В условиях всеобъемлющего режима секретности, распространенно¬го
на достоверную военную и военно-экономическую информацию,
в публичных дебатах высказываются самые разные оценки военных
потребностей России на перспективу 10 лет – минимальный срок
для существенного реформирования крупных ВС. Весьма широк
и диапазон представлений относительно того, что формирует
эти по¬требности. Можно подойти к проблеме с другого конца,
взяв в качестве отправных точек два положения, с которыми
согласится большинство специалистов, независимо от их идеологических
убеж¬дений и военно-политических оценок.
В последние годы в стране сложился довольно устойчивый кон¬сенсус
стратегического сообщества (включая специалистов как на государственной
службе, так и вне ее) относительно того, что усред¬ненный по
российским и мировым стандартам приемлемый уровень расходов
на оборону составляет примерно 3,5% ВВП. Этот уровень был определен
как оптимальный в нескольких указах президента Б.Н. Ельцина
и подтвержден президентом В.В. Путиным. Тем не менее он ни разу
не был реализован в предлагавшихся правительством федераль¬ных
бюджетах 1998–2003 гг. (колебался в пределах 2,4–2,7% ВВП).
В федеральном бюджете на 2003 г. по разделу «Национальная оборона»
предусмотрено выделить око¬ло 350 млрд рублей, или 2,7% ВВП
(не включая затраты на другие войска и военные органы, имеющие
отношение к внутренней и внешней безопасности и финансируемые
по разделу «Правоохрани¬тельная деятельность» в объеме примерно
1,5% ВВП, а на 2003 г. – 1,9% ВВП). Судя по всему, максимально
достижимый в нормаль¬ных условиях предел финансирования обороны
составляет теперь не 3,5%, а примерно 3% ВВП. Если бы в бюджете-2003
на оборо¬ну было отпущено 3% ВВП, это означало бы прибавку в
40 с лиш¬ним млрд рублей – до общего объема в 390 млрд. Это
первая точка отсчета для последующего анализа.
Вторая бесспорная предпосылка состоит в том, что военнослу¬жащие
Российской армии должны иметь достойный, хотя бы по меркам своей
страны, уровень жизни. Представляется, что по состо¬янию цен
на сегодняшний день совокупное месячное денежное до¬вольствие
младшего офицера должно быть порядка, как минимум, 10–15 тыс.
рублей при отмене жилищно-коммунальных и иных льгот (на деле
сейчас денежное довольствие младших офицеров составля¬ет около
5 тыс.). Такой уровень тоже весьма скромен, но позволил бы офицеру
и его молодой семье по приезде в первый гарнизон обеспечить
минимальный достаток и мотивацию к хорошей службе. В этом случае,
как показывают расчеты, при пропорциональном изменении размеров
довольствия всему офицерству и с учетом других расходов на содержание
Вооруженных Сил Россия в упомянутых бюд¬жетных рамках (3% ВВП)
могла бы позволить себе иметь армию об¬щей численностью 800–850
тыс. военнослужащих. И это при условии, что комплектование рядового
состава по-прежнему будет осуществ¬ляться преимущественно на
основе призыва, а на инвестиционные статьи – НИОКР, закупки
и ремонт вооружений и военной техники (ВиВТ), капитальное строительство
– останется хотя бы 30% бюдже¬та, как это было в конце 1990-х
годов и в начале этого десятилетия.
Размер денежного довольствия – не единственный фактор, влия¬ющий
на качество личного состава. Важную роль здесь играет прежде
всего обеспечение жильем (сейчас около 160 тыс. офицеров только
в ВС нуждаются в жилье или его улучше¬нии), а также боевая подготовка,
уро¬вень профессионализма, условия жиз¬ни и службы рядового
состава. В этой связи, опять-таки независимо от раз¬личия в
оценках угроз и военных по¬требностей, необходимо увеличить
ас¬сигнования на жилищное строительство и совершенствование
боевой подготовки. Последнее предполага¬ет, главным образом,
дополнительные расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ),
ремонт, запчасти (ЗИП) и боеприпасы.
Но этим вопрос не исчерпывается. В российском стратегическом
сообществе общепризнанно, что выделяемых на техническое оснаще¬ние
ВС 30% бюджетных средств недопустимо мало. Это ведет к детехнизации
армии, сокращению доли новых вооружений и техники, окончательному
развалу оборонно-промышленного комплекса (или его переориентации
на экспорт). В результате Россия перестает су¬ществовать как
передовая военная держава. Провозглашена цель: довести финансирование
инвестиционных статей, как минимум, до 40% военного бюджета.
В этом случае в 2003 г. при прочих назван¬ных предпосылках численность
Российской армии составила бы порядка 700–750 тыс. человек.
Таковы выводы из двух общепринятых предпосылок. Третья является
предметом острейших разногласий как среди экспертов, так и в
обществе в целом.
Для освоения новой техники и новых методов ведения боевых действий,
для искоренения дедовщины и других социальных поро¬ков армии
требуется качественное улучшение рядового состава. По мнению
автора и многих его единомышленников, это недостижимо без перехода
комплектования рядового и сержантского состава ВС на контрактную
основу. С учетом приведенных выше расчетов (принимая минимально
привлекательный для рядового состава уро¬вень месячного денежного
довольствия в 5 тыс. рублей) Россия мог¬ла бы иметь армию общей
численностью 550–600 тыс. военнослу¬жащих.
Контрактная армия при грамотном использовании имеет огром¬ные
преимущества перед призывной, воюет с минимальными соб¬ственными
потерями и ограниченным ущербом для местного насе¬ления. Достоинства
контрактных ВС продемонстрировали операции США в Персидском
заливе и Афганистане, действия НАТО в Юго¬славии. В свою очередь,
недостатки призывной армии наглядно подтверждает американский
опыт во Вьетнаме, советский – в Аф¬ганистане и российский –
в двух чеченских кампаниях последнего десятилетия. Тем более,
что на профессионализм и качественные па¬раметры – взамен массовости
личного состава и вооружений – должны ориентировать стратегов
доктринальные нововведения пос¬ле трагедии «Норд-Оста» и Беслана.
Таким образом, в практически заданных финансовых параметрах
численность Российской армии колеблется в пределах 550–700 тыс.
военнослужащих – в зависимости от принципа комплектования ря¬дового
состава.
Полагая, что это недопустимо мало, кое-кто выступает против
перехода на контракт и за всемерное ужесточение условий призыва
(отмена отсрочек, усиление уголовной ответственности, драконов¬ский
закон «Об альтернативной гражданской службе» и пр.). Но та¬кой
подход сколь архаичен, столь и непрактичен. Дело в том, что
уже в ближайшие годы демографический «провал» сократит при¬зывной
контингент более чем на 60%. Сохранение призыва как ос¬новного
принципа комплектования рядового состава приведет лишь к незначительной
прибавке в численности ВС и мизерной эконо¬мии по статье «Содержание
Вооруженных Сил». Ведь большая численность рядового состава
предполагает и увеличение офицерских кадров, а значит, и затрат
на их денежное довольствие и жилье. Не¬даром все передовые армии
мира, включая континентальные евро¬пейские, одна за другой –
вслед за США и Великобританией – пе¬реходят на контракт. По
существу, контрактная армия становится неотъемлемым, знаковым
атрибутом передовых в военном отноше¬нии государств (исключением
является Израиль с его совершенно особым геостратегическим положением).
Вместе с тем при сохранении призыва выигрыш в численности порядка
150 тыс. человек не окупается потерей в качестве личного состава.
И он в любом случае не принципиален по сравнению с дру¬гими
факторами безопасности (степень защищенности границ, ост¬рота
национальных конфликтов внутри и по периферии, характер отношений
с соседними странами, состояние режимов разоружения и нераспространения
в мире и пр.).
Невозможность поддерживать достаточный по численности боеготовый
резерв (контингент запаса) на случай всеобщей мобилизации –
это еще один довод против контрактной армии. Данная концеп¬ция,
в традициях царской российской и Советской армий, глубоко укоренилась
в сознании офицерского корпуса. Для анализа этого во¬проса недостаточно
только бюджетно-технических оценок. Дополни¬тельно нужны некоторые
оперативно-стратегические соображения. |