Как известно, в конце прошлого месяца на сессии Верховного Совета СССР
были в первом чтении рассмотрены Основы законодательства об индексация
доходов населения. Если принять во внимание также целый ряд практических
шагов, предпринятых в этом направлении на республиканском уровне
(Белоруссия, например, объявила о принятии соответствующего закона еще
в декабре прошлого года), то можно с уверенностью утверждать, что вопрос
о «широкомасштабном» введении индексации доходов населения в нашей стране
будет решен уже в самое ближайшее время.
Основным аргументом против полной, или близкой к полной, индексации
является опасность неконтролируемой инфляции.
Известно, что в рыночной экономике между динамикой доходов и цен существует
глубокая взаимосвязь: любые изменения в системе доходов неизбежно отражаются
и на уровне цен. Ослабить этот эффект может увеличение общественной производительности
труда. Однако именно этот фактор меньше всего учитывается при индексации:
ведь она становится самостоятельным каналом роста денежных доходов населения.
В результате возникает процесс циклического характера: повышение уровня
цен «включает» механизм индексации, последний вызывает новую «инфляционную
волну» и т. д. При этом существует реальная опасность возникновения «резонанса»,
когда темпы инфляции начинают стремительно нарастать. Выход же экономики
из трясины гиперинфляции, как свидетельствует мировой опыт,
связан с еще большими социальными издержками.
Совокупный инфляционный эффект от применения индексации резко возрастает
в нестабильной экономике, когда одновременно действуют
несколько мощных факторов инфляции. Однако наиболее опасно
применение индексации в условиях, когда изначальный рост цен становится
единственно возможной реакцией экономической системы на нарушение сбалансированности
спроса и предложения на потребительском рынке: например, потребительский
спрос растет, а увеличить производство товаров в данный момент невозможно.
В этих условиях (без учета внешних финансовых «инъекций»)
индексация может обеспечить только перераспределение бремени, связанного
с инфляцией, между различными доходными группами населения. Общая же стратегия
индексационной политики в такой ситуации должна строиться, как это ни парадоксально,
на максимальным сдерживании роста номинальных доходов населения.
Под этим углом и надо рассматривать экономическую ситуацию в нашей стране.
Прошлой осенью, когда была отвергнута программа «500», была упущена,
пожалуй, последняя возможность погасить колоссальный потенциал накопленной
в «подавленной» форме инфляции спроса. Проведение широкомасштабной
приватизации, по расчетам авторов программы, должно было, с одной стороны,
связать часть денежных средств населения, снизив уровень потребительского
спроса, а с другой - оживить (главным образом усилиями приватизированного
сектора) производство товаров и услуг, то есть увеличить объем предложения
в натуре. В комплексе с целым рядом других мер это могло позволить в значительной
степени ликвидировать дисбаланс между спросом и предложением на потребительском
рынке без существенного повышения цен.
Известно, что никакой конкретной программы действий, тогда принято
не было, зато началось протаскивание разработанной В. Павловым еще в 1987
году реформы цен. Надо сказать, что после указа президента и соответствующих
решений союзного и республиканского правительств о повышении оптовых,
закупочных цен, тарифов на услуги грузового транспорта и др. пересмотр
розничных цен стал просто неизбежен: бюджет, который и так уже несколько
лет сводился с огромным дефицитом, был просто не в состоянии заткнуть образовавшуюся
«дыру» между новыми «промежуточными» и старыми розничными ценами. Однако
вопреки здравой экономической логике реформа розничных цен была проведена
только спустя несколько месяцев. К этому времени ситуация в стране еще
более ухудшилась: стагнация сменилась абсолютным сокращением промышленного
производства, которое, по прогнозам специалистов, может составить к концу
года 20-25%. Поскольку денежные доходы населения все это время росли, разрыв
между спросом и предложением на потребительском рынке еще больше увеличивался,
причем нарастающими темпами. Поэтому, даже несмотря на грабительский
характер реформы, он и не мог быть иным (степень эффективности реформы
«по определению» зависела от степени ее фискальности), товары в магазинах
так и не появились. Давление спроса не ослабло: обмен денег и павловская
реформа окончательно подорвали доверие народа к рублю и подстегнули процесс
«бегства от денег».
Сформировавшееся «инфляционное ожидание», обостренное чувство социальной
незащищенности и отсутствие всякого доверия к союзному правительству спровоцировали
массовые выступления трудящихся, в защиту своих прав, и правительство им
вынуждено идти навстречу: к концу года существенное повышение заработной
платы уже обещано шахтерам и авиадиспетчерам. Следом можно ожидать металлургов,
энергетиков, железнодорожников... В тех отраслях, где это возможно,
руководители предприятий правдами и неправдами взвинчивают цены, с тем
чтобы покрыть растущие издержки на рабочую силу: ведь с 1 июня компенсации
включаются в тарифы и оклады!
Опыт стран Восточной Европы показал, что в результате разового административного
повышения цен более чем на 20% даже в относительно благополучной экономике
возникают такие инфляционные процессы «цены - доходы - цены», которые трудно
удержать. Исходя из этого можно предположить, что если не сработают сдерживаюшие
механизмы, то к концу этого года ежемесячный рост цен будет исчисляться
двузначными числами. Над экономикой нависла реальная угроза гиперинфляции.
Чтобы избежать ее, нужна специальная правительственная программа.
Индексация - как механизм текущего регулирования денежных доходов населения
- должна рассматриваться как составной элемент этой программы и с самого
начата задумываться как инструмент сдерживания
инфляции.
В этой связи представляются глубоко ошибочными предложения о передаче
всех вопросов, связанных с проведением индексаций заработной платы, выходящей
за рамки социальных гарантии, в непосредственное ведение государственных
предприятий.
Поскольку индексация вмешивается в тонкий механизм взаимодействия цен
и доходов, он должен быть исключительно точно «настроен». Для этого в первую
очередь необходим достоверный измеритель инфляции в потребительском секторе.
Не так давно - в сентябре прошлого года - Госкомстатом СССР была утверждена
новая «Методика расчета индекса потребительских цен (индекса стоимости
жизни)». Но в ней обходится стороной целый комплекс исключительно важных
и сложных проблем.
С проблемой формирования потребительской корзины в условиях дефицита
тесно связана и проблема регистрации цен. Ведь только часть населения сможет
приобрести дефицитный товар по государственной цене; другая же часть будет
вынуждена или обратиться к услугам «черного рынка», где цены в несколько
раз выше, или искать товар-заменитель, который также может стоить дороже.
Известно, что индекс потребительских цен (ИПЦ) призван отражать только
инфляционную составляющую прироста цены; для этого необходимо выровнять
влияние изменения потребительских свойств товара на его цену. Буквально
это означает следующее: если качественные характеристики товара возросли,
то регистрируемая цена должна быть на соответствующую величину уменьшена,
и наоборот. Мировая статистическая практика предусматривает для этой цели
применение специальных приемов сравнения характеристик таких товаров:
с использованием спецификаций, различного рода балльных систем и т. д.
У нас механизм оценки изменения качества товара находится пока что в
зачаточном состоянии, и это размывает картину динамики потребительских
цен. С учетом тенденции к ухудшению качества товаров при неизменной, а
порой даже повышающейся цене этот фактор может действовать в сторону занижения
истинной величины инфляции.
Как формировать потребительскую корзину, когда даже товары
первой необходимости начинают все чаще попадать в разряд дефицитных? Это
очень сложный вопрос, не имеющий аналога в мировой практике. Поэтому абсолютно
неясно, что же призван отражать, скажем, сводный индекс потребительских
цен, включающий несколько сот позиций, когда население уже забыло, как
выглядит добрая половина товаров из столь представительного потребительского
набора!
Введение индексации в наших уникальных условиях гораздо
сложнее, чем в индустриально развитых странах с рыночной экономикой. Поэтому
при сложившемся подходе к проблеме индексации, а также сохранении во многом
стихийного характера ее введения мы рискуем не просто не достичь цели -
защитить реальные доходы населения от обесценения,- но и получить такую
инфляционную спираль, выход из которой будет связан с резким снижением
уровня жизни населения.
Наконец, политика индексаций должна быть вписана в общую концепцию экономической
реформы и не может разрабатываться автономно от нее - в случае противоречия
они нейтрализуют друг друга. Индексация - это тонкий, опасный инструмент,
и применяться он должен умело. Нельзя позволить прекратить его в «мину
замедленного действия» для нашей и без того больной экономики.
|