Наш гость
-
Алексей Георгиевич Арбатов,
руководитель Центра международной безопасности Института
мировой экономики и международных отношений Российской академии
наук, член научного совета Московского центра Карнеги.
- Разговоры по горячим следам встречи президентов
России и США в Братиславе несколько поутихли; наступает
время аналитиков. Никто не станет спорить, что для России
отношения с Соединенными Штатами - важная часть международной
политики (если не самая важная). Какова профессиональная
точка зрения политолога на произошедшее в Братиславе,
все ли так однозначно, как на самом деле выглядят сегодня
российско-американские отношения и чего нам нужно опасаться?
Алексей Арбатов: Хорошо ли прошла встреча Владимира
Путина и Джорджа Буша? Вопрос: в сравнении с чем? Если
сравнивать со встречами, которые были в последние годы,
нельзя сказать, что она принесли крупные позитивные прорывы;
много саммитов были гораздо более результативными. Они
ознаменовали собой подписание крупнейших договоров, соглашений,
которые, конечно, готовились политическими элитами двух
стран.
Если же сравнивать эту встречу с тем, что от нее ожидали,
- а накануне, как вы помните, было много весьма тревожных,
даже панических суждений: разрыв, раскол, отношения России
и США плохи как никогда, - то она была весьма позитивной.
Разрыва не произошло; наоборот, президенты обсудили ряд
проблем, подписали несколько соглашений. Но если исходить
из того, что двусторонние отношения (для России, во всяком
случае) очень важны, сказать, что встреча остановила процесс
их ухудшения, нельзя. В значительной степени это произошло
по вине США, но также и по вине России.
Когда между государствами в течение многих лет не подписываются
серьезные договоры, есть основания начать беспокоиться.
У нас что, все проблемы решены, идиллия в отношениях,
полное согласие? Нет, наоборот, почти по каждому международному
вопросу, когда дело доходит до конкретики, мы занимаем
разные позиции.
В общем, мы все за безопасность, нераспространение атомного
оружия, против конфликтов и терроризма. Но когда дело
доходит конкретно до Чечни, Ирана, Северной Кореи, Украины,
Грузии, расширения НАТО, договоров по стратегическим вооружениям,
когда мы говорим о деталях, наши позиции сильно отличаются.
Следовательно, чтобы эти позиции не продолжали разъезжаться
в разные стороны, создавая тем самым почву для конфликтов,
хотелось бы ожидать крупных соглашений и договоров. Но
мы много лет ничего подобного не подписывали.
В 2002 году мы подписали Договор о сокращении стратегических
наступательных потенциалов, который до сих пор так и не
стал настоящим договором. Подписан был листок бумаги с
двумя цифрами и было согласовано, что специальная рабочая
группа наполнит его конкретным содержанием: порядком ликвидации
вооружений, правилами подсчета - ведь очень важно, что
именно мы считаем, когда ликвидируем такие вещи, особенно
стратегические ядерные вооружения, - системы контроля
и проверки, этапы сокращений. Ожидалось, что это все будет
сделано. Не сделано ничего, об этом как бы все и забыли.
Почему американцы не вспоминают об этом? Они чувствуют
себя сильными и могут держаться на нынешнем уровне еще
лет 15, не затрачивая больших денег. Но у России в силу
устаревания систем оружия идет очень быстрое естественное
их сокращение, а новых вводится очень мало! Мы теряем
позиции в отношениях с США, которые важны не для того,
чтобы вести войну (или предотвратить ее, в конце концов),
- сейчас никто этого не опасается. Они нужны, чтобы к
нам относились на равных, чтобы была заинтересованность
во взаимодействии.
Почему Россия не выдвигает инициатив? Почему Россия не
требует выполнения обязательств, которые были даны и по
сокращению наступательных потенциалов, и по совместным
программам создания противоракетной обороны, о которой
тоже договорились в 2002 году?..
(Полная версия программы "От первого лица"
с Алексеем Арбатовым - в аудиозаписи).