[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

 

IV.10. Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» (в части установления нового порядка расчета денежного содержания военнослужащих, приведения его к уровню оплаты труда федеральных государственных служащих, а также отмены военнослужащим отдельных льгот)
Принят Государственной Думой в первом чтении 15 ноября 2001 г.

 

Обоснование необходимости выравнивания денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих заключается в следующем.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» служба в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях является федеральной государственной службой. Однако уровень их материального обеспечения далеко не одинаков. Для примера сравним денежное содержание консультанта (в Администрации Президента РФ, аппарате Правительства РФ, аппарате Совета Федерации и аппарате Государственной Думы) и денежное довольствие командира полка в звании полковника и выслугой 25 лет.

Так, консультант имел в то время ежемесячное денежное содержание в размере 5 750 руб. (2 990 руб. – должностной оклад, 1 450 руб. – процентная надбавка за выслугу лет и сложность, 900 руб. – за квалификационный разряд Советника Российской Федерации 1 класса, 500 руб. – компенсация на питание). Кроме того, консультант получает при уходе в отпуск два оклада на санаторное лечение, а также премии и материальную помощь. В сумме получается около 11 000 руб. в месяц. Следует помнить, что консультант как федеральный государственный служащий, как правило, не имеет подчиненных.

Командиру полка, полковнику с выслугой 25 лет после 1 января 2002 г. начисляется 5 729 руб., то есть практически в два раза меньше, чем консультанту. При этом он несет полную ответственность за более чем 1 000 военнослужащих в своем подчинении. По расчетам Правительства РФ после повышения должностного оклада (с 1 июля 2002 г.) и оклада по воинскому званию (с 1 января 2004 г.) командир полка получает (после ликвидации всех дополнительных компенсаций и льгот) 9 533 руб., то есть более чем на 13% меньше, чем консультант на федеральной государственной службе. Если бы была оставлена компенсацию за подоходный налог для военнослужащих, то командир полка сравнялся бы с консультантом. Если же оставить остальные льготы и компенсации, то денежное довольствие командира полка могло быть на 10–12% больше, чем у консультанта. И это, наверное, справедливо, так как условия службы и места жительства командира полка значительно труднее, чем у консультанта на федеральной государственной службе.

Отсюда можно сделать вывод, что выравнивание денежного довольствия военнослужащих и федеральных государственных служащих крайне необходимо с учетом выплат компенсаций за отмену всех льгот.

15 ноября 2001 г. Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот», внесенный Президентом Российской Федерации.

Несмотря на название документа, он в основном был направлен на то, чтобы одновременно с предполагаемым с 1 июля 2002 г. увеличением должностных окладов военнослужащих и доведением их до уровня должностных окладов федеральных государственных служащих (при этом неясно, каким будет соответствие должностей федеральных государственных служащих и военнослужащих), ликвидировать некоторые дополнительные выплаты к денежному довольствию военнослужащих (в том числе и компенсационные выплаты за подоходный налог), а также льготы по коммунальным услугам и жилью. Кроме того, в законопроекте предлагалось при расчете пенсий военнослужащих ликвидировать компенсацию за продовольственный паек.

Таким образом, принятие законопроекта, с одной стороны, привело к увеличению должностных окладов военнослужащих, а с другой – к уменьшению денежного довольствия за счет других составляющих. С учетом инфляции материальное положение военнослужащих и военных пенсионеров не только не улучшилось, но в принципе и ухудшилось.

Исходя из того положения, что в соответствии с Конституцией РФ нормативные акты, приводящие к снижению уровня материального благосостояния граждан, не должны приниматься, депутаты Государственной Думы, члены фракции «ЯБЛОКО» – А.Г. Арбатов, В.С. Останин и С.А. Попов перед вторым чтением этого законопроекта внесли поправки, направленные на улучшение материального благосостояния военнослужащих и военных пенсионеров. При рассмотрении этих поправок на заседании Комитета ГД по обороне большинство из них было включено в число принятых.

К этим поправкам относятся:

1. Поправка, направленная на сохранение при расчете военных пенсий компенсации за продовольственный паек. Ее принятие дало бы дополнительный прирост пенсий в размере 400–500 руб. в месяц.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.

2. Поправка, направленная на одновременное с федеральными государственными служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного довольствия военнослужащих. Принятие такой поправки позволило бы сохранить в дальнейшем соответствие денежного довольствия военнослужащих денежному содержанию федеральных государственных служащих.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.

3. Поправка, направленная на введение ежегодной индексации размеров окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля текущего года на разницу между величинами реального уровня инфляции в предыдущем году и уровнем инфляции, установленным законом о федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября – на величину, равную уровню инфляции, установленному законом о федеральном бюджете на предыдущий год.

Принятие поправки позволило бы сохранить в какой-то мере покупательную способность денежного довольствия военнослужащих, в том числе и тогда, когда инфляция будет превышать запланированный в федеральном бюджете уровень.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.

4. Поправка, направленная на предоставление в первоочередном порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших (умерших) военнослужащих.

Принятие поправки позволило бы обеспечить получение жилой площади в первоочередном порядке семьям погибших (умерших) военнослужащих в том случае, если она не была получена при жизни военнослужащего.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.

5. Поправка, направленная на повышение размеров окладов по воинскому званию не с января 2004 г., как предлагало Правительство РФ, а с 1 января 2003 г. Ее принятие ускорило бы приведение в соответствие денежного довольствия военнослужащих и денежного содержания федеральных государственных служащих.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу принятых.

6. Поправка, направленная на введение денежных компенсаций за отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья.

Отмена льгот по коммунальным услугам и оплате жилья значительным образом дезавуирует повышение денежного довольствия военнослужащим. Однако их сохранение в существующем виде могло бы привести к дальнейшему ухудшению обслуживания жилищного фонда, в том числе и военных городков. Поэтому предлагалось ввести денежную компенсацию по предоставлению этих льгот.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу отклоненных с тем условием, что в случае отклонения поправки депутата А.Г. Баскаева, направленной на сохранение существующей системы льгот, поправка депутатов от фракции «ЯБЛОКО» будет рекомендована Комитетом по обороне к принятию.

7. Поправка, направленная на сохранение при расчете пенсий по случаю потери кормильца стоимости продовольственного пайка.

Поправка была внесена на тот случай, если не будет принята поправка № 1, поэтому она была включена Комитетом по обороне в число отклоненных.

8. Поправка, направленная на сохранение пенсионной надбавки для лиц, прослуживших 20 лет и более.

Принятие поправки позволило бы сохранить в войсках опытные кадры, имеющие большой опыт военной службы.

Поправка была включена Комитетом по обороне в таблицу отклоненных, так как по предложению Правительства РФ в число принятых была включена поправка, принятие которой увеличивало максимальную процентную надбавку за выслугу лет с 40 до 70%.

15 марта 2002 г. Государственная Дума рассмотрела законопроект во втором чтении.

Поправки № 4 и 5 правительство поддержало и они были приняты большинством Госдумы

Правительство России предложило отдельно рассмотреть поправки № 1, 2, 3, 6 (после того, как А.Г. Баскаев снял свою поправку и присоединился к поправке «ЯБЛОКА») и отклонить их.

Государственная Дума приняла поправки № 1, 2.

В результате этих решений военные пенсионеры получили значительную прибавку к своей пенсии. Действующие военнослужащие получили гарантию того, что их денежное довольствие будет приравнено к денежному содержанию федеральных государственных служащих. Правда, пока не ясно, каким образом будет составлена таблица соответствия их должностей и званий.

Эти поправки были поддержаны депутатами фракций «ЯБЛОКО» и КПРФ, Агропромышленной депутатской группой и некоторыми депутатами из «Народного депутата» и «Регионов России». Против поправок голосовали депутаты «Единства» (в том числе и заместитель председателя Комитета по обороне генерал-полковник Ю.Н. Родионов), «Отечества» (в том числе и заместитель председателя Комитета по обороне генерал-лейтенант А.В. Коржаков), ЛДРП (в том числе и заместитель председателя Комитета по обороне полковник М.И. Мусатов) и СПС.

Поправки № 3 и 6 были отклонены проправительственным большинством ГД. В результате этого решения военнослужащие были практически лишены права на ежегодную индексацию денежного довольствия в зависимости от уровня инфляции и денежной компенсации за отмену льгот за жилье и коммунальные услуги.

Поправки № 7 и 8 были практически учтены другими поправками и поэтому не рассматривались при отдельном голосовании.

Таким образом, значительная часть поправок фракции «ЯБЛОКО» была принята Госдумой, что позволило значительно улучшить редакцию законопроекта по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении.

Кроме того, депутаты фракции А.Г. Арбатов и С.В. Иваненко внесли поправку в проект постановления Государственной Думы о принятии законопроекта во втором чтении, которая дополнила его двумя дополнительными пунктами:

– поручить Комитету по бюджету и налогам совместно с Комитетом по обороне до 1 октября 2002 г. разработать проект федерального закона об индексации денежного довольствия военнослужащих и подготовить его к внесению в ГД;

– просить Президента РФ при утверждении соответствия основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам федеральных государственных служащих, а также соотношения окладов по другим типовым воинским должностям, не допустить умаления должностного положения и материального благосостояния военнослужащих.

10 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» в третьем чтении.

Таблица поправок фракции "ЯБЛОКО":
№ п/п
Содержание поправки
Заключение Комитета
по обороне
Предложение Правительства РФ
Результаты голосования в ГД
1.
Сохранение при расчете военных пенсий компенсации за продовольственный паек.
Поддержать
Отклонить
Принять поправку
2.
Одновременное с федеральными государственными служащими (и в той же пропорции) повышение размеров денежного довольствия военнослужащих.
Поддержать
Отклонить
Принять поправку
3.
Введение ежегодной индексации размеров окладов денежного содержания военнослужащих до 1 апреля текущего года на разницу между величинами реального уровня инфляции в предыдущем году и уровнем инфляции, установленным законом о федеральном бюджете на предыдущий год, и до 1 октября – на величину, равную уровню инфляции, ус-тановленному законом о федеральном бюджете на предыдущий год.
Поддержать
Отклонить
Отклонить поправку
4.
Предоставление в первоочередном порядке жилой площади членам семей военнослужащих, погибших (умерших) военнослужащих
Поддержать
Поддержать
Поддержать поправку
5.
Повысить размеры окладов по воинскому званию не с января 2004 года, как предлагает Правительство РФ, а с 1 января 2003 г.
Поддержать
Поддержать
Поддержать поправку
6.
Введение денежных компенсаций за отмену льгот по коммунальным услугам и оплате жилья.
Поддержать
Отклонить
Отклонить поправку
7.
Сохранение при расчете пенсий по случаю потери кормильца стоимости продовольственного пайка.
Отклонить
Отклонить поправку, так как она учтена при принятии поправки № 1
8.
Сохранение пенсионной надбавки для лиц, прослуживших 20 лет и более.
Отклонить
Отклонить поправку: была принята поправка, предусматривающая увеличение максимальной процентной надбавки за выслугу лет с 40 до 70%.

При подготовке этого закона Правительство РФ исходило из того, что, увеличив денежное довольствие военнослужащим в 1,5–2 раза, оно отменило ряд дополнительных выплат к денежному довольствию (например, компенсацию за подоходный налог и пенсионную надбавку) и лишило военнослужащих всех льгот по жилью и жилищно-коммунальным услугам. При этом Президент РФ В.В. Путин неоднократно заявлял, что реальное денежное довольствие увеличится в 1,5–2 раза. Однако расчеты показывают, что реальное денежное довольствие военнослужащих увеличилось лишь на 7–10% (с учетом инфляции). Доказательства этого приводятся ниже.

1 июня 2002 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации № 537 «О денежном довольствии военнослужащих».

Указ подписан после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот».

Повышение денежного довольствия военнослужащих в целом значительно ниже, чем повышение должностных окладов за счет того, что до 1 января 2003 г. оклад по воинскому званию оставался прежним, но были отменены пенсионная надбавка и компенсация подоходного налога.

Кроме того, если учесть, что с 1 июля 2002 г. отменены все льготы военнослужащих за коммунальные услуги, а также не учитывается уровень инфляции, то реальная прибавка к существующему уровню денежного довольствия составила менее 5–7%.

С 1 июля 2002 г. уровень должностных окладов изменился следующим образом:
Наименование
типовой
воинской
должности
Размер оклада по воинской должности до 01.07.2002 г. Размер оклада по воинской должности после 01.07.2002 г. Повышение должностного оклада
(в %)
Повышение денежного довольствия в целом
Первый зам. министра обороны
1 906
4 410
231,3
1,33
Зам. министра обороны, Главнокомандующий видом ВС
1 771
4 050
228,6
1,31
Командующий родом войск, начальник главного (центрального) управления, командующий войсками военного округа
1 460–1 594
3 780
237,1
1,34
Командующий армией
327–1 415
3 420
241,7

1,36

Командир корпуса
1 216–1 263
3 087–3 131
250,7
1,40
Командир дивизии
1 130–1 172
2 778–2 822

243,2

1,37
Командир корпуса
1 021–1 062
2 381–2 425
230,8
1,32

Командир полка

953–997
2 249–2 293
232,9
1,32
Командир батальона
818–865
1 985–2 029
250,5
1,43
Командир роты
731–774
1 764–1 808
237,5
1,52
Командир взвода
622–665
1 587–1 631
265,3
1,60
Стрелок

511–524

970–1 014

191,8
1,56
С 1 января 2003 г. увеличены оклады военнослужащих по воинскому званию.
Они составят:
Наименование
воинских
званий
Размер оклада по воинскому званию до 01.01.2003 г. Размер оклада по воинскому званию после 01.01.2003 г. Повышение окладов по званию
(в %)
Повышение денежного довольствия в целом по сравнению с 01.07.2002 г.
Генерал армии
960
1 440
150
1,05
Генерал-полковник
900
1 350
150
1,05
Генерал-лейтенант
840
1 260
150
1,06

Генерал-майор
780
1 170
150
1,07
Полковник
720
1 080
150
1,07

Подполковник
660
990
150
1,08
Майор
600
900
150
1,08
Капитан
540
810
150
1,09
Старший лейтенант
480
720
150
1,09
Лейтенант
450
675
150
1,09
Младший лейтенант
420
585
139,2
1,09
Старший прапорщик, старший мичман, прапорщик, мичман
360
540
150
1,09
Старшина, главный
корабельный старшина, старший сержант,
главный старшина
300–312
450
150
1,10
Рядовой, матрос

252

360

142,8

1,10

Можно сказать, что повышение окладов по воинскому званию не приведет к значительному улучшению материального положения военнослужащих.

Так, например, командир взвода в звании «лейтенант» или «старший лейтенант» с 1 января 2003 г. будет получать на руки с вычетом уплаты подоходного налога и оплаты квартиры не более 3 800–4 000 руб. в месяц. Для семьи из трех человек это ниже сегодняшнего прожиточного уровня.

Но даже, несмотря на то, что значительная часть поправок фракции «ЯБЛОКО» была принята Государственной Думой, фракция не поддержала принятие законопроекта в целом потому, что окончательная редакция закона приводит к следующим негативным последствиям:

– отказу от ежегодной индексации денежного довольствия военнослужащих в зависимости от уровня инфляции;

– отказу от денежной компенсации за отмену льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

– отказу от компенсации за выплаченный подоходный налог.

Принятие в полном объеме всех изменений по денежному довольствию военнослужащих и по денежным компенсациям за отмененные льготы позволит на этапе военного реформирования подготовить и осуществить переход на контрактный метод комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

По расчетам Правительства РФ на реализацию принятого закона в 2002 г. потребовалось дополнительно 23 млрд рублей. Однако эта цифра вызывает удивление, так как в действующем законе о федеральном бюджете на 2002 г. уже предусматривалось повышение денежного довольствия военнослужащих. Единственным дополнительным расходом, не предусмотренным федеральным бюджетом, является расчет пенсий военнослужащим с учетом компенсации за продовольственный паек. Но на это необходимо дополнительно не более 9 млрд рублей, которые можно было бы погасить за счет дополнительных доходов.


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Книги]

2001-2004 Москва,
эпицентр

Оформление: amberclub.ru