После направления Президентом РФ в Государственную Думу проекта
Федерального закона «О ратификации Договора между Российской
Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических
наступательных потенциалов» в парламенте была создана рабочая
группа при комитетах по международным делам и по обороне,
состоящая из депутатов Государственной Думы и представителей
заинтересованных министерств и ведомств.
Рабочая группа разработала новый текст законопроекта и обратилась
в Совет Государственной Думы с просьбой направить его Президенту
РФ в качестве предложения для возможного последующего внесения
в Государственную Думу с одновременным отзывом ранее направленного
законопроекта.
В сопроводительном письме на имя Президента РФ сообщалось, что
предложенный законопроект не вторгается в суть положений Договора
и не выдвигает каких-либо дополнительных условий для другой
Стороны по вступлению Договора в силу, как это имело место в
законе о ратификации Договора СНВ-2. В документе отмечается,
что концепцией законопроекта является консолидация действий
исполнительной и законодательной власти РФ в выборе такой стратегии
реализации положений Договора о СНП, которая на всем периоде
его действия в максимально возможной степени обеспечила бы решение
задачи ядерного сдерживания, а также заложила основы новых договоров
в этой области.
Статья 1 представленного законопроекта устанавливает сам факт
ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов
(Договора о СНП).
Статья 2 определяет, что реализация Договора осуществляется
на основе следующего:
1) поддержание потенциала СЯС РФ, необходимого для обеспечения
национальной безопасности России, в том числе с учетом динамики
развертывания ПРО США;
2) поддержание боеготовности СЯС РФ при любом развитии стратегической
обстановки, сохранение и развитие необходимых лабораторно-технической
базы и производственных мощностей;
3) приоритетное финансирование СЯС РФ, мероприятий по сохранению
и развитию необходимых лабораторно-технической базы и производственных
мощностей, а также работ по безопасной утилизации и ликвидации
стратегических наступательных вооружений и выполнению Договора
о СНП и Договора СНВ-1;
4) сокращение подпадающих под действие Договора о СНП стратегических
наступательных вооружений (СНВ) РФ при сохранении их в боевом
составе в течение максимально возможного срока их эксплуатации;
5) обеспечение безопасных условий эксплуатации, хранения, ликвидации
и утилизации СНВ РФ;
6) эффективное использование, совершенствование и развитие системы
контроля и мер доверия, установленных Договором СНВ-1, в том
числе национальных технических средств контроля РФ за соблюдением
США Договора о СНП и Договора СНВ-1, мер обеспечения доверия,
открытости и предсказуемости при сокращении СНП наряду с другими
возможными дополнительными мерами.
Статья 4 предусматривает право выхода (в соответствии со статей
IV Договора о СНП) из него при возникновении исключительных
обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской
Федерации. К таким обстоятельствам могут относиться: существенное
нарушение другой Стороной обязательств по Договору; развертывание
другим государством или группой государств системы ПРО, способной
снизить эффективность СЯС РФ; наращивание другим государством
или группой государств СНВ либо принятие ими решений в области
военного строительства, которые могут создать угрозу высшим
интересам Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах Президент РФ:
1) принимает политические, дипломатические и иные меры по устранению
исключительных обстоятельств или нейтрализации их последствий;
2) обеспечивает проведение срочных консультаций с палатами Федерального
Собрания РФ. С учетом результатов таких консультаций Президент
РФ принимает решения, касающиеся Договора о СНП и Договора СНВ-1,
с внесением в палаты при необходимости предложений, предусмотренных
Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Депутат ГД от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов при подготовке законопроекта
в составе рабочей группы внес поправку, предусматривающую, что
при осуществлении приоритетного финансирования СЯС главным из
них является ускоренное оснащение стратегических ядерных сил
Российской Федерации ракетными комплексами «Тополь-М».
Внесение поправки объяснялось тем обстоятельством, что названный
ракетный комплекс разработан и испытан уже после распада СССР
и только на предприятиях РФ, что позволяет проводить его дальнейшую
модернизацию, в том числе и создание ракетного комплекса с РГЧ.
Однако поправка А.Г. Арбатова не была принята и не вошла в текст
проекта закона.
В процессе работы над законопроектом в составе рабочей группы
депутаты ГД от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатов и В.П. Лукин внесли
поправку, предусматривающую осуществление реализации Договора
на основе эффективного использования мер контроля над сокращениями
СНП в условиях, оговоренных Договором СНВ. Последний договор
реализуется в настоящее время и позволяет иметь достоверную
информацию о ликвидации и утилизации СНВ.
Однако и эта поправка не была принята.
9 марта 2003 г. Президент РФ В.В. Путин представил в Государственную
Думу на ратификацию разработанный рабочей группой проект федерального
закона о ратификации Договора о СНП.
Несмотря на то, что поправки фракции «ЯБЛОКО» не были приняты,
фракция поддержала принятие закона о ратификации СНП.
Договор был ратифицирован 14 мая 2003 г.
Вместе с ратификацией Государственной Думой было принято еще
два постановления с соответствующими заявлениями, тесно связанными
с Договором о СНП и выходом США из Договора по ПРО 1972 г.
Первое из них можно условно назвать заявлением для «внешнего
потребления», а второе – для «внутреннего». Остановимся на каждом
из них подробнее.
Первое Заявление Государственной Думы называется «Об обеспечении
поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных
сил Российской Федерации». В нем отмечается, что Государственная
Дума, принимая Федеральный закон «О ратификации Договора между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении
стратегических наступательных потенциалов», считает, что СЯС
РФ являются и будут оставаться основным инструментом обеспечения
военной безопасности Российской Федерации.
Далее подчеркивается, что в связи с этим реализация Российской
Федерацией положений Договора о СНП, а также разработка и выполнение
возможных новых международных договоров РФ в области сокращения
и ограничения стратегических наступательных потенциалов и вооружений
СЯС РФ должны осуществляться таким образом, чтобы боевые возможности
и потенциал СЯС поддерживались на уровне, гарантирующем сдерживание
агрессии со стороны любого государства или группы государств
в любой военно-стратегической обстановке.
Кроме того, в заявлении говорится, что в условиях выхода США
из Договора по ПРО особое внимание необходимо уделить поддержанию
в установленной степени готовности и совершенствованию (российской)
системы ПРО и всех ее компонентов, особенно системы раннего
предупреждения о ракетном нападении и ее космической составляющей,
а также совершенствованию комплексов средств преодоления противоракетной
обороны.
Это положение можно назвать спорным, так как эффективность системы
ПРО Москвы (так называемый комплекс А-135) была невысокой даже
в годы ее ввода в строй (1970–1980 гг.), а в настоящее время
она еще существенно снизилась. Система не обеспечивает защиты
даже от третьих ракетно-ядерных держав, а тем более совершенно
неэффективна против США. Ее поддержание в ответ на выход США
из Договора по ПРО и развитие новой американской системы ПРО
– это бесперспективный и затратный путь укрепления безопасности.
В то же время правильно поддерживать в установленной степени
готовности и совершенствовать информационную составляющую системы
ПРО, то есть РЛС и спутники предупреждения, комплексы системы
управления, равно как и системы преодоления вероятной американской
ПРО.
Государственная Дума обратилась к Президенту РФ В.В. Путину
с просьбой поручить Правительству РФ:
1) осуществлять планирование сокращения охватываемых Договором
о СНП стратегических наступательных потенциалов и вооружений
стратегических ядерных сил Российской Федерации в таком порядке,
чтобы в максимальной степени использовать их стратегический
наступательный потенциал и возможности технического ресурса;
2) безотлагательно рассмотреть причины банкротства отдельных
предприятий оборонно-промышленного комплекса, занятых в разработке
и производстве вооружений для стратегических ядерных сил Российской
Федерации, оценить последствия банкротства для обеспечения поддержания
боевых возможностей и потенциала стратегических ядерных сил
на требуемом для гарантированного обеспечения безопасности уровне
и принять необходимые меры по восстановлению деятельности таких
предприятий;
3) в 2003 г. разработать и ввести в действие комплекс мер по
совершенствованию государственной поддержки предприятий оборонно-промышленного
комплекса и их объединений, контролю и оптимизации ценовой политики
в отношении энергоносителей, сырья, материалов и комплектующих
элементов, производимых предприятиями-монополистами, а также
мер по оптимизации тарифов железнодорожных перевозок и налогообложения
работ, услуг в сфере государственного оборонного заказа в целях
снижения расходов на его выполнение;
4) в месячный срок после уточнения основных параметров программы
развития, охватываемых Договором о СНП стратегических наступательных
потенциалов и вооружений СЯС РФ, разработать для внесения в
ГД проект федерального закона о внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон «О финансировании государственного оборонного
заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации»,
а после вступления в силу соответствующего федерального закона
обеспечить его безусловное исполнение;
5) в III квартале 2003 г. разработать для внесения в Государственную
Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений
в соответствующие федеральные законы в целях обеспечения усиления
контроля и повышения эффективности деятельности федеральных
органов исполнительной власти по предупреждению банкротства
предприятий оборонно-промышленного комплекса, а также восстановлению
деятельности предприятий, которые необходимы для обеспечения
вооружением стратегических ядерных сил РФ и на которых введено
внешнее управление;
6) в IV квартале 2003 г. завершить уточнение и согласование
с органами государственной власти субъектов РФ планов эффективного
использования высвобождаемых в связи с расформированием (передислокацией)
войсковых частей СЯС РФ фондов инфраструктуры их базирования,
а также планов обеспечения рабочими местами (программ занятости)
лиц, оставшихся для временного или постоянного проживания в
бывших военных городках.
Во втором Заявлении «О позиции Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации по вопросам сокращения стратегических
наступательных потенциалов и мерах по координации деятельности
органов государственной власти Российской Федерации в области
сокращения стратегических наступательных потенциалов» ГД отмечает,
что, несмотря на выход США из Договора по ПРО, заключение Договора
о СНП является крупным внешнеполитическим шагом на пути уменьшения
ядерной опасности и укрепления стратегической стабильности в
мире.
Заключение Договора о СНП, как отмечается, убедительно свидетельствует
о решимости России и далее последовательно выполнять обязательства,
закрепленные в статье VI ДНЯО, продолжать развивать отношения
между РФ и США на основе принципов взаимной безопасности, сотрудничества
и доверия.
Государственная Дума считает важным факт подтверждения Россией
и США приверженности своим обязательствам по Договору между
СССР и Соединенными Штатами о СНВ. Контрольные процедуры, предусмотренные
этим Договором, а также их уточнение должны обеспечить необходимую
взаимную информированность о стратегических наступательных потенциалах
Сторон при выполнении Договора о СНП. В связи с этим Дума полагает
объективно необходимым решение в максимально короткие сроки
всех спорных вопросов, связанных с выполнением Сторонами Договора
о СНВ.
Государственная Дума придает большое значение скорейшему началу
деятельности Двусторонней комиссии по выполнению Договора о
СНП и полагает, что первоочередными в ее работе могли бы стать
следующие задачи:
а) достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка
сокращения стратегических ядерных боезарядов до установленного
Договором о СНП суммарного количества, не превышающего 1 700–2
200 единиц;
б) достижение Сторонами согласия в том, что процесс сокращения
стратегических наступательных потенциалов должен быть последовательным,
равномерным и проходить в условиях сотрудничества, доверия и
необходимых для обеспечения взаимной безопасности Сторон открытости
и предсказуемости;
в) достижение Сторонами взаимопонимания относительно порядка
засчета стратегических ядерных боезарядов в их стратегические
ядерные потенциалы;
г) согласование на основе положений Договора о СНВ мер доверия,
степени открытости и предсказуемости при сокращении стратегических
наступательных потенциалов в соответствии с Договором о СНП,
в том числе достижение договоренности о регулярном обмене информацией
о проведенных и планируемых на определенный срок сокращениях
стратегических наступательных потенциалов.
Также Дума считает необходимым согласование в максимально короткие
сроки предусмотренных майскими договоренностями 2002 г. мер,
направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости
в области систем ПРО с учетом взаимосвязи возможностей стратегических
наступательных и оборонительных вооружений и нового характера
отношений между РФ и США в стратегической сфере, а также на
развитие российско-американского сотрудничества на основе принципов
взаимной безопасности и доверия в области систем противоракетной
обороны.
ГД призывает все государства, которые обладают ядерным оружием,
присоединиться к процессу нераспространения и сокращения таких
вооружений. На этом пути, по мнению депутатов Государственной
Думы, могли бы быть сделаны следующие первые шаги:
– введение запрета на размещение ядерного оружия и баз его развертывания
за пределами территорий государств, обладающих таким оружием;
– прекращение наращивания количества ядерных боезарядов;
– выработка многосторонних мер, направленных на укрепление доверия
и повышение степени открытости, а также согласование единой
стратегии нераспространения и сокращения ЯО;
– совершенствование международных правовых механизмов влияния
Организации Объединенных Наций и других международных организаций
на политику нераспространения ядерных вооружений.
Государственная Дума считает неоправданным и не отвечающим характеру
современных российско-американских отношений размещение ТЯО
США за пределами национальной территории. Кроме того, в условиях
активизации международного терроризма это создает на территории
Европы зону повышенного ядерного и экологического риска.
Для придания процессу сокращения стратегических наступательных
вооружений необратимого характера ГД РФ призывает Соединенные
Штаты и другие государства ратифицировать Договор о всеобъемлющем
запрещении ядерных испытаний.
Государственная Дума обращает внимание мировой общественности
на то, что разработка и развертывание Соединенными Штатами Америки
полномасштабной НПРО и возможное использование для ее целей
новых систем, в том числе основанных на новых физических принципах,
могут разрушить сохраняющуюся в течение многих десятилетий систему
стратегической стабильности в области ядерных вооружений.
В соответствии с вышесказанным Государственная Дума обратилась
к Президенту Российской Федерации В.В. Путину со следующими
предложениями:
– определить основные проблемы реализации Договора о СНВ, которые
необходимо решать в рамках Совместной комиссии по соблюдению
и инспекциям и Двусторонней комиссии по выполнению Договора
о СНП, в том числе установить промежуточные этапы и уровни сокращения
стратегических наступательных потенциалов, а также перечень
требующих отмены или уточнения положений Договора о СНВ, которые
могут препятствовать оптимальному развитию СЯС РФ в условиях
реализации Договора о СНП;
– согласовать с Соединенными Штатами Америки необходимую для
обеспечения предсказуемости действий Сторон в условиях реализации
Договора о СНП степень взаимной открытости планов формирования
группировок СЯС РФ и стратегических наступательных вооружений
США;
– включать представителей палат Федерального Собрания Российской
Федерации в состав Межведомственной комиссии Совета Безопасности
Российской Федерации по оборонной безопасности;
– поручить Правительству РФ создать с участием представителей
соответствующих комитетов палат Федерального Собрания РФ специальную
межведомственную комиссию по вопросам выполнения Договора о
СНП, изучения влияния реализации США планов по развертыванию
НПРО на боевые возможности СЯС РФ, выработки при необходимости
рекомендаций по выполнению Россией Договора о СНП и подготовки
предложений по заключению новых международных договоров РФ в
области ЯО;
– включать представителей ГД в качестве наблюдателей в состав
делегаций Российской Федерации на консультациях и переговорах
по вопросам выполнения Договора о СНП, подготовки и заключения
новых международных договоров Российской Федерации в области
ядерных вооружений.
Выступая на закрытом заседании ГД по этому вопросу от лица «ЯБЛОКА»,
А.Г. Арбатов говорил о недостатках и достоинствах Договора о
СНП. К числу серьезных недостатков депутат отнес, в частности,
следующие: неясен предмет Договора: название документа «О сокращении
стратегических наступательных потенциалов», а потолки установлены
по ядерным боезарядам; нет этапов и графика сокращений; нет
правил засчета боезарядов по разным видам сокращаемых носителей;
нет процедур ликвидации и демонтажа вооружений и нет системы
контроля и проверки выполнения Договора. Таким образом, нет
всего того, что отличает Договор от «соглашения о намерениях
сторон».
К достоинствам Договора, отмечал А.Г. Арбатов, относится то,
что он дает шанс в последующем решить эти вопросы на соответствующем
переговорном форуме. В этом плане в составе рабочей группы по
Договору представители «ЯБЛОКА» внесли многие из положений,
включенных в оба заявления Думы. Кроме того, без Договора США
могут и далее сохранять свои силы на нынешнем уровне 6 – 7 тысяч
боезарядов, а по Договору так или иначе берут обязательство
сократить их до 2 200 единиц. Россию Договор никак не связывает
и не ограничивает, поскольку по решениям руководства страны
2000–2001 гг. ее СЯС в любом случае при установленном финансировании
снизятся с 5 тысяч до 1 000–1 500 единиц или даже меньше. Поэтому,
исходя из принципа: «лучше, чем ничего», фракция «ЯБЛОКО» поддержала
ратификацию Договора о СНП и оба заявления Государственной Думы. |