«Курить начал во время военной службы, в начале
80-х, в Афганистане, закончил пять лет назад, когда кровь
пошла из горла. До этого оправдывал курение необходимостью
покурить, когда нервничаешь, кофе с обязательной сигаретой,
поел, почему-то надо покурить. Теперь понимаю, что украл
у себя лет 20 жизни …»
Комментарий в Интернете радиослушателя к программе
с участием представителя «ЯБЛОКА» («Эхо
Москвы», программа «Привычка жить»,
16 августа 2006 года)
Введение в проблему
Главная цель, связанная с другими элементами программы
«ЯБЛОКА» – здоровье людей как
один из основных ресурсов и одновременно конечная цель
модернизации российской экономической и социальной системы.
Политическая поддержка программы (для голосования необходимо
как минимум 226 голосов депутатов, т.е. больше половины
Государственной Думы) будет основываться на поддержке
со стороны активистов антитабачных
организаций; людей, лично пострадавших от курения.
Кроме того, программа обращена к гражданам, воспитывающим
детей, заинтересованным, следовательно, в их здоровой
жизни. И, наконец, ко всем людям в России, которые способны
осознать, что агрессивная политика табачных компаний в
России представляет угрозу социальной и экономической
модернизации нашей страны.
В настоящее время тенденции потребления табака в России
неблагоприятны – российская табачная промышленность
за 2005 год наращивала темпы производства табачных изделий
и добилась 7%-ного роста производства (всего
в России в 2005 году произведено 404,8 млрд. сигарет).
При этом есть признаки того, что табачные компании получают
сверхприбыли (высокий уровень заработной платы в отрасли,
в 2 раза превосходящий средний показатель по промышленности).
В
России доля курящих взрослых мужчин – 60%, женщин
– 25%. Среди мужчин младше 30 лет доля курящих -
72%. Число курящих мальчиков-подростков – 50%.
При этом рост российской табачной промышленности продолжается
и в этом году – на 2% за полгода (расчёт по
данным «Табакпрома», лоббистской организации
табачных компаний).
Перечисление направлений практической политики (каждое
из которых будет отражено в законодательных предложениях)
дано ниже в порядке важности с точки зрения сокращения
потребления табака и табачных изделий в России. Выработанные
«ЯБЛОКОМ» предложения основаны на опыте работы
депутатов «ЯБЛОКА» в составах III-й и в гораздо
меньшей степени IV Государственных Дум России, отражённом
в специальном разделе
о табачных налогах на сайте РОДП «ЯБЛОКО».
Кроме того, существует огромная специальная литература
по различным аспектам антитабачной политики. В частности,
доступная на русском языке обобщающая работа «Сдерживание
эпидемии. Правительства и экономическая подоплёка борьбы
против табака» (публикация европейского
регионального бюро Всемирной организации здравоохранения
для Всемирного банка).
Все законодательные предложения сводятся к принятию законопроекта
«Об ограничении деятельности табачных компаний
в России и мерах по борьбе с последствиями табачной эпидемии».
По конструкции законопроект представляет собой поправки
в ряд федеральных законов: о налогах («Налоговый
Кодекс»), о рекламе («О рекламе), специальное
(«Об ограничении курения табака»), бюджетное
(«О федеральном бюджете). Ряд предложений будет
реализован в качестве поправок к другим федеральным законам.
Подготовка единого законопроекта, объединяющего поправки
в различные федеральные законы, обусловлена необходимостью
противодействия лоббистской тактике табачных компаний,
а также тактике лоббистов табачной индустрии в администрации
президента, правительстве (прежде всего Министерстве финансов)
и Государственной Думе. Стратегической целью табачной
индустрии в России является недопущение комплексной
противодействия навязыванию российскому
обществу курения, а также стремление максимально долго
обсуждать поправки в разные федеральные законы в различных
комитетах Государственной Думы и правительственных ведомствах.
Законодательная волокита и намеренно низкие темпы в решении
ряда ключевых с точки зрения современного общества вопросов
антитабачной политики (прежде всего роста табачного акциза)
являются основными стратегическими целями табачного бизнеса
в России.
Формулировка решения – направления политики
налоги
- существенный рост табачного акциза (с 2008 года
минимум в 2 раза, в последующий год также быстрым темпом
с доведением за 2008-2009 годы доли акциза в цене пачки
сигарет/папирос до 70%) – поправки в «Налоговый
Кодекс» (гл. 22- «Акцизы»)**;
- установление специфической ставки табачного акциза
(с 2008 года), отказ от «смешанной системы»
акцизного обложения, т.е. уничтожение адвалорных элементов
в акцизном налогообложении, стимулирующих рост потребления
сигарет – поправки в «Налоговый Кодекс»
(гл. 22 - «Акцизы») ***;
- уничтожение двухуровневого акцизного налога на сигареты
с фильтром и сигареты без фильтра/папиросы, установление
единой ставки (с 2008 года) акцизного налога (гл.
22 - «Акцизы»);
реклама
- полный запрет рекламы табака и табачных изделий (включить
табак и табачные изделия в список товаров, реклама которых
не допускается) - поправки в федеральный закон «О
рекламе» (ст.7 и смежные статьи);
- полный запрет на демонстрацию курения табака в телевизионных
фильмах, в кинофильмах и спектаклях, исключение нормы
«если такое действие не является творческим замыслом»
(параграф 2, ст.7 федерального закона «Об ограничении
курения табака»). Подготовка смежной поправки в
«Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях», устанавливающей серьёзную материальную
ответственность за нарушение данной нормы;
объясняющие надписи на пачках
- увеличение поверхности пачки, на которых размещаются
предупреждающие надписи (с 2008 года – 40%, с
2009 года – 50%) - поправки в федеральный закон
«Об ограничении курения табака» (ст.2);
- обязательные фотографии вместе с предупредительными
надписями на пачках, на которых изображены последствия
курения (в частности, раковых заболеваний лёгких, полости
рта) – поправки в федеральный закон «Об
ограничении курения табака» (ст.2);
ограничения курения
- полный запрет курения в общественных
местах (с 2008 года), т.е. в кафе, барах, ресторанах,
исключение лазейки о «специально отведённых для
курения местах» на рабочем месте – поправки
в закон «Об ограничении курения табака» (ст.6)
****;
- запрет проведения стимулирующих лотерей при продаже
табачных изделий (с 2009 года), создающий препятствия
увеличению (поддержанию) спроса на табачные изделия
– поправки в федеральный закон «О рекламе»
(ст.9);
бюджетная политика
- экспериментальная программа в 5-10 российских
регионах (с 2008 года) финансируемая за счёт прироста
доходов федерального бюджета от увеличения табачного акциза
по избавлению людей от никотиновой зависимости (никотинозамещающая
и другие виды терапии). Дальнейшее сохранение (рост,
сокращение) финансирования по итогам первых девяти месяцев
работы программы (срок указан в связи с особенностями
бюджетного процесса) – поправки в расходные статьи
(с указанием доходного источника) в федеральные законы
«О федеральном бюджете на 2008 год», «О
федеральном бюджете на 2009 год»*****;
- увеличение бюджетного финансирования (с 2008 года)
дорогостоящих операций (сердечно-сосудистые, раковые
заболевания) за счёт прироста доходов федерального бюджета
от увеличения табачного акциза (борьба с тяжёлыми последствиями
курения) - поправки в расходные статьи (с указанием
доходного источника) в федеральные законы «О федеральном
бюджете на 2008 год», «О федеральном бюджете
на 2009 год»*****;
- перераспределение (с 2008 года) части акцизного
дохода из федерального в региональные бюджеты в виде целевых
дотаций. Но не по системе, существовавшей до консолидации
табачного акциза в федеральном бюджете, при которой часть
налога оставалась в регионах, где есть табачные фабрики.
«ЯБЛОКОМ» предлагается другая логика - передача
через федеральный бюджет денег в региональные системы
здравоохранения (целевым образом на лечение сердечно-сосудистых
и раковых заболеваний, а также никотинозамещающую и другие
виды терапий). Идея заключается в том, чтобы отказаться
в этом вопросе и от старого (фактическая компенсация региональным
бюджетам ранее предоставленных инвестиционных льгот инвесторам),
и от существующего (централизация акциза в федеральный
бюджет) подходов, а предложить новый - направлять деньги
во все регионы (пропорционально доле населения) с целью
компенсировать через систему здравоохранения последствия
курения. Перераспределение через федеральный бюджет в
данном случае объясняется необходимостью обеспечить лучший
контроль за использованием денег (через федеральные органы
- Счётную палату и Контрольно-ревизионное Управление Минфина).
Кроме того, предлагаемая система достаточно проста..
меры по поддержке принятых решений
- запрет транзита сигарет через территорию Российской
Федерации (основная мера противодействия контрабанде);
- введение компенсирующих таможенных пошлин на импорт
сигарет;
- проведение переговоров со странами бывшего СССР о согласованной
акцизной политике (росте табачного акциза и унификации
системы его сбора на основе специфической ставки);
меры социальной защиты рабочих и служащих, сокращаемых
табачной индустрией******
- сохранение в течение 1 года уровня дохода, получаемого
при работе в табачной компании (финансирование за счёт
роста табачного акциза из федерального бюджета в рамках
специальной программы) – премия, выплачиваемая ежемесячно
вне зависимости от уровня дохода на другом месте работы;
- гарантии трудоустройства в течение двух месяцев на
рабочее место с уровнем заработной платы не ниже получаемой
в табачной компании (или компенсация до уровня заработной
платы, получаемой в табачной компании на протяжении 5
лет с ежегодной индексацией по ставке инфляции, используемой
при расчёте параметров федерального бюджета на очередной
финансовый год). Специальная государственная работника
трудоустройства сокращаемых сотрудников табачной индустрии.
Примечания:
* Т.к. выборы в Государственную Думу V созыва
состоятся в декабре 2007 года, то все указанные выше направления
политики будут разработаны «ЯБЛОКОМ» заранее.
Законодательные предложения будет внесены в Государственную
Думу IV созыва через депутатов-«яблочников»
Сергея Алексеевича Попова и Галину Петровну Хованскую
в составе законопроекта «Об ограничении деятельности
табачных компаний в России и мерах по борьбе с последствиями
табачной эпидемии». Другими словами, до начала
избирательной кампании-2007 Государственная Дума
начнёт обсуждение «яблочных» поправок, что
(принимая во внимание длительность законодательной процедуры)
сэкономит время обсуждения пакета поправок. Срок внесения
поправок - сентябрь 2007 года. Таким образом, «ЯБЛОКО»
пойдёт на выборы не с общими заявлениями, а как сторонник
конкретных законов, подготовленных партией и находящихся
на обсуждении в Думе. Это повысит доверие избирателей
к предложениям «ЯБЛОКА» и снимет выдвигаемый
российским обществом упрёк, что политические партии «только
обещают, но ничего не делают». «ЯБЛОКО»
будет лидером в ответе на подобного рода упрёки, которые
следует признать справедливыми и с которыми не может мириться
партия, считающая себя выразительницей интересов гражданского
общества.
** Согласно результатам специальных исследований рост
цены пачки сигарет на 10% приходит к сокращению курения
на 4% в странах с высокими доходами и на 8% в странах
со средними и низкими доходами.
*** Согласно результатам специальных исследований специфические
акцизы в большей степени подавляют потребление табака,
нежели акцизы с адвалорными элементами. Предлагаемая «ЯБЛОКОМ»
система акцизного обложения табачной продукции применяется
в США, Японии, Канаде (последняя страна – общепризнанный
лидер в борьбе с табачной эпидемией).
**** Согласно информации
ВОЗ, исследование, проведённое а 40 пабах в Дублине
(Ирландия) показало снижение концентрации твёрдых частиц
в воздухе на 88%, более крупных частиц на 53%. В 6 барах
Бостона (США) согласно данным другого исследования содержание
канцерогенов в воздухе снизилось на 95%. Если говорить
о соблюдении закона, то согласно данным Управления по
борьбе против табака в Ирландии через год после введения
нового закона (март 2004) он соблюдался в 94% обследованных
помещений. В Ирландии 96% опрошенных считают, что политика
запрета на курение увенчалась успехом, 93% считают эту
идею хорошей. Запрет на курение введён или вводится в
Испании, Ирландии, Италии, Мальте, Норвегии, Великобритании,
Сербии, Румынии и Швеции.
***** Согласно закону «О федеральном бюджете на
2006 год» доходы от табачных акцизов составляют
33,8 млрд. рублей. Если план Министерства финансов, предусматривающий
рост табачного акциза в бюджете-2007 на 20% окажется реализованным,
то в 2007 году поступления от табачного акциза составят
40,6 млрд. рублей (впрочем и этому, крайне умеренному
предложению о росте акциза большинство табачных компаний
устроили почти открытую оппозицию, в рамках которой создан
специальный сайт
в русском секторе Интернета). Согласно предложениям «ЯБЛОКА»
о росте акциза вдвое (от уровня 2007 года), максимальные
дополнительные поступления, которые можно будет
направить на финансирование указанных дополнительных расходов
в области здравоохранения составят такую
же сумму – 40,6 млрд. рублей (примерно 1,5 млрд.$
по текущему курсу ЦБ России). В реальности, однако, следует
отметить, что данная величина носит теоретический характер
и основана на предположении, что темпы производства табачной
продукции останутся неизменными. Вероятнее, однако другое
- темп производства будет сокращаться вслед за потреблением
(что и является целью экономической политики рекомендуемой
«ЯБЛОКОМ»). В этом случае поступления возрастут
меньше чем в 2 раза. Если исходить из текущего уровня
финансирования здравоохранения в федеральном бюджете-2006
(131 млрд. рублей) и предположить, что данная статья будет
в 2007 и 2008 годах равномерно увеличена на 10%, то расходы
федерального бюджета на здравоохранение составят в 2008
году 159 млрд. рублей (без учёта дополнительных поступлений
от спроектированного нами табачного акциза). С дополнительными
доходами это примерно 200 млрд. рублей, в которых доля
дополнительных «табачных денег» составляет
20%. Рост расходов на здравоохранение (при базе в 159
млрд. рублей) составит 26%.
******Согласно программе Российской объединённой демократической
партии «ЯБЛОКО» «Демократический
манифест» идеологией партии является социальный
либерализм. Как бы не была справедлива борьба за здоровье
людей в российском обществе, она не должна унижать человеческое
достоинство. Потеря рабочих мест в этом смысле является
серьёзной проблемой с точки зрения идеологии «ЯБЛОКА»,
т.к. программа утверждает, что «смысл существования
государства в том, чтобы обслуживать граждан, а не приносить
их в жертву абстрактным идеям. Наш принцип: государство
для человека, а не человек для государства».
Предлагаемый меры социальной политики являются реализацией
установок «ЯБЛОКА» применительно к рабочим
и служащим табачных предприятий, которые могут быть сокращены
в связи с падением производства табачных изделий. Эти
люди не будут нести ответственности за политику табачных
компаний, они получат государственные гарантии трудоустройства,
сохранения уровня дохода и фактическую компенсацию за
моральный ущерб (неудобства, связанные с трудоустройством
на другое место работы).