Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимают
участие корреспонденты Радио Свобода Любовь Чижова и Мумин
Шакиров.
Кирилл Кобрин: Реформы российского
образования, проводимые Министерством науки и образования,
могут привести к пагубным последствиям для России. Такой
вывод делают эксперты Всероссийского Фонда образования.
Любовь Чижова: Российская
система образования под угрозой полного развала - таково
мнение президента Всероссийского Фонда образования, доктора
педагогических наук Сергея Комкова. Он считает, что все
началось с административной реформы, провозглашенной президентом
Путиным.
Сергей Комков: В рамках
административной реформы была проведена фактически реорганизация
системы управления образованием в России: образование
было объединено с наукой. Такое объединение в сегодняшней
ситуации в России невозможно, образование и наука имеют
принципиально разные функции. Сегодня фактически в рамках
одного министерства объединили двух нищих - и образование
сегодня нищее, и наука нищая. Поэтому, собственно говоря,
под покровом Министерства образования и науки идет перетягивание
одеяла, там решают вопрос - какому департаменту дать больше,
какому - меньше. Естественно, у руководителей, которые
занимаются наукой, сил чуть побольше, поскольку они поднаторели
в этих вопросах, а образованию сегодня достаются крохи.
Многие проекты и многие программы, государственные, образовательные,
просто пошли на закрытие. Программа борьбы с беспризорностью
на следующий год сокращена, и расходы на нее сокращены
на 1,7 миллиона рублей. Точно так же произошло с программой
"Одаренные дети".
Любовь Чижова: В этом году
Государственная Дума приняла ряд поправок в Закон об образовании,
которые были подготовлены чиновниками Министерства науки
и образования. О том, как они отразятся на будущем российских
учебных заведений, говорит Сергей Комков.
Сергей Комков: Итак, что
же мы получили. Из Закона об образовании полностью исключено
положение о приоритетности сферы образования в государстве,
полностью исключено положение о государственных гарантиях
развития образования. Полностью исключены финансовые обязательства
перед системой образования, и в первую очередь - обязательство
расходовать на образование не менее 10 процентов от национального
дохода. Дальше, полностью отменены федеральные нормативы
в области оплаты труда работников образования. Все виды
льгот и социальной помощи работникам сферы образования
отменены, теперь нет никаких надбавок - ни с учетом коэффициентов
региональных, ни с учетом коэффициентов того, что это
на селе школа и так далее. Отменены все виды социальной
помощи учащимся, включая детское школьное питание.
Отменено ограничение платности образования.
Если вы помните, было ограничение: не свыше 50 процентов
в высшие учебные заведения должны приниматься на платной
основе, то есть 50 процентов обязательно должно быть бюджетников,
а 50 процентов могли приниматься на платной основе. И
это ограничение отменено, отныне все вузы, особенно это
касается вузов, готовящих к юридическим профессиям, экономическим
и управлению государственному, - там практически все места
будут только платные. Это приведет к тому, что через 10-15
лет руководителями всех ведущих сфер государственного
устройства будут дети олигархов, поскольку денег для обучения
этим специальностям у простого рядового гражданина просто
нет.
Любовь Чижова: Представители
российского образования готовы объединиться с ведущими
учеными страны, которые также недовольны реформами правительства.
Не так давно ряд российских деятелей науки потребовали
отставки министра науки и образования Андрея Фурсенко.
По мнению Сергея Комкова, ни одна из реформ образования,
проводимая в России в последние годы, не доказала свою
эффективность. К примеру, единый госэкзамен, введенный
при экс-министре образования Сергее Филиппове - на его
внедрение потратили 900 миллионов рублей. Коррупцию в
высших учебных заведениях не искоренили, она просто приняла
более изощренные формы: 20 процентов выпускников экзамен
вообще не сдали, но аттестаты все равно получили.
Кирилл Кобрин: Тему ухода
государства из сферы образования продолжил председатель
специальной комиссии Московской городской Думы Евгений
Бунимович. По его мнению, столичным властям удастся сохранить
льготы и дотации, предназначенные для школ и дошкольных
учреждений.
Сейчас прямом эфире мой коллега Мумин
Шакиров.
Мумин Шакиров: Школьный
учитель и депутат Мосгордумы Евгений
Бунимович также подверг критике федеральный Закон
об образовании, после того как в него были внесены более
100 поправок. Основная ответственность, считает он, ложится
на такие федеральные ведомства, как Министерство экономики
и Министерство финансов, урезавшие почти все социальные
программы среднего и специального образования. На этом
фоне только Москва может выжить в этой ситуации - считает
школьный учитель Бунимович.
Евгений Бунимович: Все то,
что снято в федеральном законе, мы в Москве все это оставляем.
И все свои дополнительные надбавки - московские учительские,
дополнительные нормативы для гимназий, для лицеев, для
инновационных школ, для школ здоровья, для кадетских корпусов,
все то, что написано в законе, - все это остается. Более
того, мы в октябре вдвое повысили московские надбавки.
Я еще раз повторяю: когда есть государственная политика
в этой области такая, когда мы движемся в одну сторону,
- это одно; а когда мы движемся в другую сторону по отношению
к государственной политике, я - человек, который не первый
день находится в Думе, - думаю, что проблем станет больше
в этой сфере.
Москва, как известно, пока еще регион
донор, но таких регионов раз, два и обчелся. Остальные
все получают субвенции, в том числе, на образовательную
сферу из государственного бюджета. На основании какого
закона они это теперь будут получать?
Мумин Шакиров: Евгений Бунимович
призывает родителей выступить в защиту своих детей. Большой
бизнес также не должен стоять в стороне, считает известный
депутат Мосгордумы.
Евгений Бунимович: Структур
родительских, которые во многих странах очень влияют,
потому что в сфере образования, слава богу, задействовано
все общество, у нас, к сожалению, нет. У нас есть организация,
которая называется "Родительская забота", но это маленькие,
штучные организации, которые никак не выражают общую тенденцию.
То есть я думаю, что если эта ситуация встревожит общество,
то выход из нее именно такой - влияние родительской общественности.
Кстати говоря, я надеюсь, что когда-нибудь встревожится,
наконец, наше финансово-промышленное сообщество, потому
что сегодня они даже свой заказ никак не формулируют (не
то что денег не дают) - какого типа работник им нужен,
какие тенденции надо развивать для того, чтобы это было
востребовано. Причем мы говорим не только о высшей школе,
а и о средней школе.
Мумин Шакиров: Одно из самых
болезненных решений, принятых федеральными чиновниками,
– это прекращение финансирования негосударственных школ.
Евгений Бунимович: Перспектива
не очень ясна, но поскольку там очень талантливые, очень
сильные люди, особенно директора, они умудрились выживать
во всех безумствах, которые у нас происходили, начиная
с 90-х, я надеюсь на них, что они как-то и этому смогут
сопротивляться. Просто они на порядок умнее, чем те, кто
придумывает, - значит, они найдут какие-то "дыры" и в
этих законах, чтобы как-то выжить.
Мумин Шакиров: По прогнозам
Евгения Бунимовича после вступления в силу обновленного
Федерального Закона об образовании в России прекратят
свое существование от 10 до 20 процентов средне-образовательных
учреждений.