Обоснование необходимости выравнивания денежного довольствия
военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных
служащих заключается в следующем.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»
служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях
является федеральной государственной службой. Однако уровень
их материального обеспечения далеко не одинаков. Для примера
сравним денежное содержание консультанта (в Администрации
Президента РФ, аппарате Правительства РФ, аппарате Совета
Федерации и аппарате Государственной Думы) и денежное довольствие
командира полка в звании полковника и выслугой 25 лет.
Так, консультант имел в то время ежемесячное денежное содержание
в размере 5 750 руб. (2 990 руб. – должностной оклад, 1 450
руб. – процентная надбавка за выслугу лет и сложность, 900 руб.
– за квалификационный разряд Советника Российской Федерации
1 класса, 500 руб. – компенсация на питание). Кроме того, консультант
получает при уходе в отпуск два оклада на санаторное лечение,
а также премии и материальную помощь. В сумме получается около
11 000 руб. в месяц. Следует помнить, что консультант как федеральный
государственный служащий, как правило, не имеет подчиненных.
Командиру полка, полковнику с выслугой 25 лет после 1 января
2002 г. начисляется 5 729 руб., то есть практически в два раза
меньше, чем консультанту. При этом он несет полную ответственность
за более чем 1 000 военнослужащих в своем подчинении. По расчетам
Правительства РФ после повышения должностного оклада (с 1 июля
2002 г.) и оклада по воинскому званию (с 1 января 2004 г.) командир
полка получает (после ликвидации всех дополнительных компенсаций
и льгот) 9 533 руб., то есть более чем на 13% меньше, чем консультант
на федеральной государственной службе. Если бы была оставлена
компенсацию за подоходный налог для военнослужащих, то командир
полка сравнялся бы с консультантом. Если же оставить остальные
льготы и компенсации, то денежное довольствие командира полка
могло быть на 10–12% больше, чем у консультанта. И это, наверное,
справедливо, так как условия службы и места жительства командира
полка значительно труднее, чем у консультанта на федеральной
государственной службе.
Отсюда можно сделать вывод, что выравнивание денежного довольствия
военнослужащих и федеральных государственных служащих крайне
необходимо с учетом выплат компенсаций за отмену всех льгот.
15 ноября 2001 г. Государственная Дума приняла в первом чтении
проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного
довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот»,
внесенный Президентом Российской Федерации.
Несмотря на название документа, он в основном был направлен
на то, чтобы одновременно с предполагаемым с 1 июля 2002 г.
увеличением должностных окладов военнослужащих и доведением
их до уровня должностных окладов федеральных государственных
служащих (при этом неясно, каким будет соответствие должностей
федеральных государственных служащих и военнослужащих), ликвидировать
некоторые дополнительные выплаты к денежному довольствию военнослужащих
(в том числе и компенсационные выплаты за подоходный налог),
а также льготы по коммунальным услугам и жилью. Кроме того,
в законопроекте предлагалось при расчете пенсий военнослужащих
ликвидировать компенсацию за продовольственный паек.
Таким образом, принятие законопроекта, с одной стороны, привело
к увеличению должностных окладов военнослужащих, а с другой
– к уменьшению денежного довольствия за счет других составляющих.
С учетом инфляции материальное положение военнослужащих и военных
пенсионеров не только не улучшилось, но в принципе и ухудшилось.
Исходя из того положения, что в соответствии с Конституцией
РФ нормативные акты, приводящие к снижению уровня материального
благосостояния граждан, не должны приниматься, депутаты Государственной
Думы, члены фракции «ЯБЛОКО» – А.Г. Арбатов, В.С. Останин и
С.А. Попов перед вторым чтением этого законопроекта внесли поправки,
направленные на улучшение материального благосостояния военнослужащих
и военных пенсионеров. При рассмотрении этих поправок на заседании
Комитета ГД по обороне большинство из них было включено в число
принятых.
К этим поправкам относятся:
1. Поправка, направленная на сохранение при расчете военных
пенсий компенсации за продовольственный паек. Ее принятие дало
бы дополнительный прирост пенсий в размере 400–500 руб. в месяц.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.
2. Поправка, направленная на одновременное с федеральными государственными
служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного
довольствия военнослужащих. Принятие такой поправки позволило
бы сохранить в дальнейшем соответствие денежного довольствия
военнослужащих денежному содержанию федеральных государственных
служащих.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.
3. Поправка, направленная на введение ежегодной индексации размеров
окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля текущего
года на разницу между величинами реального уровня инфляции в
предыдущем году и уровнем инфляции, установленным законом о
федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября – на величину,
равную уровню инфляции, установленному законом о федеральном
бюджете на предыдущий год.
Принятие поправки позволило бы сохранить в какой-то мере покупательную
способность денежного довольствия военнослужащих, в том числе
и тогда, когда инфляция будет превышать запланированный в федеральном
бюджете уровень.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.
4. Поправка, направленная на предоставление в первоочередном
порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших
(умерших) военнослужащих.
Принятие поправки позволило бы обеспечить получение жилой площади
в первоочередном порядке семьям погибших (умерших) военнослужащих
в том случае, если она не была получена при жизни военнослужащего.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.
5. Поправка, направленная на повышение размеров окладов по воинскому
званию не с января 2004 г., как предлагало Правительство РФ,
а с 1 января 2003 г. Ее принятие ускорило бы приведение в соответствие
денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания
федеральных государственных служащих.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.
6. Поправка, направленная на введение денежных компенсаций за
отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья.
Отмена льгот по коммунальным услугам и оплате жилья значительным
образом дезавуирует повышение денежного довольствия военнослужащим.
Однако их сохранение в существующем виде могло бы привести к
дальнейшему ухудшению обслуживания жилищного фонда, в том числе
и военных городков. Поэтому предлагалось ввести денежную компенсацию
по предоставлению этих льгот.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу отклоненных
с тем условием, что в случае отклонения поправки депутата А.Г.
Баскаева, направленной на сохранение существующей системы льгот,
поправка депутатов от фракции «ЯБЛОКО» будет рекомендована Комитетом
по обороне к принятию.
7. Поправка, направленная на сохранение при расчете пенсий по
случаю потери кормильца стоимости продовольственного пайка.
Поправка была внесена на тот случай, если не будет принята поправка
№ 1, поэтому она была включена Комитетом по обороне в число
отклоненных.
8. Поправка, направленная на сохранение пенсионной надбавки
для лиц, прослуживших 20 лет и более.
Принятие поправки позволило бы сохранить в войсках опытные кадры,
имеющие большой опыт военной службы.
Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу отклоненных,
так как по предложению Правительства РФ в число принятых была
включена поправка, принятие которой увеличивало максимальную
процентную надбавку за выслугу лет с 40 до 70%.
15 марта 2002 г. Государственная Дума рассмотрела законопроект
во втором чтении.
Поправки № 4 и 5 правительство поддержало и они были приняты
большинством Госдумы
Правительство России предложило отдельно рассмотреть поправки
№ 1, 2, 3, 6 (после того, как А.Г. Баскаев снял свою поправку
и присоединился к поправке «ЯБЛОКА») и отклонить их.
Государственная Дума приняла поправки № 1, 2.
В результате этих решений военные пенсионеры получили значительную
прибавку к своей пенсии. Действующие военнослужащие получили
гарантию того, что их денежное довольствие будет приравнено
к денежному содержанию федеральных государственных служащих.
Правда, пока не ясно, каким образом будет составлена таблица
соответствия их должностей и званий.
Эти поправки были поддержаны депутатами фракций «ЯБЛОКО» и КПРФ,
Агропромышленной депутатской группой и некоторыми депутатами
из «Народного депутата» и «Регионов России». Против поправок
голосовали депутаты «Единства» (в том числе и заместитель председателя
Комитета по обороне генерал-полковник Ю.Н. Родионов), «Отечества»
(в том числе и заместитель председателя Комитета по обороне
генерал-лейтенант А.В. Коржаков), ЛДРП (в том числе и заместитель
председателя Комитета по обороне полковник М.И. Мусатов) и СПС.
Поправки № 3 и 6 были отклонены проправительственным большинством
ГД. В результате этого решения военнослужащие были практически
лишены права на ежегодную индексацию денежного довольствия в
зависимости от уровня инфляции и денежной компенсации за отмену
льгот за жилье и коммунальные услуги.
Поправки № 7 и 8 были практически учтены другими поправками
и поэтому не рассматривались при отдельном голосовании.
Таким образом, значительная часть поправок фракции «ЯБЛОКО»
была принята Госдумой, что позволило значительно улучшить редакцию
законопроекта по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении.
Кроме того, депутаты фракции А.Г. Арбатов и С.В. Иваненко внесли
поправку в проект постановления Государственной Думы о принятии
законопроекта во втором чтении, которая дополнила его двумя
дополнительными пунктами:
– поручить Комитету по бюджету и налогам совместно с Комитетом
по обороне до 1 октября 2002 г. разработать проект федерального
закона об индексации денежного довольствия военнослужащих и
подготовить его к внесению в ГД;
– просить Президента РФ при утверждении соответствия основных
типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих
государственным должностям федеральной государственной службы
и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих,
а также соотношения окладов по другим типовым воинским должностям,
не допустить умаления должностного положения и материального
благосостояния военнослужащих.
10 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла проект федерального
закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих
и предоставления им отдельных льгот» в третьем чтении.
Таблица поправок фракции "ЯБЛОКО":
№ п/п |
Содержание поправки |
Заключение Комитета
по обороне
|
Предложение
Правительства РФ |
Результаты голосования
в ГД |
1. |
Сохранение при расчете военных пенсий компенсации
за продовольственный паек. |
Поддержать |
Отклонить |
Принять поправку |
2. |
Одновременное с федеральными государственными
служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного
довольствия военнослужащих. |
Поддержать |
Отклонить |
Принять поправку |
3. |
Введение ежегодной индексации размеров
окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля
текущего года на разницу между величинами реального уровня
инфляции в предыдущем году и уровнем инфляции, установленным
законом о федеральном бюджете на предыдущий год, и до
1 октября – на величину, равную уровню инфляции, ус-тановленному
законом о федеральном бюджете на предыдущий год. |
Поддержать |
Отклонить |
Отклонить поправку |
4. |
Предоставление в первоочередном порядке
жилой площади членам семей военнослужащих, погибших (умерших)
военнослужащих |
Поддержать |
Поддержать |
Поддержать поправку |
5. |
Повысить размеры окладов по воинскому званию
не с января 2004 года, как предлагает Правительство РФ,
а с 1 января 2003 г. |
Поддержать |
Поддержать |
Поддержать поправку |
6. |
Введение денежных компенсаций за отмену
льгот по коммунальным услугам и оплате жилья. |
Поддержать |
Отклонить |
Отклонить поправку |
7. |
Сохранение при расчете пенсий по случаю
потери кормильца стоимости продовольственного пайка. |
Отклонить |
|
Отклонить поправку, так как она учтена
при принятии поправки № 1 |
8. |
Сохранение пенсионной надбавки для лиц,
прослуживших 20 лет и более. |
Отклонить |
|
Отклонить поправку: была принята поправка,
предусматривающая увеличение максимальной процентной надбавки
за выслугу лет с 40 до 70%. |
При подготовке этого закона Правительство РФ исходило из того,
что, увеличив денежное довольствие военнослужащим в 1,5–2 раза,
оно отменило ряд дополнительных выплат к денежному довольствию
(например, компенсацию за подоходный налог и пенсионную надбавку)
и лишило военнослужащих всех льгот по жилью и жилищно-коммунальным
услугам. При этом Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял,
что реальное денежное довольствие увеличится в 1,5–2 раза. Однако
расчеты показывают, что реальное денежное довольствие военнослужащих
увеличилось лишь на 7–10% (с учетом инфляции). Доказательства
этого приводятся ниже.
1 июня 2002 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации
№ 537 «О денежном довольствии военнослужащих».
Указ подписан после вступления в силу Федерального закона «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и
предоставления им отдельных льгот».
Повышение денежного довольствия военнослужащих в целом значительно
ниже, чем повышение должностных окладов за счет того, что до
1 января 2003 г. оклад по воинскому званию оставался прежним,
но были отменены пенсионная надбавка и компенсация подоходного
налога.
Кроме того, если учесть, что с 1 июля 2002 г. отменены все
льготы военнослужащих за коммунальные услуги, а также не учитывается
уровень инфляции, то реальная прибавка к существующему уровню
денежного довольствия составила менее 5–7%.
С 1 июля 2002 г. уровень должностных окладов
изменился следующим образом:
Наименование
типовой
воинской
должности |
Размер оклада по воинской должности
до 01.07.2002 г. |
Размер оклада по воинской должности
после 01.07.2002 г. |
Повышение должностного оклада
(в %)
|
Повышение денежного довольствия
в целом |
Первый зам. министра обороны |
1 906 |
4 410 |
231,3 |
1,33 |
Зам. министра обороны, Главнокомандующий видом ВС |
1 771 |
4 050 |
228,6 |
1,31 |
Командующий родом войск, начальник главного (центрального)
управления, командующий войсками военного округа |
1 460–1 594 |
3 780 |
237,1 |
1,34 |
Командующий армией |
327–1 415 |
3 420 |
241,7 |
1,36 |
Командир корпуса |
1 216–1 263 |
3 087–3 131 |
250,7 |
1,40 |
Командир дивизии |
1 130–1 172 |
2 778–2 822 |
243,2 |
1,37 |
Командир корпуса |
1 021–1 062 |
2 381–2 425 |
230,8 |
1,32 |
Командир полка |
953–997 |
2 249–2 293 |
232,9 |
1,32 |
Командир батальона |
818–865 |
1 985–2 029 |
250,5 |
1,43 |
Командир роты |
731–774 |
1 764–1 808 |
237,5 |
1,52 |
Командир взвода |
622–665 |
1 587–1 631 |
265,3 |
1,60 |
Стрелок |
511–524 |
970–1 014
|
191,8 |
1,56 |
С 1 января 2003 г. увеличены оклады военнослужащих
по воинскому званию.
Они составят:
Наименование
воинских
званий
|
Размер оклада по воинскому званию
до 01.01.2003 г. |
Размер оклада по воинскому званию
после 01.01.2003 г. |
Повышение окладов по званию
(в %)
|
Повышение денежного довольствия
в целом по сравнению с 01.07.2002 г. |
Генерал армии |
960 |
1 440 |
150 |
1,05 |
Генерал-полковник |
900 |
1 350 |
150 |
1,05 |
Генерал-лейтенант |
840 |
1 260 |
150 |
1,06 |
Генерал-майор |
780 |
1 170 |
150 |
1,07 |
Полковник |
720 |
1 080 |
150 |
1,07 |
Подполковник |
660 |
990 |
150 |
1,08 |
Майор |
600 |
900 |
150 |
1,08 |
Капитан |
540 |
810 |
150
|
1,09 |
Старший лейтенант |
480 |
720 |
150 |
1,09 |
Лейтенант |
450 |
675 |
150 |
1,09 |
Младший лейтенант |
420 |
585 |
139,2 |
1,09 |
Старший прапорщик, старший мичман, прапорщик, мичман |
360 |
540 |
150 |
1,09 |
Старшина, главный
корабельный старшина, старший сержант,
главный старшина |
300–312 |
450 |
150 |
1,10 |
Рядовой, матрос |
252 |
360 |
142,8 |
1,10 |
Можно сказать, что повышение окладов по воинскому званию не
приведет к значительному улучшению материального положения военнослужащих.
Так, например, командир взвода в звании «лейтенант» или «старший
лейтенант» с 1 января 2003 г. будет получать на руки с вычетом
уплаты подоходного налога и оплаты квартиры не более 3 800–4
000 руб. в месяц. Для семьи из трех человек это ниже сегодняшнего
прожиточного уровня.
Но даже, несмотря на то, что значительная часть поправок фракции
«ЯБЛОКО» была принята Государственной Думой, фракция не поддержала
принятие законопроекта в целом потому, что окончательная редакция
закона приводит к следующим негативным последствиям:
– отказу от ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих
в зависимости от уровня инфляции;
– отказу от денежной компенсации за отмену льгот по оплате жилья
и коммунальных услуг;
– отказу от компенсации за выплаченный подоходный налог.
Принятие в полном объеме всех изменений по денежному довольствию
военнослужащих и по денежным компенсациям за отмененные льготы
позволит на этапе военного реформирования подготовить и осуществить
переход на контрактный метод комплектования Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований.
По расчетам Правительства РФ на реализацию принятого закона
в 2002 г. потребовалось дополнительно 23 млрд рублей. Однако
эта цифра вызывает удивление, так как в действующем законе о
федеральном бюджете на 2002 г. уже предусматривалось повышение
денежного довольствия военнослужащих. Единственным дополнительным
расходом, не предусмотренным федеральным бюджетом, является
расчет пенсий военнослужащим с учетом компенсации за продовольственный
паек. Но на это необходимо дополнительно не более 9 млрд рублей,
которые можно было бы погасить за счет дополнительных доходов. |