[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

VI.5. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне»
Законопроект внесен депутатами ГД РФ А. Арбатовым и Э. Воробьевым.

 

В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2001 год» значительная часть расходов по разделу «Национальная оборона» является закрытой. К таким расходам относятся в том числе целевые статьи «Закупки вооружения и военной техники», «НИОКР», «Ремонт вооружения и военной техники», «Капитальное строительство», а также виды расходов, относящиеся к выплате денежного довольствия военнослужащим, к денежному содержанию гражданского персонала, обеспечению личного состава, боевой подготовке и материально-техническому обеспечению войск, ведомственным расходам на образование и здравоохранение.

Необходимо отметить, что в федеральных бюджетах до 1998 г. эти расходы представлялись в открытом виде. Поводом для засекречивания оборонных расходов послужил Закон Российской Федерации «О государственной тайне», в который в 1997 г. были внесены изменения, и в соответствии с ними все оборонные расходы федерального бюджета относятся теперь к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

В той редакции, которая имеется в Законе «О государственной тайне», все сведения о расходах по разделу «Национальная оборона», в том числе и расходы целиком по этому разделу, подлежат засекречиванию. Работать с проектом федерального бюджета, когда подлежат закрытию до 30% всех расходов, очень сложно. При его рассмотрении в третьем чтении, когда происходит распределение расходов по подразделам, целевым статьям и видам расходов федерального бюджета, часто бывает невозможным определить целесообразность принятия той или иной поправки как по разделам «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства», так и по другим разделам федерального бюджета. Например, такой вид расходов, как продовольственное обеспечение Вооруженных Сил РФ, должен влиять на раздел расходов «Сельское хозяйство и рыболовство», а расходы по целевым статьям «НИОКР», «Закупки вооружения и военной техники» и «Капитальное строительство» должны влиять на расходы по разделу «Промышленность, энергетика и строительство». Таким образом, обсуждать отдельно на закрытом заседании Государственной Думы только расходы по разделу «Национальная оборона» явно нецелесообразно, так как при обсуждении федерального бюджета должна складываться полная картина по практически всем расходам федерального бюджета, включая, кроме названных, такие разделы, как «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение и физическая культура».

Практика работы Комиссии Государственной Думы по рассмотрению закрытых статей федерального бюджета показывает, что ее решения принимаются келейно, без голосования и сама работа Комиссии не рассматривается на пленарном заседании ГД.

Законопроект предлагал, чтобы все подразделы и целевые статьи, а также виды расходов, связанные с выплатой денежного довольствия военнослужащим, денежного содержания гражданскому персоналу, обеспечением личного состава, боевой подготовкой и материально-техническим обеспечением войск, ведомственными расходами на образование и здравоохранение, которые определены Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», были открытыми.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ «О государственной тайне» взятие на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну, является основанием для рассекречивания этих сведений. В настоящее время Россия представляет в ООН подробные сведения, раскрывающие расходы федерального бюджета по 588 позициям, что значительно более подробно, чем это предусматривается Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Ведомственные расходы Министерства обороны РФ предусматривают их распределение по 240 позициям (в закрытом виде). Таким образом, можно сделать вывод, что, закрывая военные расходы в федеральном бюджете, мы лишаем доступа к этим сведениям собственное население, хотя одновременно представляем подробную информацию в международные институты.

Предлагаемый законопроект позволил бы снять существующие коллизии при подготовке и утверждении федерального бюджета.

Дополнительных расходов из федерального бюджета принятие предлагаемого законопроекта не требует.

Правительство России в своем официальном отзыве на проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О государственной тайне» дало отрицательное заключение на законопроект. В качестве аргумента для такого заключения Правительство приводит следующий довод: приведение в открытом виде сведений по федеральному бюджету может повлечь за собой разглашение сведений о численности, состоянии войск, их боевом обеспечении и других мероприятиях.

Кроме того, Правительство РФ при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2001 г. раскрыло, по существу, все виды расходов по целевой статье «Содержание Вооруженных Сил», в том числе на денежное довольствие военнослужащих, продовольственное, вещевое и транспортное обеспечение, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск. Предлагаемый законопроект позволил бы узаконить представление таких сведений, с тем чтобы их получение не зависело только от доброй воли Правительства РФ. Кроме того, законопроект предполагал открытие без разбивки по видам расходов целевых статей «НИОКР», «Закупки вооружения и военной техники» и «Капитальное строительство».

Открытие этих данных дало бы возможность большинству депутатов Госдумы (а не только членам специальной комиссии) при рассмотрении проекта федерального бюджета иметь достаточно полное представление о том, как изменится социальное положение военнослужащих, как они будут обеспечены продовольствием и вещевым имуществом, какая часть военных расходов пойдет на НИОКР, закупки вооружения и военной техники. Тогда и хозяйственные руководители будут лучше ориентироваться в том, на какие объемы заказов, в том числе по продовольствию, вещевому довольствию и др., они смогут рассчитывать.

Удивительно, что Правительство РФ считало, будто детализация статьи 5 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» возможна лишь при принятии соответствующего решения Межведомственной комиссией по защите государственной тайны (т.е. органом исполнительной власти, не являющимся конституционным по своей сути), и в то же время оно полагало, что это невозможно сделать путем принятия соответствующего федерального закона.

Принятие предложенного законопроекта позволило бы иметь более демократическую и совершенную систему обсуждения и принятия федерального бюджета, а также контроля над его исполнением, информировать широкую общественность о военных расходах государства, что полностью соответствовало бы Посланию Президента РФ Федеральному Собранию об открытости бюджета.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru