идеи. Здесь верования не соединяют, а разъединяют нас. Но духовным притяжением
для народов была и останется русская культура. Через нее они приобщаются
к мировой цивилизации. Так это было в петербургский период Империи, так
это должно остаться. Если народы России будут учиться не в Москве, не в
Петербурге, а в Париже и в Берлине, тогда они не останутся с нами. На русскую
интеллигенцию ложится тяжкая ответственность: не сдать своих культурных
высот, идти неустанно, без отдыха, все к новым и новым достижениям. Уже
не только для себя, для удовлетворения культурной жажды или профессиональных
интересов, но и для национального дела России. Здесь не важна сама по себе
культурная отрасль, профессия, — России нужны ученые и техники, учителя
и воины. Для всех один закон: квалификация, ее непрерывный рост в труде
и подвижничестве. Если великороссы составляют 54% России, то русская интеллигенция
должна выполнить не 54%, а гораздо более общероссийской культурной работы,
чтобы сохранить за собой бесспорное водительство.
Время для нас грозное, тяжелое. Бесчисленные народы России рвутся к
свету, к культуре. Среди «всех только великорусская интеллигенция, придавленная,
разреженная искусственно, вытесняется с пути национального творчества...
Молодое поколение варваризуется и в России, и в Зарубежье. Для него подчас,
кажется, не под силу поднять культурную ношу отцов. Но надо не только поднять
ее, но и нести дальше и выше, чем умели отцы. Ибо голос времени звучит
неумолимо: «Всякое промедление — смерти подобно», как говаривал Петр Великий.
Наши творческие силы еще не иссякли. Мы верим в наше призвание, не мириться
с мыслью о гибели. Нам нужна лишь школа аскезы — культурной, творческой
аскезы, без которой не создаются ни духовные, ни материальные ценности
культуры.
Последние слова к христианам, к православным. Нельзя, разумеется, подчинить
путь веры путям национальной жизни. Нет ничего гнуснее утилитарно-политического
отношения к христианству. Но в православии дано нам религиозное освящение
нации. Церковь благословляет наше национальное делание, при условии просветленности
его Светом Христовым.
Но мы должны преодолеть в себе две слабости, которые до сих пор обеспложивают
творческие силы христианской интеллигенции. Во-первых, мы должны отрешиться
от привычной сращенности православия с политическими, культурными, бытовыми
формами старого времени. Не считать идеалом православия реставрацию старины
и найти в нем источник свободы для творческого отбора в старых сокровищах,
для творческого созидания новой жизни. Вторая — в известной степени противоположная
слабость — это индивидуализм личного религиозного пути. Для отрешенного,
погруженного с собственный мир строя души не возникает и проблем национальной
культуры, да и культуры вообще. Как первая школа духовной жизни, эта замкнутость
души может быть законной, необходимой. Как традиция, как стиль целого поколения
— это уже некое уродство, становящееся национальной пассивностью. В обстановке
русской трагедии, в наш грозный исторический час, это направление (как
направление) свидетельствует просто о недоразвитии христианской совести.
Если мы в эмиграции — и поскольку наши братья в России — преодолеем
в себе эти слабости, эти болезни роста, то главное дело русского национального
возрождения уже сделано. Ибо жизненность и крепость русского религиозного
возрождения русской Церкви не подлежит сомнению. В ней, в русской Церкви,
давно живое средоточие нашей национальной работы, источник вдохновляющих
ее сил. Но нужно помнить, что для этой работы необходима сложная, опосредственная
трансмиссия этих духовных сил, что в деле национального возрождения участвуют:
Церковь, культура, государство. И здесь я останавливался преимущественно
на втором члене, наиболее угрожаемом и наиболее сложном, связующем действие
сил духовных с механизмом социальных необходимостей.
На вопрос, поставленный в заглавии настоящей статьи: «Будет ли существовать
Россия?», я не могу ответить простым успокоительным: «Будет!» Я отвечаю:
«Это зависит от нас. Буди! Буди!»
|