Прежде всего я постараюсь кратко охарактеризовать ту систему налогообложения,
которая нам видится в новом Налоговом кодексе. В результате заседаний нашей
совместной рабочей группы, которые были посвящены этому вопросу, нам удалось
прийти к более-менее компромиссному варианту. Не все его составляющие устраивают
нас в одинаковой мере и тем не менее это - не механический набор позиций,
удовлетворяющих ту или иную сторону...
Что же касается ключевого вопроса - быть акцизам или не быть? - то ситуация
с ним достаточно банальна. Да, сегодня акциз - абсолютно фискальный вид
налога, своего рода оперативный регулятор поступлений в бюджет средств
от нефтяных компаний, дифференцированный в большей степени от уровня их
рентабельности, нежели от различий горно-геологических условий принадлежащих
им месторождений. Подобной методики не существует до сих пор.
Изначально акцизы были задуманы как горная рента, учитывающая горно-геологические
условия добычи, сроки разработки и степень выработанности месторождений
- факторы, определяющие экономику добычи нефти. Именно акциз должен был
выравнивать условия работы на разных по привлекательности месторождениях.
Но в России акциз стал выполнять сугубо фискальную функцию и не в последнюю
очередь явился причиной нынешнего бедственного положения многих нефтяных
компаний. Практический порядок введения в действие ставок акциза и регулярная
их корректировка, не имеющие никакого отношения к условиям разработки месторождений,
противоречили экономическому смыслу акциза.
В результате акциз стал способом «наказания невиновных и поощрения непричастных».
Предприятия, работающие на соседних месторождениях, зачастую должны были
уплачивать совершенно различные акцизы. Кроме того, величина акциза порой
оказывалась заниженной для предприятий, имеющих высокопроизводительный
(выcокодебитный) фонд скважин, и завышенной для предприятий с выработанными
запасами нефти. А если учесть, что эти компании поставляют нефть на одни
и те же НПЗ, то станет ясно, что они оказывались в заведомо неравных условиях
на рынках сбыта.
Конечно, лучшим вариантом является вообще отказ от акциза, поскольку
ТЭК - это та курица, которая несет для всей российской экономики золотые
яйца. Однако при нашем нынешнем бюджетном кризисе уместно пока лишь говорить
о некотором «облегчении проблемы» - то есть поиске какой-то замены акцизу.
Как один из возможных альтернативных вариантов, с которым мы согласились,
- это налог на дополнительный доход (НДД), хотя вынужден констатировать,
что и он не является идеальным.
Существенным недостатком НДД, по моему мнению, является
наличие в нем (в силу cost-stop и ненулевой ставки при Р-факторе меньше
1) своего рода обязательной составляющей. То есть в этой своей части НДД,
вопреки заложенной в нем идеологии, никак не увязывается с показателем
финансово-хозяйственной деятельности и по сути дела является тем же...
акцизом. Но только не дифференцированным, а единым для всех компаний фиксированным
платежом, связанным с обусловленными отказом от акциза бюджетными потерями.
При доработке нового Налогового кодекса существенное внимание было уделено
проектам, по которым уже ведется либо будет вестись раздельный учет. При
нем возможности «манипулирования» затратами и доходами существенно ограничены
(по сравнению с учетом в целом по компании), поэтому условия применения
шкалы НДД здесь заметно смягчены.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что постепенный переход к пообъектному
раздельному учету - это наша принципиальная стратегическая линия, которую
мы будем отстаивать в ходе дальнейшей работы над Налоговым кодексом в Думе.
Переход на раздельный учет важен и с точки зрения разработки механизма
скидок с роялти (от англ. royalty - отчисления автору) -платы за разработку
недр. Это - очень важный момент, позволяющий обеспечить условия для максимально
полной выработки месторождений.
Я понимаю, что выражение «налоговые льготы» вызывает однозначно отрицательную
реакцию в Госдуме. Но облегчение от налогового бремени на начальной и завершающей
стадиях эксплуатации было бы не льготой, а созданием более благоприятного
инвестиционного климата.
Легкодоступная нефть в России кончается. Сегодня количество
трудноизвлекаемых запасов перевалило за 55%. При нынешних налогах освоение
их просто нерентабельно - компании не могут ни высосать до конца старую,
глубоко запрятанную нефть, ни приступить к разработке новых месторождений.
Однако всегда лучше получать пусть даже уменьшающиеся доходы (как компаниям,
так и государству в виде остаточных налогов), чем не получать их вовсе.
И последнее, на чем бы я хотел остановиться, - это налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (ВМСБ). Вокруг него, пожалуй, шло не меньше баталий,
чем вокруг НДД. В конце концов остановились на варианте последовательного
расширения прав нефтяных компаний самим определять, сколько и в каких объемах
выделять средств на геологоразведку. Правда, в процессе обсуждения проявилось
осложнение технического плана, которое пока так и не удалось решить. Суть
его в смешивании двух серьезных экономических проблем, решавшихся посредством
этого налога. Первая - возмещение исторических затрат государства; вторая
заключается в том, что на геологоразведку и дальше необходимо выделять
некоторую часть средств на федеральном уровне.
Каким образом раньше решался этот вопрос? Собираемый налог поступал
государству; в его рамках осуществлялось как федеральное финансирование
геолого-разведочных работ, так и возмещение ранее произведенных государством
затрат. Если теперь разделить его на две части - возникает коллизия. Раньше
от этого налога освобождали те предприятия, которые сами вкладывали средства
на геологоразведку. Но реальное бремя ее федерального финансирования несли
те из них, кто в том числе возмещал исторические затраты. Сегодня при попытке
развести два эти налога сразу же возникает вопрос: а как быть с «освобожденными»
предприятиями? Конкретного ответа пока нет...
В заключение - о механизме «запуска» нового Налогового кодекса. Было
бы разумно, на мой взгляд, первую его часть (450 статей), содержащую общие
правила поведения - и Минфин с этим согласен, - ввести с 1 января 1998
г., а остальные - постепенно, по мере «вызревания» их в Думе. Такой компромисс
законодательной и исполнительной властей, по-моему, не противоречит общей
тенденции продвижения в этом вопросе вперед, хотя возможности уступок со
стороны правительства невелики.
Во всяком случае все мы исходим сегодня из того, что ТЭКу нужно дать
возможность для дальнейшего развития. А это означает, что тот некоторый
«недобор» налогов, который налицо сегодня, сторицей окупится завтра. Решение
этого во многом мировоззренческого вопроса - дело времени.
|