После трагедии «черного сентября» руководство России взяло
курс на всемерное политическое и экономическое сближение с
США и их союзниками в Европе и на Дальнем Востоке. После трагедии
«Норд-Оста» Российская армия и другие силовые структуры переориентируются
на задачи нового типа. Но внешняя политика страны и новые
доктринальные воззрения оказались в разительном несоответствии
с ее военной политикой и военным строительством. Можно без
преувеличения сказать, что Российская армия с плани¬руемой
численностью свыше 1 млн военнослужащих (на 2004 год) и системой
всеобщей мобилизации, так же как и долгосрочная про¬грамма
вооружения, условно говоря, на 70–80% ориентированы на войну
с Западом (включая Турцию и Японию).
Справедливости ради следует отметить, что курс США и НАТО в
сфере военного строительства, разоружения и применения силы
не способствует глубокому пересмотру военной политики России,
а, наоборот, существенно его затрудняет. Но это отдельная тема.
А по¬скольку здесь речь идет именно о российской военной политике
и военной реформе и для России эта проблема стоит намного острее,
чем для всех других стран, преодоление названной инерции являет¬ся
непреложным условием создания современной и сильной армии Российской
Федерации.
По существу, разрубить гордиев узел бед российской военной по¬литики
и проблем военной реформы невозможно, если на уровне высшего
политического руководства не принять историческое по своим масштабам
решение и не добиться проведения его в жизнь. Суть таких действий
– твердо и недвусмысленно дать руководящее указание военным
исключить из военной доктрины, стратегии и оперативного планирования,
системы дислокации и боевой подго¬товки, программы оснащения
ВС РФ все сценарии широкомасштаб¬ной обычной войны с НАТО в
Европе, а также с США и Японией на Дальнем Востоке. Европейские
военные округа и флоты, опира¬ющиеся на развитую тыловую инфраструктуру,
должны рассматри¬ваться в основном как зона базирования войск
и сил, предназначен¬ных для использования на других театрах
военных действий, для ми¬ротворческих операций в СНГ и иных
регионах мира, для антитер¬рористических функций и акций где
бы то ни было.
Вероятность войны с НАТО на все обозримое будущее исчезающе
мала как в свете объективных интересов сторон, так и ввиду ка¬тастрофических
последствий такого конфликта. Но пока НАТО функционирует как
военно-политический союз, имеет мощные коллективные вооруженные
силы, расширяется на Восток и не при¬глашает Россию в свои ряды,
прагматичный военный взгляд на ве¬щи не позволяет просто сделать
вид, что НАТО не существует, или слепо положиться лишь на декларативные
заверения нынешних за¬падных лидеров в дружелюбии. До тех пор
пока материальный военный базис альянса качественно не трансформирован
(односто¬ронним путем или посредством новых договоров), нужда
в некото¬ром военном потенциале России на европейских стратегических
на¬правлениях будет сохраняться даже при последовательном экономи¬ческом
и политическом сближении с Западом.
Допустимая ничтожная вероятность конфликта РФ – НАТО вполне
может быть блокирована за счет оптимального потенциала ядерного
сдерживания на стратегическом и оперативно-тактическом уровне.
Силы общего назначения в этом районе нужны лишь постольку, поскольку
они обеспечивают и прикрывают стратегические ядерные силы (СЯС),
а оператив¬но-тактические ядерные средства в ос¬новном применяют
носители двойно¬го назначения из состава Сухопутных войск, ВВС
и ВМФ. Кроме того, обладающая высокой боеспособностью и группировка
СОН, ориентированная на другие театры во¬енных действий, физически
будет раз¬мещаться главным образом в европей¬ской части страны.
Само собой разумеется, что системы ПВО, ПРО театра военных действий,
а впоследствии, возможно, и дополнительные элементы стратегической
ПРО будут развернуты в названой зоне, защищая ее от ударов с
южных и восточных азимутов.
В российском стратегическом сообществе практически едино¬душно
признано, что главная прямая угроза безопасности страны сегодня
исходит с южных направлений по протяженной дуге неста¬бильности
от Приднестровья и Крыма до Памира и Тянь-Шаня. Однако эта угроза
не выражается в традиционной форме агрессии организованных вооруженных
сил. Она имеет характер экстремист¬ских националистических и
религиозных движений, использующих партизанские методы ведения
войны трансграничного типа (т.е. со слиянием внутреннего и внешнего
конфликта) в отношении самой России на Кавказе и ее союзников
в Центральной Азии. Речь так¬же идет об угрозах нового типа,
как о следствии или причине кон¬фликтов: терроризм, торговля
оружием и наркотиками, незаконная миграция и организованная
трансграничная преступность, браконь¬ерство и контрабанда.
Перед лицом таких угроз вооруженным силам приходится вы¬ступать
в необычной для них роли и действовать совместно с вну¬тренними
и пограничными войсками, правоохранительными орга¬нами и спецслужбами.
Именно в расчете на эти операции России необходима новая, не
слишком многочисленная, но высокомо¬бильная, хорошо подготовленная
и оснащенная профессиональная армия. В самой успешной и крупномасштабной
региональной опе¬рации такого типа – «Буре в пустыне» 1991 года
– действовала по¬лумиллионная группировка войск США при поддержке
около ты¬сячи боевых самолетов и порядка 5 тыс. единиц бронетехники.
Сопоставимой же по размеру российской группировки – при должном
качественном уровне войск и сил – было бы достаточно для защиты
интересов РФ от самой крупной мыслимой угрозы на Кавказе и в
Центральной Азии. Примерно такую по величине груп¬пировку смогла
бы развернуть Российская армия общей численно¬стью 550–600 тыс.
человек при условии мобилизации резервистов из числа бывших
контрактников и из состава других войск.
Те или иные элементы такой армии будут способны эффектив¬но
действовать в условиях локальных конфликтов низкой интенсив¬ности,
поддерживать внутренние войска и пограничников, участво¬вать
в миротворческих и антитеррористических операциях, в том числе
коллективных. Группировка подобного масштаба может в перспективе
понадобиться на другом театре военных действий – на восточных
рубежах страны.
В настоящее время трудно представить себе реалистический сце¬нарий
угрозы прямой агрессии Китая против России даже в долго¬срочной
перспективе (10–15 лет). Экономические, политические и военные
отношения между обеими державами сейчас развиваются весьма успешно.
КНР является главным покупателем самых совре¬менных обычных
вооружений России (в которых крайне нуждается даже собственно
Российская армия) и лицензий на их производст¬во. Но некоторые
общеизвестные факторы и тенденции на Дальнем Востоке могут в
будущем создать предпосылки для конфликта ин¬тересов этих двух
держав.
Воссоздать на востоке мощную войсковую группировку, как в 70-е
– 80-е годы, Россия не готова по экономическим, политическим
и договорно-правовым причинам. Рассчитывать на усиление вос¬точной
группировки путем передислокации войск из Европейского региона
тоже не приходится. Для транспортировки одной мотострелковой
или танковой дивизии потребовалось бы полтыся¬чи железнодорожных
эшелонов и два месяца сроку.
Единственный выход – в случае неблагоприятных тенденций на восточных
рубежах заблаговременно создавать там хорошо охраня¬емые и прикрытые
зенитными средствами и средствами ВВС воен¬ные припасы и хранилища
тяжелого оружия в пределах договорных ограничений. В условиях
военной угрозы личный состав можно бу¬дет перебросить туда по
воздуху и по суше (в том числе с использо¬ванием гражданского
транспорта), чтобы за несколько месяцев уд¬воить или утроить
численность группировки и выдвинуть ее на уг¬рожаемые направления.
Имея армию общей численностью 550–600 тыс. человек, можно быстро
создать на востоке хорошо подготов¬ленную и оснащенную 200–250-тысячную
группу войск, а в евро¬пейской части этих военнослужащих заместили
бы резервисты.
Учитывая геостратегические проблемы России на данном театре
военных действий, тем более необходимо бесспорное ядерное пре¬восходство
на стратегическом и оперативно-тактическом уровне. Это позволит
силам общего назначения – при условии превосход¬ства в воздухе
– защищать интересы страны в течение, как мини¬мум, нескольких
недель, пока не будет восстановлен мир или при¬нято решение
о применении ядерного оружия.
С учетом ограничений, которые ресурсная база накладывает на
численность СОН при значительном повышении их качественного
уровня, оптимальный потенциал ядерного сдерживания в перспек¬тиве
приобретает особую важность. Безусловно, и на глобальном, и
на региональном уровне ядерное оружие – самое действенное сред¬ство
сдерживания от нападения с применением аналогичного ору¬жия
и, возможно, других видов ОМУ. Что касается сдерживающего эффекта
ядерных средств против сил общего назначения, то это во¬прос
спорный и неоднозначный, особенно если противник в допол¬нение
к превосходству по СОН будет иметь собственные стратеги¬ческие
силы и тактическое ядерное оружие (ТЯО).
С уверенностью можно говорить только об одном: в названных условиях
сами по себе оперативно-тактические средства даже в большом
количестве будут немногого стоить без «прикрытия» в ви¬де неуязвимых,
эффективных и мощных стратегических ядерных сил. Без них ТЯО
станет играть, скорее, провокационную роль, по¬буждая противника
к нанесению упреждающего удара по тактиче¬ским и стратегическим
силам России.
При численности 550–600 тыс. человек около 200 тысяч прихо¬дилось
бы на рода войск с наивысшим уровнем технизации, наи¬большей
пропорцией офицеров и рядовых-контрактников и (или) на войска,
находящиеся в повышенной боевой готовности: Ракетные войска
стратегического назначения (РВСН) и другие составляющие СЯС,
Военно-космические силы (ВКС), Ракетно-космическую обо¬рону
(РКО), части ПВО в составе ВВС, Ядерно-технические и Воз¬душно-десантные
войска (ВДВ). Эти рода войск следует первыми и полностью переводить
на контракт, что было бы относительно недо¬рого: дополнительно
3% к военному бюджету.
Остальные 350–400 тыс. военнослужащих распределялись бы между
СОН Сухопутных войск, ВВС и ВМФ, а также централизо¬ванными
военными структурами. Их перевод на контрактную осно¬ву с увеличением
денежного довольствия обошелся бы примерно в 10% сверх военного
бюджета 2003 г. Примерно столько же стои¬ло бы в сумме соответствующее
сокращение численности ВС, уве¬личение военных пенсий и переход
на контракт других войск. Если решительно и последовательно
осуществить всю эту реформу за три года, то расходы на нее не
превысят 10–15% ежегодных дополни¬тельных ассигнований на «национальную
оборону» и «правоохрани¬тельную деятельность» (по объему финансирования-2003).
Нынешний официальный план Министерства обороны по пере¬воду
на контракт половины войск к 2011 г. является типично бю¬рократическим
затягиванием процесса (видимо, в расчете на его «естественное
умирание»), что не даст ни положительного военного эффекта,
ни экономии средств, ни решения насущных проблем ар¬мии и оборонного
комплекса. Усилиями Генштаба и командования видов ВС сокращение
численности войск практически сошло на нет и остановилось на
уровне 1,1–1,2 млн человек. Тем самым аннули¬руется потенциальная
внутренняя экономия по статье «Содержа¬ние», необходимая для
существенного улучшения качества личного состава, оснащения
и боевой подготовки. Все это теперь планиру¬ется только за счет
дополнительных ассигнований, которые не пре¬высят уровня инфляции
более чем на 5–10%, а возможно (при па¬дении мировых цен на
нефть), и сравняются с ним.
Другие выдвигаемые «непропеченные» идеи вроде перехода на 6-месячный
срок службы по призыву только запутывают вопрос и отвлекают
рассмотрение проблем на побочные темы. Такой срок службы не
позволяет подготовить рядовой состав на должном уровне, а для
поддержания разумно необходимого боеготового запаса есть более
эффективные пути, отмеченные выше.
«Эксперимент» Минобороны с переводом на контракт одной ли¬нейной
дивизии (вернее, еще одной, наряду с 201-й дивизией, дис¬лоцированной
в Таджикистане) имеет мало смысла и в военном от¬ношении, и
как «опытный образец». Весьма произвольна и необос¬нованна практика
Генштаба по выделению во всех видах ВС отдель¬ных частей и соединений
постоянной боевой готовности. Эта прак¬тика не более чем дань
традициям холодной войны, поскольку, по¬мимо упомянутых выше
родов войск (РВСН, РКО, ПВО и пр.), полки и дивизии общего назначения
из состава Сухопутных войск, ВВС и ВМФ больше нет нужды держать
в повышенной готовности в расчете на «внезапное нападение» Запада. |