Рабочей группой Комитета Государственной Думы по обороне
под руководством заместителя председателя Комитета А.Г. Арбатова
был разработан Федеральный закон «О финансировании государственного
оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской
Федерации», который был принят Государственной Думой 23 июня
1999 г., одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 г. и подписан
Президентом РФ 17 июля 1999 г.
Наряду с необходимостью решения комплекса сложных внутренних
экономических проблем становление России требует переосмысления
ее роли и места в системе международных отношений многополюсного
мира, обеспечения безопасности страны, определения ее национальных
интересов и поддержания способности по их защите.
В условиях, когда силы общего назначения находятся в глубоком
кризисе и в состоянии реформирования, на проведение которого
по некоторым оценкам потребуется не менее 2-х десятилетий, основная
роль в обеспечении военно-политической безопасности страны возлагается
на стратегические ядерные силы России. Обладание достаточным
ядерным потенциалом является главной гарантией сдерживания прямой
военной агрессии любого масштаба. Кроме того, присущий ядерному
оружию военно-политический символизм обеспечивает сохранение
за РФ статуса великой державы в иерархии международных отношений.
Значимость ядерного оружия для обеспечения региональной и глобальной
стабильности будет сохраняться до тех пор, пока цивилизация
не избавится полностью от ядерного оружия, что зависит не только
от России, но и от других ядерных держав, от решения сложного
комплекса проблем международной безопасности.
В условиях экономического кризиса процесс деградации Вооруженных
Сил России не мог не коснуться и их элиты – стратегических ядерных
сил. Созданная в период существования СССР группировка СЯС морально
и технически устаревает. Через 10 лет должны быть сняты с вооружения
и утилизированы практически все имеющиеся в настоящее время
ядерные средства.
Эти неблагоприятные объективные факторы требуют тщательно выверенной
линии в строительстве Вооруженных Сил РФ, проведения соответствующей
военно-технической политики, концентрации ограниченных финансовых
средств на поддержании и модернизации тех вооружений, наличие
которых обеспечивает наилучшую основу оборонной мощи страны.
Таким вооружением сегодня и на обозримую перспективу являются
СЯС.
Вероятность как можно дольше сохранить в боевом составе существующие
образцы вооружения СЯС, а по мере исчерпания ресурса планомерно
заменить их на новые (модернизированные), отвечающие требованиям
международных договоров, существует только за счет спрогнозированного,
устойчивого и гарантированного финансирования программы строительства
СЯС. При этом финансирование не должно зависеть от волевых (субъективных)
решений руководителей различных уровней на рассматриваемом периоде
строительства СЯС.
Настоящий закон устанавливает правовые нормы, определяющие направления,
объемы и порядок финансирования инвестиционных программ СЯС,
в том числе: мероприятий по поддержанию боевой готовности ударных
средств, оборонительных и обеспечивающих систем СЯС; разработку
и закупку вооружения и военной техники, в том числе ядерных
боеприпасов; обеспечение ядерной безопасности; капитальное строительство
и ремонт специальных объектов СЯС.
Финансирование инвестиционных программ развития СЯС осуществляются
в соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации
Российской Федерации» и Федеральным законом «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации
Российской Федерации в части детализации и унификации статей
расходов федерального бюджета на обеспечение обороны, безопасности
и правоохранительной деятельности государства» (Статья 1).
Повседневная деятельность СЯС финансируется общим порядком,
который установлен для Вооруженных Сил.
Статьей 2 устанавливаются общие расходы финансирования СЯС на
период до 2010 г., а также на каждый год этого периода по НИОКР,
закупкам ВиВТ, капитальному строительству и военной программе
Минатома. Кроме того, в целях устранения возможного негативного
влияния финансирования СЯС на другие оборонные расходы законом
устанавливается максимальный процент финансирования СЯС от общего
объема расходов по разделу «Национальная оборона». В случае
предпосылки его превышения при формировании бюджета на очередной
год решение о величине расходов на национальную оборону и на
финансирование СЯС принимается особым порядком.
Установленные настоящим законом объемы финансирования СЯС используются
правительством в качестве базовых при разработке проектов бюджетов
на каждый финансовый год.
Статья 3 определяет особенности разработки бюджета на очередной
финансовый год в части расходов СЯС, в том числе:
– при разработке бюджета указанные в настоящем законе расходы
уточняются в соответствии с планируемой величиной инфляции и
утверждаются первыми (одновременно с расходами на погашение
государственных долгов);
– финансирование СЯС осуществляется отдельным целевым видом
расходов (строкой) подраздела «Строительство и содержание Вооруженных
Сил Российской Федерации»;
– наиболее приоритетные работы (программы) в части НИОКР, закупок
ВиВТ и капитального строительства определяются Минобороны и
указываются в законе о федеральном бюджете отдельными строками;
– первый квартал авансируется в размере 40% от годового объема.
Статья 4 определяет особенности рассмотрения Государственной
Думой проектов бюджета в части финансирования СЯС, в том числе:
– подлежит обязательному рассмотрению Государственной Думой
(специально назначенной рабочей группой) перечень и обоснованность
инвестиционных программ (работ) СЯС на очередной финансовый
год;
– Государственная Дума не имеет права без консультаций с Правительством
РФ самостоятельно перераспределять и сокращать расходы СЯС,
если они соответствуют настоящему закону;
– при рассмотрения бюджета ГД обязана в целях гарантированного
финансирования СЯС увеличить объем финансирования, если в ходе
рассмотрения бюджета прогнозируемый уровень инфляции будет увеличен
и оставить неизменным, в случае его уменьшения.
Статья 5 устанавливает особенности исполнения федерального бюджета
в части финансирования СЯС:
– распределение установленных настоящим законом объемов финансирования
СЯС между видами ВС РФ, которые имеют стратегические вооружения,
осуществляется Минобороны;
– финансирование СЯС не подлежат секвестрованию;
– установленные на год расходы финансирования СЯС не могут использоваться
для погашения долгов за предыдущие годы и на другие цели;
– если установленные на год расходы по финансированию СЯС по
объективным причинам не могут быть полностью освоены, то они
включаются в бюджет очередного года в качестве дополнительных
средств, необходимых для ликвидации отставания соответствующих
инвестиционных программ (НИОКР, закупки ВиВТ, капитальное строительство,
обеспечение ядерными боезарядами и пр.) в целях создания объективных
условий для безусловного выполнения перспективного плана развития
СЯС в установленные сроки.
Статья 6 устанавливает особенности финансирования СЯС в случае
задержки принятия бюджета:
– до вступления в силу закона о федеральном бюджете финансирование
СЯС осуществляется в объемах не менее установленных на соответствующий
период предыдущего года, но с учетом фактической инфляции;
– после вступления в силу закона о федеральном бюджете в течение
двух недель осуществляется погашение разницы между фактически
проведенным финансированием и установленным законом размером
финансирования с учетом инфляции за истекший период.
Учитывая дороговизну, сложность и потенциальную опасность работ
с ЯО (снятие с боевого дежурства РК, испытание и развертывание
новых образцов ВиВТ) в целях создания финансовых и ресурсных
условий для выполнения Россией договоров, Статья 7 устанавливает
особенности заключения международных договоров в области СЯС,
в том числе:
– при внесении на ратификацию договора, одновременно вносится
законопроект по изменению финансирования СЯС, если такое изменение
требуется;
– договор не подлежит ратификации до вступления в силу закона
об изменении объемов финансирования СЯС, если такое изменение
признано необходимым в текущем году для выполнения договора
и обеспечения ядерной безопасности.
Статьей 8 контроль финансирования СЯС возлагается на Правительство
РФ, которое обязано информировать Федеральное Собрание Российской
Федерации о ходе финансирования.
Однако следует отметить, что в последние годы выполнение этого
закона заблокировано ежегодным приостановлением действия ряда
законов в рамках принимаемых федеральных бюджетов. |