11 января в Кремле состоялось заседание Совета по содействию
развитию институтов гражданского общества и правам человека
при Президенте России. Владимир Путин и члены Совета обсудили
широкий спектр вопросов: развитие институтов гражданского
общества, поддержка неправительственных организаций, совершенствование
судебной системы, развитие общественного контроля за деятельностью
правоохранительных органов и пенитенциарной системы, противодействие
росту экстремизма, молодежной преступности и детской беспризорности.
Cтенограмму встречи можно прочитать на сайте Президента
России.
Новостные агентства предоставляют достаточно противоречивые
оценки состоявшегося обсуждения. Центр «Демос» обратился
за комментариями к присутствовавшим на этой встрече членам
Совета. Мы представляем вам мнение экспертов:
Тамара Морщакова, советник Конституционного Суда РФ,
судья Конституционного Суда РФ в отставке:
Сегодняшняя встреча членов Совета с Президентом была
посвящена различным вопросам. Обычно каждый член Совета
излагает те проблемы, которые кажутся ему наиболее важными.
Сегодня тоже обсуждался широкий и разнообразный круг вопросов:
борьба с экстремизмом, предоставление материнского капитала,
обеспечение здоровья призывников, контроль за выборами
и т.д..
Для меня наиболее важным было получить реакцию Президента
на два следующих вопроса. Во-первых, на подготовленный
МЭРТ законопроект, направленный на изменение статуса судей.
Этот проект пока не нашел широкой поддержки, и мне хотелось,
чтобы Президент его поддержал.
Владимир Путин сказал, что МЭРТ не является ведомством,
специализирующимся на таких проблемах. Поэтому при решении
вопроса о совершенствовании статуса судей надо прислушиваться
к мнению других экспертов: самих судей, научного сообщества.
В целом, он считает необходимым согласовывать эти вопросы
с Верховным Судом России.
Как член Совета я сочла необходимым сказать о значении
ратификации Протокола № 14 к Европейской Конвенции, который
в декабре 2006 г. был отклонен Государственной думой.
Президент отметил, что именно он внес этот документ на
ратификацию, и что МИД России подписывал этот Протокол,
конечно же, не без его ведома. Он подчеркнул, что меры
по урегулированию этой ситуации будут в ближайшее время
обсуждаться, в том числе, и со Страсбургом. Он также добавил,
что депутаты Государственной думы привели определенные
аргументы в пользу своего решения, поскольку предлагаемые
Протоколом упрощенные процедуры могут привести к нарушению
прав, хотя Президент не уточнил, чьи права могут быть
нарушены в этом случае – права граждан, обращающихся в
Европейский Суд, или процессуальные права государства,
на которое подана жалоба. Кроме того, Президент сослался
на решение Европейского Суда по делу Илашку, которое,
с его точки зрения, не было объективным и обоснованным
(следует отметить, что именно по этому делу Анатолий Ковлер
– судья Европейского Суда от России – высказал возражения
в своем особом мнении). Владимир Путин не высказывал своего
мнения в отношении каких-либо других решений Европейского
Суда.
Президент частично согласился с теми позициями, которые
были высказаны мной по поводу системы правосудия. В частности,
он согласился, что отсутствие в системе судов общей юрисдикции
апелляционной инстанции – это недостаток. Президент признал,
что система апелляции имеет преимущества перед системой
кассации. В отличие от кассационного порядка, в рамках
апелляционной процедуры происходит пересмотр всех обстоятельств
конкретного дела. То есть, имеются большие возможности
для выявления и исправления ошибок. При этом Владимир
Путин сослался на положительный опыт арбитражных судов,
где апелляция существует.
Мне, как члену Совета, хотелось, чтобы Президент обратил
внимание на важность вопроса о независимости судебной
системы. С моей точки зрения, суды являются источником
легитимации всей сути деятельности органов государственной
власти. Именно суды проверяют конституционность и законность
документов, решений и действий власти. Суды могут скорректировать
их, если необходимо.
Президент возразил, что легализация власти происходит
не только в суде, но и через систему демократических выборов,
через деятельность парламента, через конституционные процедуры.
Валерий Борщев,
Московская Хельсинкская группа, Фонд "Социальное
партнерство":
На мой взгляд, это было очень удачное деловое общение.
Нам удалось поднять очень важный вопрос – вопрос об общественном
контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного
заключения.
Дело в том, что закон, принятый в первом чтении в 2003
году – более трех лет лежит в Думе, и Дума не принимает
его. И поэтому нам было очень важно поставить вопрос перед
президентом, чтобы он обратил на эту ситуацию внимание.
Это удалось. Он включился в разговор и обещал посодействовать,
чтобы Дума вынесла его все же на второе-третье чтение.
Также мы обсуждали ситуацию в пенитенциарной системе.
Сейчас ведь эта система, которая ранее была лидером среди
силовых структур по степени реформированности, стала закрытой.
Правозащитникам во многих регионах не представляется возможным
посещать колонии и СИЗО. Так в свое время попросту не
дали разрешение членам комиссии по правам человека при
мэре города Москвы посетить СИЗО. Санкт-Петербург, Мордовия,
Нижний Новгород и другие регионы стали очень закрытыми,
хотя есть и регионы, где по-прежнему возможно взаимодействие
– Красноярк, Иркутск, Краснодар. Мы поставили этот вопрос
на обсуждение и президент обещал организовать встречу
заинтересованных сторон, чтобы как-то этот болезненный
вопрос решить.
Также мы говорили о проблеме пыток, насилия, что можно
сделать, чтобы они были предотвращены.
Разговор шел более 4-х часов. Помимо всего прочего, нам
удалось передать письмо с просьбой о помиловании заключенных
Данилова и Сутягина.
Алексей Симонов, Фонд «Защиты Гласности»:
Первое, что стоит отметить – это больше всего походило
на первую встречу в 2001 году, то есть, было ощущение
определенной расположенности Путина к разговору – не напряженности.
Более того, это была первая встреча, на которую он пришел
без помощников.
Второе – по абсолютному большинству вопросов были найдены
какие-то формы дальнейшей совместной деятельности, т.е.
значительное количество поручений должно быть дано почти
по всем вопросам, которые, так или иначе, обсуждались.
Единственный вопрос, где «коса нашла на камень», связан
был с судебно реформой. Как мне кажется, резкое неприятие
со стороны президента было вызвано выступлением Тамары
Георгиевны Морщаковой, которая говорила о выборности судей.
Думаю, возникло определенное взаимное непонимание сути
предполагаемой реформы, в частности, проблемы назначаемости
председателей судов.
Одним из самых напряженных моментов возник при обсуждении
нового закона об НКО. Начал Путин с того, что прошел уже
год, как закон действует, и никаких катастрофических последствий
нет. Но Аузан на основе проделанной большой аналитической
работы доказал, что это надувательство, и на самом деле
закон, про который говорилось, что он совершенно бесплатен
для налогоплательщика, на самом деле стоит несколько десятков
миллиардов рублей. Аузан говорил, что закон неуклюж, громоздок
и непосилен для НКО. Таким образом, был сделан уклон в
экономическую оценку закона, а не идеологическую – и это
подействовало. Пришли к договоренности, что к апрелю уже
будет формирована согласительная комиссия для внесения
поправок в закон.
Интересно было выступление Иды Куклиной, которая предложила
создать молодежные медицинские центры для допризывной
проверки призывников: военные медики делают очень много
ошибок, предпочитая всех считать здоровыми. И только после
уже выясняется, что молодые люди были не здоровые, а очень
даже больные. Вот для противостояния этому и ряду других
проблем и было предложено создавать молодежные медицинские
центры. Путин предложением заинтересовался. Дальше должны
будут обсуждать инициативу уже более конкретно, может
быть даже в пределах нацпроекта «Здоровье».
Я говорил о митингах и шествиях, и пытался объяснить,
что закон сам по себе, в общем, вполне приемлемый, а законоприменение
чудовищное. И вопрос заключается на сегодняшний день,
как всегда в России, в том, что если верховная власть
проявит определенную волю и продемонстрирует, что она
хотела бы, чтобы закон соблюдался так, как он написан,
а не так, как его трактуют большинство местных и региональных
властей, то может быть от этого будет толк. Примеров было
много, в том числе взятых мною из материалов, подготовленных
Центром «Демос», Еленой Гришиной, Фондом «Защиты гласности».
За прошлый год из 75 случаев задержания журналистов милицией,
ровно половина - 37 - связаны с участием журналистов в
митингах и шествиях.
Кроме того, Президенту было вручено письмо, подписанное
12-ю членами совета, о помиловании Сутягина и Данилова.
А также еще ряд писем: от бабушки некоего человека, который
4 года сидит без суда и следствия в тюрьме, письмо от
косовского патриарха с выражением благодарности за позицию,
которая Россия занимает в вопросе о Косово и другие.
Очень важным было то, что в ходе встречи была названа
фамилия Затоки – эколога, российского гражданина, который
был задержан и находится под следствием в Туркмении. Путин
об этом ничего не знал. И поскольку это состоялось буквально
на финише, это запечатлелось - он еще раз спросил у Забелина
фамилию и обстоятельства дела. Так что есть надежда, что,
по крайней мере, сигнал в российское посольство в Туркменистане
пойдет - волевой сигнал для того, чтобы это дело сдвинулось
с места.
Мара Полякова, «Независимый экспертно-правовой совет»:
Поскольку я не первый раз уже иду на такие встречи, то
у меня уже есть понимание, зачем я иду и какой можно ожидать
результат.
Если говорить о предыдущих визитах применительно к теме,
которой я занимаюсь, - эти встречи были небезрезультативными.
Мы разработали предложения по судебной реформе, обсудили
их на общественных слушаниях с участием очень многих ученых,
специалистов. Предложения, по которым был найден компромисс,
были вынесли на обсуждение именно на прошлой встрече Совета
и переданы президенту. Потом мы получили резолюцию главы
администрации президента о том, что эти предложения приняты
в разработку.
Поэтому я понимала, что есть какой-то шанс, что новые
предложения, которые мы подготовили, будут услышаны и
могут последовать изменения – с этой надеждой и шла. Понимаю,
что принятие законов процесс не скорый, он предполагает
широкие обсуждения, большую работу. А мы увидели, что
работа действительно велась: активизировались обсуждения
по теме судебной реформы. Например, мы знаем, что были
разосланы в разные организации и ведомства предложения
дать экспертные оценки. Вот только мы обо всем этом случайно
узнавали – никакой системы официального информирования
не было.
И получилось, что мы, эксперты, изначально выносившие
предложения, к этой работе в дальнейшем не были привлечены.
И у нас не было никакой информации о том, как продвигается
процесс - якобы наша задача уже исчерпана. И нас беспокоила
эта ситуация.
Я шла на встречу с несколькими задачами. Во-первых, -
развитие прошлых наших предложений (мы пришли с новыми,
уже по конкретным блокам) о вовлечении гражданского общества
в судопроизводство и разрешение правовых конфликтов.
Во-вторых, мне важно было добиться поддержки по вопросу
развития института суда присяжных, поскольку он сейчас
претерпевает жуткие нападки, вызывает неприятие со стороны
и судейской корпорации, и прокуратуры, и прессы. Важно
было получить поддержку по развитию института восстановительного
правосудия, примирительных процедур.
И третье, в чем нам была необходима поддержка, это в
том, чем мы очень много сейчас занимаемся – проблемы общественных
судов. Необходимо, чтобы создавались и внедрялись общественные
суды, чтобы развивались досудебные процедуры, конфликты
могли разрешаться с участием общественности. Например,
создавались комиссии, в которые бы входили представители
общества и представители государственных органов, где
можно было бы рассматривать жалобы граждан на действия
органов власти или, скажем, хозяйствующих субъектов.
Очень много у нас нарушений трудовых прав. И я выходила
с предложением от нашей организации создавать такие комиссии,
общественные структуры, куда бы входили представители
госинспекции труда и общественность, рассматривались бы
до суда все трудовые конфликты. Потому что сейчас все
эти судебные тяжбы невероятно затяжные и нередко бесперспективные.
Я шла, чтобы получить поддержку по всем этим направлениям.
Надо сказать, что президент отнесся положительно практически
ко всем инициативам. Единственное, в какой части были
возражения – это в вопросе о том, как институт присяжных
представляется в прессе. Я говорила о том, что пресса
дискредитирует этот институт, хотя он требует поддержки
– это ведь только начало, но президент не согласился с
тем, что пресса целенаправленно дискредитирует суды присяжных,
и стал ссылаться на всем известные примеры. При этом он
привел такие примеры, когда, действительно, если не знать,
в чем суть дела, кажется, что присяжные вынесли необоснованные
оправдания. Но мы эти конкретные дела исследовали – те,
в которых действительно было непонятно: расстреляли мирных
граждан, и было очевидно, что их расстреляли, тем не менее,
присяжные подсудимых оправдывали. Когда мы изучили эти
материалы, выяснилось, что в таком решении была вина не
присяжных, а профессионалов. Именно нарушения со стороны
профессионалов привели к такому негативному результату.
Ведь имеет значение, в том числе, как поставить вопрос.
Как спросили – так и ответили.
Институт присяжных, хотя он показал себя не с лучшей
стороны, и, к сожалению, вина профессионалов перекладывается
на присяжных, подается как институт безграмотных людей,
которые падки до взяток, подвержены давлению, хотя это
абсолютно не соответствует ни исследованиям, ни практике
– это просто домыслы или же специальные нападки.
Возможно, президент недостаточно информирован в этом
вопросе, но явной поддержки от него не было. Будет ли
поддержка в дальнейшем – я не знаю. Хотя, в общем, президент
согласился, что, несмотря на имеющиеся проблемы, институт
присяжных надо развивать.
Произошло некое недопонимание во время выступления Тамары
Георгиевны Морщаковой в моменте, касающемся проблемы назначаемости
председателей судов. Речь шла не о том, что вообще судьи
должны выбираться, как понял президент, а о том, чтобы
судьи сами избирали своего председателя. Сейчас, по моему
мнению, назначение председателей судов является показателем
зависимости судов в целом. Председатель Верховного суда
у нас зависит от других ветвей власти. Значит, он будет
служить этим ветвям власти, а не правосудию, потому что
его назначение определяется ими. И один из вариантов ухода
от зависимости – это не назначение председателей другими
ветвями власти, а избрание самими судьями себе председателя
– как это происходит в Конституционном суде. Когда дали
слово мне, я говорила об этом. Президент задумался, но
не возразил.