В соответствии с частью второй статьи 56 Конституции Российской
Федерации (РФ) чрезвычайное положение на территории России
и в отдельных ее местностях может вводиться при наличии обстоятельств
и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Действовавший до принятия настоящего Федерального конституционного
закона Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» во многом не
соответствует Конституции РФ и при практическом применении
показал свою недостаточную эффективность (на примере чрезвычайного
положения на части территории Республики Северная Осетия –
Алания и Ингушской Республики).
Закон дает определение понятия «чрезвычайное положение»
и цели введения чрезвычайного положения; условия, основания
и порядок введения чрезвычайного положения, меры и временные
ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения;
силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного
положения; органы особого управления, создаваемые на период
чрезвычайного положения; гарантии прав граждан и должностных
лиц в условиях чрезвычайного положения.
Однако некоторые положения принятого закона противоречат
Конституции РФ. В частности, к ним можно отнести следующее
положение «приостановление деятельности политических партий
и иных общественных объединений, которые препятствуют нормализации
обстановки».
Что необходимо понимать под определением «препятствуют нормализации
обстановки»? В соответствии с данной формулировкой можно приостановить
деятельность любой партии и общественного объединения, которые
будут выступать против конкретных методов нормализации обстановки.
Поэтому депутатом от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатовым перед
вторым чтением законопроекта была внесена поправка, уточняющая
это положение следующим образом: «приостановление или запрещение
деятельности политических партий и иных общественных объединений,
которые участвуют:
– в попытках захвата или присвоения власти, насильственного
изменения государственного строя;
– в террористических актах, блокаде отдельных местностей;
– в массовых беспорядках».
Такая формулировка давала бы более четкое юридическое определение
ситуации, когда можно приостанавливать или запрещать деятельность
политических партий в условиях чрезвычайного положения. Однако
такая поправка принята не была. |