При обсуждении проектов федеральных бюджетов на 1995–2003
гг. были внесены поправки, направленные на увеличение расходов
на проведение научно-исследовательских работ по созданию новых
перспективных образцов вооружения и военной техники, особенно
для стратегических ядерных сил. Значительная часть этих поправок
была принята Государственной Думой.
Кроме того, были разработаны поправки, направленные на улучшение
материального положения военнослужащих и военных пенсионеров,
обеспечения их жильем и другие вопросы жизни и деятельности
Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, например, при обсуждении
всех бюджетов, начиная с 1998 г., были предложены законодательные
инициативы, направленные на открытие ряда статей расходов на
национальную оборону, так как они все были предложены Правительством
РФ в закрытом виде. Иначе, налогоплательщики лишаются права
знать конкретно, на какие цели расходуются государственные средства.
Такое положение приведет и к ограничению возможностей осуществления
гражданского контроля над деятельностью военных организаций.
Эти поправки были приняты Государственной Думой, и целевые статьи
по подразделу «Содержание Вооруженных Сил» стали открытыми.
При обсуждении федеральных бюджетов А.Г. Арбатовым предлагались
поправки, направленные на увеличение расходов на утилизацию
атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ.
Узким местом боеготовности ВС РФ является то, что около 80%
вооружения и военной техники, находящихся в эксплуатации, уже
выработали свои гарантийные сроки хранения или выработают их
в ближайшие 1–2 года. Это вызвано тем, что в последние годы
большая часть средств, выделяемых по разделу федерального бюджета,
шли на обеспечение содержания ВС, а закупки вооружения и военной
техники и НИОКР финансировались по остаточному принципу на уровне
30–40% от запланированного. Такое финансирование привело к значительному
отставанию наших средств ведения вооруженной борьбы обычными
средствами от аналогичных образцов развитых стран, а в целом
– на уровне 20–25% затрат на «Национальную оборону». Сейчас
на вооружении российской армии находятся в основном средства,
произведенные 10–15 лет назад. Не находят развития средства
высокоточного поражения объектов противника.
В связи с этим при обсуждении федеральных бюджетов А.Г. Арбатовым
предлагалось изменить структуру оборонных расходов таким образом,
чтобы соотношение между затратами на содержание Вооруженных
Сил и инвестиционными затратами (на НИОКР, закупки В и ВТ, капитальное
строительство) составляло не 75:25, а хотя бы 60:40.
В результате этих усилий в федеральном бюджете на 2003 г. такое
соотношение уже составило 65:35. |