26 февраля 2002 г. Правительство РФ представило в Государственную
Думу проект федерального закона «Об альтернативной гражданской
службе».
Основные положения представленного законопроекта:
1. Право на замену военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой имеет гражданин, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной службы и если он
относится к коренным малочисленным народам, ведущим традиционный
образ жизни, осуществляющим традиционное хозяйствование и занимающимся
традиционными промыслами.
2. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане
мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают
в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой, лично подали в военный комиссариат заявление
о желании заменить военную службу по призыву альтернативной
гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией
принято соответствующее решение.
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане,
которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности
и военной службе»:
– имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
– не подлежат призыву на военную службу;
– имеют право на отсрочку от призыва на военную службу.
3. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу на территории,
где они постоянно проживают, либо за ее пределами индивидуально,
а также в составе групп или формирований:
– на предприятиях и в организациях, подведомственным федеральным
органам исполнительной власти;
– на предприятиях и в организациях, подведомственным органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– в качестве гражданского персонала на предприятиях и организациях
Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Перечни видов работ и должностей (профессий), а также предприятий
и организаций, где предусмотрено прохождение гражданами альтернативной
гражданской службы, определяются Правительством России.
4. Срок альтернативной гражданской службы устанавливается в
два раза больше установленного Федеральным законом «О воинской
обязанности и военной службе» срока военной службы по призыву
и составляет для граждан – 48 месяцев; для граждан, окончивших
образовательные учреждения высшего профессионального образования
– 24 месяца.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих
данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск
и воинских формирований устанавливается в полтора раза больше
установленного Федеральным законом «О воинской обязанности и
военной службе» срока военной службы по призыву и составляет
для граждан – 36 месяцев; для граждан, окончивших образовательные
учреждения высшего профессионального образования – 18 месяцев.
В срок альтернативной службы не засчитываются прогулы, в том
числе отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более
четырех часов подряд в течение рабочего дня; время нахождения
в дополнительных отпусках, предоставляемых обучающимся в образовательных
учреждениях; время отбывания уголовного или административного
наказания в виде ареста.
5. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу,
организацией, где он проходит ее, предоставляются отпуска в
порядке, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают
правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями,
установленными федеральными конституционными законами и федеральными
законами.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются
льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером
их трудовой деятельности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы
засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы
по специальности.
За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу,
сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную
гражданскую службу. Он не может быть исключен из списков лиц,
нуждающихся в улучшении жилищных условий.
За гражданином, работавшим до направления на альтернативную
гражданскую службу в государственных и муниципальных организациях,
в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной
гражданской службы сохраняется право поступления на работу в
туже организацию на ту же должность, а при ее отсутствии на
другую равноценную работу в той же или, с согласия работника,
другой организации.
За гражданином, направленным для прохождения альтернативной
гражданской службы в период обучения в образовательном учреждении,
при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется
право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное
учреждение и на тот же курс, где он обучался до направления
на альтернативную гражданскую службу.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют
право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях
с освоением программ по очно-заочной (вечерней) или заочной
форме обучения.
Гражданам, проходящим обучение, предоставляются гарантии и компенсации,
предусмотренные Трудовым Кодексом для лиц, совмещающим работу
с обучением. При этом им не может быть установлена сокращенная
рабочая неделя (сокращенное рабочее время).
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется
право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
7. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную
гражданскую службу, правила охраны труда, техники безопасности
и производственной санитарии – в соответствии с трудовым законодательством.
Представленный в Государственную Думу Правительством РФ законопроект
значительно отличается от того варианта, который был разработан
в Генеральном штабе и обсуждался на заседании Правительства
в феврале с.г., в сторону смягчения требований к гражданам,
проходящим альтернативную гражданскую службу. Однако, несмотря
на это смягчение, правительственный проект направлен в основном
по своей сути на то, чтобы сделать АГС своего рода трудовой
повинностью.
Основными недостатками правительственного законопроекта являются:
– срок альтернативной гражданской службы в два раза превышает
срок службы по призыву (в настоящее время это 48 месяцев, в
депутатском законопроекте – 36 месяцев);
– нечетко определен принцип прохождения заявления о желании
проходить альтернативную службу – остались элементы доказательного
принципа (в депутатском законопроекте – заявительный принцип);
– не определен принцип, в каких случаях граждане будут проходить
АГС в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях
(нет указания на прохождение такой службы с согласия граждан,
как это оговорено в депутатском законопроекте);
– не определен принцип, когда граждане проходят АГС по экстерриториальному
принципу (в депутатском законопроекте экстерриториальная служба
предполагается только с согласия гражданина, направляемого на
АГС).
Таким образом, закон оставляет лазейки для того, чтобы заставить
претендентов на АГС служить в войсках, доказывать свои убеждения
при подаче заявления о прохождении АГС, проходить эту службу
в любом субъекте Российской Федерации.
Правительственный законопроект был принят в первом чтении 251
голосом «за» при 58 «против» и трех воздержавшихся.
Из 17 членов фракции «ЯБЛОКО» против правительственного проекта
закона проголосовали 16, один депутат не участвовал в голосовании.
В ходе рейтингового голосования фракция «ЯБЛОКО» поддержала
два других законопроекта «Об альтернативной гражданской службе».
Один из них внес депутат Владимир Семенов, другой – группа депутатов
(на заседании палаты этот законопроект представлял депутат Юлий
Рыбаков, а одним из разработчиков является председатель Комитета
гражданского контроля Российской демократической партии «ЯБЛОКО»
Валерий Борщев).
Депутаты «ЯБЛОКА» считают:
– срок АГС должен быть равен сроку службы по призыву или не
превышать его более чем в 1,25 раза;
– АГС следует проходить исключительно в социальной сфере, в
сфере здравоохранения или Министерства по чрезвычайным ситуациям,
но не в Вооруженных Силах РФ и других войсках;
– призывник не должен в обязательном порядке обосновывать свое
желание проходить АГС вместо срочной службы в армии, достаточно
его заявления об этом.
Между тем правительственный законопроект предусматривал 4-летний
срок АГС (два срока службы по призыву). Такого срока прохождения
АГС нет ни в одной стране Европы. В международной практике срок
АГС, превышающий срок воинской службы более чем в полтора раза,
считается дискриминационным.
В правительственном законопроекте не сказано ни слова о прохождении
АГС в социальной сфере, здравоохранении, зато указано, что АГС
можно проходить в качестве гражданского персонала в Вооруженных
Силах.
Этот законопроект обязывал призывника доказывать обоснованность
своего желания проходить АГС, что противоречит статье 29 Конституции
РФ, в которой сказано, что «никто не может быть принужден к
выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Поскольку
направлять на АГС по этому законопроекту будут военкоматы, есть
основания опасаться, что большинство призывников, подавших заявления
о прохождении АГС, будут направлены для прохождения альтернативной
службы в Вооруженных Силах против их воли.
Таким образом, правительственный законопроект, подготовленный
Министерством обороны, практически блокирует создание института
альтернативной гражданской службы (АГС).
Депутат Государственной Думы от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов
внес ко второму чтению законопроекта поправки, в которых предлагается:
– прохождение альтернативной службы за пределами территории
постоянного проживания гражданина осуществляется по
собственному желанию гражданина, направляемого на альтернативную
гражданскую службу;
– прохождение альтернативной службы в качестве гражданского
персонала на предприятиях и в организациях Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск и воинских формирований
осуществляется по собственному желанию гражданина,
направляемого на альтернативную гражданскую службу;
– срок альтернативной гражданской службы устанавливается
в 1,25 раза больше срока военной
службы по призыву (в правительственном законопроекте в 2 раза
больше);
– срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих
данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований устанавливается равным
сроку военной службы по призыву (в законопроекте в 1,5 раза
больше);
– получение предписания для убытия к месту прохождения альтернативной
гражданской службы должно происходить не в военном комиссариате,
а на призывной комиссии;
– на мероприятия, связанные с направлением граждан на альтернативную
военную службу, граждане вызываются не повестками военного комиссариата,
а повестками призывной комиссии;
– к месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина
направляет не военный комиссар, а призывная комиссия.
Депутат А.Г. Арбатов также внес дополнительную поправку,
уточняющую положение о том, что альтернативная служба за пределами
территории проживания гражданина допускается по
собственному желанию гражданина, направляемого на альтернативную
гражданскую службу, за исключением случаев, когда на территории
постоянного проживания отсутствуют вакансии в соответствии
с перечнем видов работ, на которых могут быть заняты граждане,
проходящие альтернативную гражданскую службу.
19 июня 2002 г. на своем пленарном заседании Государственная
Дума рассмотрела законопроект «Об альтернативной гражданской
службе» во втором чтении. На этом заседании представитель Правительства
РФ А. Починок неожиданно предложил изъять и отклонить из таблицы
поправок, рекомендованных Комитетом по законодательству к принятию
и предварительно согласованных с Правительством РФ, более половины
из 133 поправок, причем сделать это практически без обсуждения,
единым списком. В число отклоненных поправок включили все те,
которые касались уменьшения срока альтернативной службы, экстерриториальности,
порядка направления на альтернативную службу, ее прохождения,
порядка оплаты труда, запрета на прохождение службы в организациях
и на предприятиях Вооруженных Сил РФ. Государственная Дума силами
проправительственных фракций («Единство», ОВР, «Народный депутат»,
«Российские регионы») выполнила волю представителя Правительства
и приняла все, что он требовал.
Судя по всему, непосредственно перед обсуждением закона Министерство
обороны и другие «силовые структуры» оказали давление на высшее
политическое руководство страны и добились его санкции на изменение
позиции Правительства в сторону резкого ужесточения закона об
АГС.
После этого фракция «ЯБЛОКО» приняла решение о солидарном голосовании
против принятия законопроекта во втором чтении.
По новому закону, призывника, который будет проходить альтернативную
гражданскую службу, ждет следующее. Его могут направить за
пределы того субъекта Федерации, в котором он живет, в организации
и на предприятия Вооруженных Сил РФ и других войск, работать
придется только на низших должностях с мизерной оплатой и
не более чем на одной ставке.
|
«за», % |
за», чел. |
«ЯБЛОКО» |
0 |
0 из 17 |
КПРФ |
1,2 |
1 из 85 |
«Единство» |
97,6 |
81 из 83 |
ОВР |
98,0 |
48 из 49 |
СПС |
0 |
0 из 32 |
ЛДПР |
100 |
12 из 12 |
«Народный депутат» |
92,9 |
52 из 56 |
«Регионы России»
|
78,7 |
37 из 47 |
Агропромгруппа |
0
|
0 из 43 |
Продолжительность альтернативной службы – три с половиной года
(по законопроекту – в 1,75 раза больше, чем срок военной службы
по призыву).
Такой закон только увеличит количество уклоняющихся от службы
по призыву и расширит поле для коррупции. Те же, кто пойдет
в армию «из-под палки», под страхом альтернативной гражданской
службы, которая превратится в трудовую армию, все равно не станут
хорошими солдатами и не будут добросовестно выполнять свой долг
по защите Отечества.
Путь к усилению боеспособности Вооруженных Сил состоит не в
«драконовском» законе об альтернативной гражданской службе,
а в переходе на контрактную армию, других мерах военной реформы
– и не в течение десятилетия, а за 2–3 года.
Принятый законопроект об АГС существенно ослабит стимулы для
«силовых структур» к проведению военной реформы, поскольку практически
консервирует отжившую и полностью дискредитировавшую себя систему
подневольного комплектования ВС и других войск по призыву. |