Вышла
книга доктора экономических наук Григория Явлинского "Перспективы
России". Книга посвящена оценке социально-экономической
системы России и развития основных мировых экономических
тенденций. Автор убежден, что, несмотря на все более расширяющийся
разрыв между развитыми и развивающимися странами и непростое
положение России, у нее есть достаточные и необходимые предпосылки,
чтобы через 10-15 лет оказаться в первом эшелоне мирового
экономического развития.
В силу объективных процессов глобализации разрыв, отделяющий
группу наиболее развитых экономик от остального мира,
имеет тенденцию закрепляться и приобретать качественный
характер. Возникновение и растущая значимость нематериальных
факторов производства и сопутствующей им интеллектуальной
и исторической ренты дают этим странам громадную экономическую
"фору", позволяющую обеспечивать стабильный
прирост доходов при минимальных усилиях и с чрезвычайно
низким уровнем рисков.
В условиях экономики ХХI века нет никаких признаков того,
что эта ситуация меняется или начнет меняться в ближайшие
десятилетия. Более того, возникают новые препятствующие
этому обстоятельства. Так, в отличие от прошлого века
с его идеологемами о необходимости построения единого
процветающего мира на базе единых ценностей, сегодня даже
на уровне теории в самом западном мире, к сожалению, набирают
силу изоляционистские настроения. Наиболее яркий симптом
— вспышка популярности теории "конфликта цивилизаций",
"цивилизационного разлома"; попытки части общественности
в развитых странах разговорами о культурных и даже биологических
различиях между богатыми и бедными народами отгородиться
от гражданских и экономических противоречий, связанных
с потерей огромными частями мира исторической перспективы.
Насколько реально в этих условиях выполнение задачи коренной
модернизации российской экономики и существенного перемещения
ее вверх по шкале развитости в рамках мирового хозяйства?
При всех сложностях и необходимых оговорках я бы рискнул
ответить на этот вопрос утвердительно: да, это не только
необходимо, но и возможно.
Во-первых, у России есть определенный исторический задел,
связанный и с опытом ее развития до 1917 г., и с советским
периодом истории. В силу политико-идеологических причин
в советское время была предпринята попытка искусственно
изменить картину распределения имеющихся хозяйственных
ресурсов с амбициозной целью вывести СССР в мировые лидеры
по масштабам и технологическому уровню экономической базы.
И хотя ограничения, присущие советской экономической системе
(вместе с объективными причинами, не связанными с характером
хозяйственной системы), не позволили выполнить поставленную
перед ней задачу, определенные основы для возможного "догоняющего
развития" были заложены. Главные из них — наличие
в структуре российской экономики некоторых производств
и даже отраслей, не укладывающихся в модель классической
"периферийной экономики", и избыточные для такой
модели качественные характеристики некоторых исходных
экономических ресурсов. В конечном итоге эти факторы не
обеспечили результата, на который рассчитывали формировавшие
их экономисты и управленцы, но они все еще имеют значение
с точки зрения возможностей модернизации экономической
структуры страны.
Во-вторых, человеческие, а точнее, управленческие ресурсы
нынешней России таковы, что позволяют ей в исторически
очень короткие сроки создавать на базе имеющихся ресурсных
и обрабатывающих предприятий достаточно крупные и современные
по уровню и методам управления рыночные компании-корпорации.
При всей справедливости высказываемых претензий и опасений
в России реально возник и во многом сформировался свой
собственный крупный капитал, причем не в смысле наличия
огромных состояний (в научном смысле это еще не капитал),
а в смысле наличия организаций, способных на рыночной
основе мобилизовывать и производительно использовать крупные
объемы хозяйственных ресурсов.
Критики в его адрес высказывается много, причем критики
совершенно справедливой, но отсутствие национального капитала
как явления в сегодняшних условиях лишало бы Россию каких
бы то ни было шансов изменить свое нынешнее место в мировой
экономике в лучшую для себя сторону. Нравится это нам
или нет, но сегодняшнее мировое хозяйство по своей сущности
является капиталистическим, а главным его субъектом является
крупный транснациональный капитал, формирующий центр мирового
хозяйства и границы зон процветания, охватывающие лишь
часть человечества и оставляющие остальным мало шансов
сравняться с лидерами по уровню производительности и доходов.
Для страны, желающей стать частью этого центра, не потеряв
при этом своего государственного суверенитета, наличие
тесно связанного с нею и ее интересами крупного бизнеса
— необходимое условие и, по сути, единственный ключ к
решению такой задачи.
Возвращаясь к вопросу о нынешнем лице российского крупного
бизнеса, я бы хотел, не оправдывая его слабость и близорукость,
призвать в то же время не забывать как минимум три следующих
момента.
Всегда и везде бизнес — это прежде всего предпринимательская
деятельность, и в принципе неверно требовать от него решения
задач, которые на самом деле относятся к компетенции государства.
Обязательная, универсальная, базовая "социальная
ответственность" бизнеса заключается в том, чтобы
соблюдать разумные и исполняемые законы, платить налоги
и избегать деятельности, очевидно идущей вразрез с интересами
страны и общества, — и только. Радикальные претензии социального
характера в адрес бизнеса, а не государства — свидетельство
как минимум некорректного подхода к проблеме.
Лицо бизнеса и образ его действий определяется не в последнюю
очередь средой, в которую он помещен. К действиям власти
можно предъявить как минимум столько же, если не больше,
претензий, и было бы глупо требовать от бизнеса поведения
более ответственного и государственного, чем поведение
самого этого государства. В конце концов, именно государство
в лице правительства и президентской администрации проводило
мошеннические аукционы, не платило зарплату собственным
служащим, прощало самому себе долги, устраняло оппонентов
силовыми методами, сплошь и рядом нарушало дух и букву
действующих законов.
Переход из нынешнего состояния страны (как части мировой
экономической периферии, роль которой в мирохозяйственных
связях сводится если и не исключительно, то преимущественно
к поставкам энергетического и металлургического сырья
и в незначительной степени продуктов его первичной переработки;
страны, не получающей никакого или почти никакого дохода
от зарубежного использования своих финансовых и интеллектуальных
ресурсов) к принципиально иной модели участия в мировой
экономике — в принципе возможен и осуществим.
Разумеется, ни в коем случае нельзя преуменьшать трудности,
которые ожидают на этом пути, если страна найдет в себе
силы и решимость на него ступить. Однако социально-экономическая
система, которая сформировалась в России в последние полтора
десятилетия и успела прочно укорениться в общественных
отношениях и общественном сознании, — система, которая
условно может быть названа системой "периферийного
капитализма", — является главным препятствием для
реализации нашей страной ее исторического шанса перехода
как в разряд экономически развитых, так и реально политически
суверенных, влиятельных государств.
Конечно же шанс, о котором мы сегодня говорим, — это
не более чем шанс, и расхожие штампы относительно того,
что Россия якобы "обречена быть великой страной",
— циничный обман или глубокое заблуждение. Более того,
угроза развала российской государственности остается как
минимум реальной. Определенная мера стабильности, наличествующая
в последние несколько лет, при неблагоприятном стечении
обстоятельств или неудачных шагах политической власти
может растаять как мартовский снег за несколько месяцев
или даже недель. Тем не менее шанс все же есть.