Законопроект за подписью этих депутатов был внесен в Совет
Государственной Думы, который определил в качестве ответственного
за его дальнейшую разработку Комитет Государственной Думы
по обороне, направил проект федерального закона Президенту
РФ, Правительству РФ (на заключение), в Совет Федерации РФ,
фракции и депутатские группы, комитеты Государственной Думы
для подготовки их заключений и предложений. Предполагаемым
сроком рассмотрения законопроекта в первом чтении был май
2001 г.
В настоящее время статус участников и ветеранов Великой Отечественной
войны, других войн и боевых действий, которые проводились Советским
Союзом и Российской Федерацией, определяется целым рядом федеральных
законов, таких как «О ветеранах», «О статусе военнослужащих»,
«Об обороне», «О чрезвычайном положении», «О воинской обязанности
и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, и членов их семей», «О дополнительных гарантиях
и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на
территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан,
а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан
в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»
и другие.
Положения этих законов не всегда стыкуются между собой и, кроме
того, многие участники реальных боевых действий, например, участники
проводящейся контртеррористической операции в Чеченской Республике,
получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами
Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, которые в
любой момент могут быть отменены. Кроме того, контртеррористическая
операция в Чеченской Республике не имеет достаточного юридического
оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении
участников этой операции.
Поэтому представляется целесообразным, чтобы статус участников
боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводятся
в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным
законом, в соответствии с которым государство берет на себя
определенные материальные и моральные обязательства перед участниками
боевых действий.
Наличие такого закона, кроме всего прочего, гарантирует, что
исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна
будет учитывать, что государство обязано нести крупные расходы,
обеспечивать их участников и членов их семей соответствующими
материальными благами за риск и потерю здоровья.
Правительство Российской Федерации представило отрицательный
отзыв на законопроект. Основной причиной отклонения выдвинуто
то, что многие положения законопроекта уже отражены в действующих
законодательных и других нормативных актах Российской Федерации
и его принятие в предлагаемом виде приведет к дублированию.
Кроме того, по мнению Правительства РФ, принятие закона значительно
расширит круг лиц, имеющих право на льготы, что потребует дополнительных
средств. Однако ни одна льгота, прописанная в законопроекте,
не придумана его инициаторами, и все эти льготы действуют в
настоящее время в соответствии с существующими законами, указами
Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Законопроект был включен в повестку дня последнего рабочего
заседания Государственной Думы третьего созыва, но проправительственное
большинство депутатов, не допустило его рассмотрения.
Четвертая Государственная Дума первоначально запланировала рассмотреть
его в измененном виде в мае 2004 г. Однако на весенней сессии
законопроект так и не был рассмотрен. |