[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

V.2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год»

 

11 декабря 1998 г. Правительство Российской Федерации завершило разработку проекта федерального бюджета на 1999 г. и направило соответ¬ствующий проект федерального закона в Государственную Думу.

Этот документ разрабатывался в условиях жесточайшего финансово-экономического кризиса, разразившегося в России 17 августа 1998 г. В ре¬зультате кризиса практически рухнула банковская система страны, а курс доллара стремительно скакнул с 6 до 20 руб., то есть более чем в три раза. Инфляция в 1998 г. составила более 70%. Поступление иностранных инвестиций в Российскую Федерацию не ожидалось, выплата внешних долгов в 1999 г. составила более 17 млрд долла¬ров.

В этих условиях правительство обещало разработать на 1999 г. жест¬кий проект федерального бюджета.

Основные показатели представленного проекта бюджета:

– доходы – 473,7 млрд руб.;
– расходы – 575,0 млрд руб.;
– дефицит – 101,3 млрд руб.;
– ВВП – 4 000 млрд руб.

Таким образом, по сравнению с утвержденными показателями феде¬рального бюджета на 1998 г. доходы выросли (в абсолютных показателях) в 1,19 раза, расходы – в 1,15 раза, дефицит уменьшился в 1,31 раза, ВВП увеличился в 1,41 раза. Если учитывать, что инфляция составила в 1998 году 70%, то можно сказать, что рост основных показателей федерального бюд¬жета значительно отставал от роста инфляционных показателей, то есть бюд¬жет становился действительно более жестким.

Расходы по разделу «Национальная оборона» предлагаются в размере 92,2 млрд руб., что составит 2,3% от ВВП. Здесь можно заметить, что в соответствии с утвержденными Президентом РФ 30 июля 1998 г. «Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по воен¬ному строительству», расходы на эти цели в ближайшие годы должны со¬ставлять не менее 3,5% от ВВП, то есть 140 млрд руб. Таким образом, недофинансирование должно составить 97,8 млрд руб.

Доля военных расходов от общих расходов федерального бюджета должна составить 16,03%.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» был представлен Правительством РФ с нарушением Федерального закона «О бюджетной классифика¬ции Российской Федерации». В от¬крытой части бюджета в разделе «Национальная оборона» было представ¬лено всего три строчки: «Строи¬тельство и содержание Вооружен¬ных Сил», «Военная программа Минатома» и «Обеспечение моби¬лизационной и вневойсковой под¬готовки». В то время как в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации Россий¬ской Федерации» их должно быть не менее 180.

Таким образом, проект феде¬рального бюджета на 1999 г. воз¬вращал нас в то правовое поле, которое существовало в прошлом (бюджеты 1997 и 1998 гг. были сверстаны по старой классифика¬ции) и которое способствовало за¬крытию расходов по разделу «Национальная оборона» и хрони¬ческому недофинансированию этих расходов.

Раздел расходов «Проведение военной реформы» в представлен¬ном документе отсутствует вообще. Правда, в раздел «Целевые бюд¬жетные фонды» включен подраздел «Целевой фонд содействия военной реформе», расходы по которому планируются в размере 2,9 млрд руб., из них Министерству обо¬роны предназначается выделить лишь 1,1 млрд руб. Для сравне¬ния можно сказать, что в 1998 г. на проведение военной реформы вы¬делялось около 4 млрд руб.

Отсюда можно сделать вы¬вод, что проведение военной ре¬формы либо задерживалось, либо будет проводилось без соответст¬вующего финансового обеспечения, что может привести к еще больше¬му ухудшению морально-психоло¬гического климата в Вооруженных Силах.

Кроме того, в законопроекте отсутствовали источники финансиро¬вания Целевого бюджетного фонда по содействию военной реформе, в то время как по другим видам це¬левых бюджетных фондов конкрет¬но описан механизм их получения.

Кроме упомянутых трех строк в разделе «Национальная оборона», которые являются под¬разделами этого раздела, все целе¬вые статьи расходов и виды расхо¬дов стали закрытыми. Это отрицательно сказалось на отноше¬нии общественности к вопросу финансирования военных расхо¬дов дезинформации, увеличения возможности нецелевого использо¬вания бюджетных средств. Этим ставилась преграда на открытое об¬суждение в Государственной Думе и средствах массовой информации проблем и хода финансирования расходов на оборону. Налогопла¬тельщики лишаются права знать конкретно, на какие цели расходу¬ются государственные средства. Та¬кое положение приводит и к огра¬ничению возможностей осуществ¬ления гражданского контроля над деятельностью военных организа¬ций.

Закрытые статьи военных расходов, особенно касающиеся денежного довольствия военнослу¬жащих и заработной платы граж¬данского персонала, могут быть поняты личным составом Воору¬женных Сил, как способ Прави¬тельства РФ уйти от ответственно¬сти и нежелание улучшить их тяже¬лейшее положение, граничащее в настоящее время с нищетой.

Это нежелание подтверждает¬ся и тем, что информацию по сво¬ему оборонному бюджету Россий¬ская Федерация должна предостав¬лять ежегодно в ООН. Значит, за¬секречивание идет с целью за¬крытия этих данных не от мирового сообщества, а от собственных гра¬ждан.

Выше уже говорилось, что в соответствии с утвержденными Президентом РФ 30 июля 1998 г. «Основами (концепцией) государ¬ственной политики Российской Федерации по военному строитель¬ству», расходы по разделу «На¬циональная оборона» должны со¬ставлять не менее 3,5% от ВВП, то есть 140 млрд руб.

В проекте федерального бюджета на 1999 г. должен был быть представлен раздел «Ути¬лизация и ликвидация вооружений и военной техники», который включал два подраздела: «Ути¬лизация и ликвидация вооружений и военной техники по международ¬ным договорам» и «Утилизация и ликвидация вооружений и военной техники, исключая международные договоры».

В представленном законо¬проекте полностью отсутствовал подраздел «Утилизация и ликвида¬ция вооружений и военной техни¬ки, исключая международные дого¬воры». Это означало, что около 100 атомных подводных лодок, ожи¬дающих демонтажа ядерных сило¬вых установок, так и останутся сто¬ять у пирсов, создавая растущую экологическую угрозу.

Утилизация одной атомной подводной лодки стоит 5–7 млн долларов, поэтому на дезактивацию всех подводных лодок потребуется 500–700 млн долларов, то есть 10–14 млрд руб. Для того чтобы уничтожить за 10 лет все имеющие¬ся сегодня подводные лодки для утилизации (без учета того, что за эти 10 лет появятся новые подвод¬ные лодки, которые требуют утили¬зации) потребуется 1,0–1,4 млрд руб. ежегодно.

Объем расходов по подразде¬лу «Утилизация и ликвидация воо¬ружений и военной техники по ме¬ждународным договорам» умень¬шился по сравнению с 1998 г. на 200 млн руб. При этом необходимо отме¬тить, что реализация Конвенции по химическому оружию профинанси¬рована в объеме всего около 20%, что ведет к задержке ее выполне¬ния на 4 года.

Отсюда можно сделать вы¬вод, что уменьшение расходов на утилизацию и ликвидацию воору¬жений и военной техники по меж¬дународным договорам потребует на порядок больше ассигнований, чем это предусмотрено проектом федерального закона «О федераль¬ном бюджете на 1999 год».

Депутат А.Г. Арбатов внес соответствующую поправку в законопроект, но она не была принята Государственной Думой.

Таким образом, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год» не отвечал реальным минимальным потребностям Воо¬руженных Сил России в 1999 г., и даже его 100-процентная реализация привела бы к дальнейше¬му ухудшению положения россий¬ской армии и, как следствие, к снижению военно-стратегической стабильности в стране и в мире в целом.

Фракция «ЯБЛОКО» голосовала против принятия федерального бюджета на 1999 г.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru