В настоящее время правосудие в Вооруженных Силах Российской
Федерации, других войсках, а также в органах и формированиях,
в которых действующим законодательством предусмотрена военная
служба, осуществляется военными судами. Уголовные дела о преступлениях,
совершенных должностными лицами органов Федеральной службы
безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации,
Федерального агентства правительственной связи и информации
при Президенте Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации,
учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства
юстиции России, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими,
гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского
персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов в связи с исполнением ими
своих служебных обязанностей или совершенных в расположении
части, соединения, учреждения, гарнизона, расследуются следователями
Военной прокуратуры. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации, за исполнением законов и за соблюдением
прав и свобод человека и гражданина органами военного управления
также осуществляется органами Военной прокуратуры. Для организационного
обеспечения деятельности военных судов и исполнения, вынесенных
ими решений, существуют соответствующие подразделения в Судебном
департаменте при Верховном Суде РФ и в службе судебных приставов.
Военные суды и военная прокуратура (далее по тексту – органы
военной юстиции), будучи формально независимы от органов военного
управления и командования воинских частей и соединений, на самом
деле находятся от них в жесткой зависимости, поскольку обеспечение
социальных гарантий военных судей, прокуроров и следователей,
присвоение им воинских званий (а значит, и их заработок), обеспечение
их жильем напрямую зависит от Министерства обороны. Военные
судьи, военные прокуроры и военные следователи – часть офицерского
корпуса. Это обстоятельство нередко служит поводом для подозрений
(причем нередко основательных) в необъективности судей прокуроров
и следователей в разрешении конфликтов между офицерами и солдатами,
между военными и гражданскими лицами (и физическими, и юридическими).
Необходимость существования органов военной юстиции объясняют
двумя обстоятельствами:
1) специфика военной службы такова, что разобраться в сложных
отношениях, возникающих между военнослужащими, в сложных ситуациях,
возникающих при осуществлении управленческих функций в сфере
военного управления, могут якобы только люди, состоящие на военной
службе;
2) в случаях отсутствия на какой-либо территории гражданских
органов их функции выполняют органы военной юстиции.
Эти обстоятельства, однако, не могут служить достаточным обоснованием
для выделения органов военной юстиции в самостоятельные структуры.
Нет никаких оснований считать, что судьи, следователи и прокуроры,
– люди более взрослые и имеющие высшее юридическое образование
– не могут разобраться в специфике военной службы, доступной
восемнадцатилетним юношам, призываемым на военную службу. В
правоприменительной практике специфические вопросы, требующие
специальных познаний, решаются судами и следователями путем
назначения соответствующих экспертиз. Никто и никогда не предлагал
создавать специальные медицинские, строительные или торговые
суды для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, совершенных
медиками, строителями или работниками торговли. В случае необходимости
всегда существует возможность назначения соответствующей экспертизы
с поручением ее производства специалистам в области военного
дела.
Что касается отсутствия гражданских судов, следователей или
прокуроров на какой-либо территории, то такая ситуация возникает
в результате чрезвычайных обстоятельств либо военных действий.
В обоих случаях особенно необходимо обеспечение гарантий прав
человека. Органы военной юстиции в гораздо меньшей мере приспособлены
для решения этой задачи. Как показала практика проведения «антитеррористической
операции» в Чечне, военные суды, военные прокуроры и военные
следователи – не самый лучший инструмент для защиты прав гражданского
населения.
Часть первая статьи 56 Конституции Российской Федерации предусматривает,
что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности
граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным
конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения
прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Однако
при этом, в силу части 3 той же статьи, не подлежат ограничению
права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть
1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции. Указанные
статьи Конституции Российской Федерации гарантируют, наряду
с некоторыми другими, и те права и свободы, которые связаны
с отправлением правосудия (ст. ст. 17, 20, 21, 23, 46 – 54).
Частью 3 статьи 118 Конституции РФ создание чрезвычайных судов
не допускается. Между тем поручение военным судам рассматривать
дела, которые в нормальных условиях подсудны гражданским судам,
фактически представляет собой завуалированное создание чрезвычайных
судов и, строго говоря, противоречит части 1 статьи 47 Конституции,
в соответствии с которой никто не может быть лишен права на
рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности
которых оно отнесено законом.
В чрезвычайных ситуациях действительно могут в силу тех или
иных причин отсутствовать суды, органы следствия и прокуроры,
однако из этого не следует, что их место должно быть замещено
соответствующими военными органами. Поскольку федеральные судьи
по действующему закону назначаются Президентом России, нет никаких
препятствий для оперативного создания на указанных территориях
нормальных (не чрезвычайных и не военных) судов. Тем более нет
никаких препятствий для формирования соответствующих прокуратур
и следственных управлений и отделов, для чего нужны лишь приказы
Генерального прокурора либо, руководителя соответствующего ведомства
– МВД, ФСБ либо ФСНП.
Предлагаемый законопроект предусматривает упразднение военных
судов с передачей рассматриваемых ими дел и соответствующей
штатной численности не военным судам общей юрисдикции. Для решения
этой задачи необходима отмена Федерального конституционного
закона «О военных судах» и внесение изменений в Федеральный
конституционный закона «О судебной системе Российской Федерации».
Необходимы также соответствующие изменения в ряде иных законодательных
актов, что предлагается в проекте закона о внесении соответствующих
изменений в эти законодательные акты, вносимом одновременно
с настоящим законопроектом.
В СМИ уже появилась первая реакция на внесенный законопроект.
В основном это мнение самих военных судей и прокуроров, которые
выдвигают контрдоводы, направленные на сохранение этих инстанций.
Кроме того, свое отрицательное отношение к законопроекту высказала
Агинская Бурятская окружная Дума и глава администрации Агинского
Бурятского автономного округа Б. Жамсуев. Они считают, что дополнительные
обязанности по надзору за воинскими частями, расследование преступлений,
совершенных военнослужащими, которые проект закона предлагает
возложить на территориальные прокуратуры, создаст трудноразрешимые
организационные проблемы в их работе, обусловленные незнакомой
им военной спецификой, не позволит охватить проверками все воинские
части, проверить каждый факт нарушения прав военнослужащих,
приведет к неоправданному, по их мнению, распылению сил и средств. |