Самые эффективные Вооруженные Силы в новых условиях не обеспечат
безопасность и политические интересы стра¬ны без взаимодействия
с другими войсками, военными и правоох¬ранительными органами
и службами. Кроме того, разумная военная политика должна согласовываться
с правильной внешней полити¬кой и надлежащими дипломатическими
усилиями. В настоящее время у России нет такого взаимодействия
и согласования. Взяв курс на свертывание главного и лучшего
компонента СЯС – наземно-мобильных ракетных сил, Москва «вышибла
стул» из-под своих дипломатов на переговорах с Вашингтоном
по наступательным и оборонительным стратегическим вооружениям.
А значит, она не только потеряла Договор по ПРО и новое полномасштабное
согла¬шение по СНВ, но и лишилась важнейшего рычага влияния
на аме¬риканскую политику в целом (в том числе по расширению
НАТО, силовому воздействию на Ирак и пр.).
Вяло сопротивляясь продвижению НАТО на Восток, Россия ни¬чего
не сделала для нейтрализации негативных последствий этого процесса,
а именно: для включения стран Балтии в Договор об обычных вооруженных
силах в Европе, для нового радикального со¬кращения сил общего
назначения, для запрещения ядерного оружия в Центральной и Восточной
Европе. Тут сочетание «сонной» дипло¬матии и несуразной военной
политики и военной реформы дало хрестоматийно жалкие результаты.
В не меньшей степени это относится к восточному региону, где
обеспечение безопасности России зависит не только от достаточной
обороны, но и еще более от развития сбалансированных экономи¬ческих
и политических отношений с двумя главными соседями – Китаем
и Японией. Между тем за прошедшее десятилетие россий¬ская дипломатия
не сумела найти взаимоприемлемый выход из тупика территориального
спора с Токио, что делает российские пози¬ции в отношениях с
КНР все более слабыми.
Все это, однако, тема для отдельного разговора. Суммируя вы¬сказанные
выше соображения, можно обозначить основные параме¬тры армии,
военной политики и военной реформы, которые нужны на ближайшую
перспективу:
– максимальная открытость военного бюджета, включая программу
вооружения, широкое обсуждение его обоснованности и отраженной
в нем военной политики, расширение роли и участия в этом процессе
парламента, независимых научных и общественных организаций;
– увеличение военных расходов до 3% ВВП;
– сокращение численности Вооруженных Сил за 2–3 года до 800
тыс., а за 5–6 лет до 550–600 тыс. военнослужащих;
– за этот период перевод комплектования ВС и других войск полностью
на добровольно-контрактную основу;
– параллельное повышение денежного довольствия военнослу¬жащих
в 2003–2004 гг. примерно вдвое по сравнению с нынеш¬ним (помимо
инфляции);
– увеличение инвестиционной составляющей военного бюджета до
40%;
– пересмотр программы СЯС с приданием приоритета ракетным силам
наземно-мобильного базирования и совершенствованию систем управления,
системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), а также
развитию новых систем ПРО и ПВО театра воен¬ных действий, космических
систем;
– создание компактных, мобильных и технически хорошо осна¬щенных
сил общего назначения с акцентом на резкое улучшение их систем
управления и связи, информационного обеспечения, на мас¬совое
оснащение высокоточным оружием большой дальности;
– переориентация СОН на локальные конфликты и региональные войны,
а также операции нового типа на юго-западных, южных и восточных
стратегических направлениях и создание складов ВиВТ и запасов
материального обеспечения вблизи районов, находящих¬ся под угрозой. |