[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

V.4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год»

 

25 августа 2002 г. Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год».

Основные показатели предлагаемого Правительством РФ бюджета на 2003 г.:

– валовой внутренний продукт (ВВП) – 13 050 млрд руб.;
– доходы – 2 417,8 млрд руб. (18,5% от ВВП);
– расходы – 2 345,6 млрд руб. (18,0% от ВВП);
– профицит – 72,2 млрд руб. (0,55% от ВВП), в том числе на погашение государственного долга РФ – 51 415,2 млн руб., на пополнение государственного резерва – 20 735,2 млн руб.

Оборонные расходы представлены в трех разделах расходов федерального бюджета: «Национальная оборона», «Военная реформа» и «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров».

Раздел «Национальная оборона»

Расходы по разделу «Национальная оборона» предлагались в сумме 345 725,5 млн рублей, что составило 2,65% от ВВП и 14,74% от общих расходов федерального бюджета. Относительный рост расходов 2003 г. по сравнению с 2002 г. составил 21,6%, что мало чем отличается от роста расходов федерального бюджета в целом.

В последние годы в стране сложился довольно устойчивый консенсус стратегического сообщества, что некий усредненный и по российским и по мировым стандартам уровень расходов на оборону составляет примерно 3,5% ВВП. Этот уровень был определен как оптимальный в нескольких указах президента Бориса Ельцина и подтвержден президентом Владимиром Путиным, хотя ни разу не был реализован в предлагавшихся правительством федеральных бюджетах 1998–2002 гг. (в которых он колебался на грани 2,4–2,7% ВВП). Очевидно, что в отсутствие явной и прямой военной угрозы при нынешней финансово-экономической системе государства и без объявления всеобщей мобилизации 3,5% ВВП есть максимально достижимый уровень российских расходов по разделу «Национальная оборона» мирного времени, не включая сюда затраты на другие войска и военные органы, имеющие отношение к внутренней и внешней безопасности.

Если бы на 2003 г. было отпущено 3,5% ВВП, то это означало бы прибавку в 111 млрд руб. – до общего объема в 456,7 млрд руб.

Одним из самых крупных недостатков представленного в Государственную Думу проекта федерального бюджета на 2003 г. (как и проектов предыдущих лет) явилась его практически полная закрытость. Государственная Дума неоднократно делала свои представления в Правительство РФ по этому поводу, но из года в год история повторяется, когда по разделу «Национальная оборона» открытыми представляются только три подраздела этого вида расходов, а целевые статьи и виды расходов полностью засекречиваются.

Фракция «ЯБЛОКО» по уже сложившейся традиции разработала свой альтернативный проект федерального бюджета на 2003 г. В нем предлагалось увеличить доходную часть бюджета на 61,5 млрд руб. На соответствующую величину предлагалось увеличить и расходную часть бюджета.

По разделу «Национальная оборона» предлагалось выделить дополнительно 7,848 млрд руб., направив их на денежное содержание военнослужащих для перевода войск на контрактный метод формирования.

«ЯБЛОКО» согласилось с приоритетным финансированием ВДВ, в том числе 76-ой Псковской дивизии, как наиболее боеспособной и мобильной составляющей сил общего назначения, призванных решать новые задачи безопасности в локальных конфликтах, миротворческих и антитеррористических операциях. Но выдавать обустройство и техническое переоснащение этой дивизии, нужное само по себе, за эксперимент по переводу Вооруженных Сил России с призыва на контракт – совершенно неправильно. В российской армии уже около 10 лет есть контрактная дивизия: 201-я мотострелковая дивизия, дислоцированная в Таджикистане. Изучение ее опыта – в основном положительного – было бы вполне достаточно без создания еще одной «экспериментальной» дивизии.

В плане поступательного и масштабного хода военной реформы в части перевода Вооруженных Сил Российской Федерации на контракт, как считает «ЯБЛОКО», целесообразно переводить на новый принцип комплектования, в первую очередь, наиболее технически оснащенные рода войск целиком: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Военно-космические силы (ВКС), стратегическую авиацию и подводный флот, спецназ ГРУ, соединения и части 12 ГУ МО РФ и все дивизии ВДВ – всего около 215 тыс. человек. Все эти войска по предназначению являются войсками постоянной или повышенной боевой готовности, в них удельный вес контрактников (офицеров и рядовых) и так наиболее высок, их перевод полностью на контракт потребовал бы меньше дополнительных средств. Впоследствии, соразмерно бюджетным возможностям и используя полученный опыт, можно перевести на контракт и остальные виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск.

Раздел «Военная реформа»

В проекте федерального бюджета предлагалось снижение уровня затрат по этому разделу до 14,6 млрд руб. Отсюда можно сделать вывод, что Правительство РФ предложило замедлить темпы проведения военной реформы.

Такой вывод можно сделать, если проанализировать предстоящие расходы по этому разделу. Из 14,6 млрд руб. 11,0 млрд руб. (более 75%) предложено выделить на обеспечение жильем увольняемых военнослужащих (а это на 3 млрд рублей меньше, чем в 2002 году – на 21,4%), а на выплату выходных пособий этой категории военнослужащих расходы предложено сократить с 2 млрд руб. в 2002 г. до 720 млн руб. в 2003 г. (в 2,77 раза меньше). Одновременно сокращаются транспортные расходы на перевозки уволенных военнослужащих и членов их семей к новому месту жительства с 1 085,5 млн руб. в 2002 г. до 372,8 млн руб. в 2003 г. (в 2,91 раза). Приведенные цифры говорят о том, что в 2003 г. предполагалось резко уменьшить число увольняемых военнослужащих – более чем в 3 раза (с учетом повышения денежного довольствия военнослужащим в 2002 г.). При этом расходы на строительство жилья в основном велись для уволенных в прежние годы военнослужащих.

В альтернативном бюджете предлагалось увеличить расходы по разделу «Военная реформа» по целевой статье «Денежное довольствие военнослужащих» – на 3,5 млрд руб. (выплата выходных пособий – примерно 75 тыс. человек). Сокращение численности ВС примерно до уровня 800 тыс. военнослужащих необходимо для перевода армии на контракт и улучшения ее технического оснащения.

Раздел «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров»

В федеральном бюджете на 2003 г. расходы по этому разделу были снижены с 10,3 млрд руб. в 2002 г. до 10,0 млрд руб. в 2003 г. (на 3% меньше).

Похоже, что по этому разделу уровень расходов теперь зависит от тех 20 млрд долларов в течении 10 лет, которые «восьмерка» собирается выделить России для уничтожения оружия массового поражения. Если эти средства будут выделены и израсходованы по назначению, то расходы федерального бюджета по этому разделу будут минимальными.

Здесь может возникнуть вопрос: включать ли эти средства в доходную часть бюджета, или связать их с непосредственными поставками оборудования и материалов. Однако получение этих средств пока еще есть «журавль в небе», и неизвестно, насколько гарантировано их выделение, когда, в каком порядке и на каких условиях они могут быть получены. Россия должна, прежде всего, рассчитывать в этой сфере на свои силы, и ее собственная активная деятельность будет важным условием получения зарубежной помощи.

Но опять-таки вызывает удивление тот факт, что все расходы по целевым статьям и видам расходов остаются закрытыми.

«ЯБЛОКО» предлагало увеличить расходы по разделу «Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров» на 1,5 млрд рублей, направив их на утилизацию атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из боевого состава ВМФ (а таких лодок в настоящее время около 100), а также на переработку ядерного топлива этих АПЛ.

Раздел «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства»

Проект федерального бюджета предусматривал расходы по этому разделу в размере 244,6 млрд руб. (10% от общего объема расходов федерального бюджета и 1,9% от ВВП). Абсолютный рост расходов по сравнению с 2002 г. – в 1,4 раза.

В то же время по подразделу «Органы пограничной службы» затраты были запланированы в размере 24,1 млрд руб. (рост по сравнению с 2002 г. – в 1,37 раза). «ЯБЛОКО» сочло это недопустимо безнравственной политикой, поскольку открытая граница с наиболее нестабильными регионами Кавказа и Средней Азии представляет наибольшую непосредственную угрозу безопасности России, отворяя дверь незаконной миграции, потоку наркотиков и оружия, экстремистам и террористам, организованной преступности и браконьерству. Укрепление обороны и правоохранительных органов, антитеррористические операции не имеют большого смысла без надежного закрытия границ на опасных направлениях.

По расчетам Правительства РФ для этого требуется около 100 млрд руб., из которых в 2003 г. выделено 800 млн руб., то есть 0,8%. С таким уровнем финансирования для обустройства опасных границ РФ потребуется более 100 лет.

В альтернативном бюджете «ЯБЛОКО» предлагало увеличить расходы по подразделу «Органы пограничной службы» на 3 млрд рублей (увеличение на 12% от планируемых общих расходов по этому подразделу) для обеспечения обустройства государственной границы на Северном Кавказе, которая сейчас является одной из наиболее опасных с точки зрения проникновения вооруженных террористов на территорию России.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru