[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Михаил Задорнов
Экономический рост сохранится
Журнал «Экономика России: ХХI век»,   № 15, 2004 год

К 2004 г. российская экономика достигла определенного этапа развития, который во многом предопределит дальнейшие действия Правительства России

Для большинства экономистов стало приятной неожиданностью завершение 2003 г. на фоне 7,3% роста ВВП. Поэтому хочу отметить ряд факторов, которые задают положительную экономическую динамику и влияние которых, с моей точки зрения, сохранится, по крайней мере, на ближайший год. Эти факторы сохранят свое влияние на экономику, независимо от того, какие шаги предпримет новое Правительство РФ.

Экспорт как экономический двигатель

По итогам прошлого года экспорт только товаров составил 135 млрд. долл. Согласно предварительной оценке Центрального Банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ, двигателем экспортных операций является не только нефть, как принято считать. Доходы российского бюджета от экспорта газа не меньше, чем от нефти, а за последнее время наблюдается серьезный прирост доходов от экспорта черных и цветных металлов, включая драгоценные. Необходимо также отметить, что по итогам 2003 г. физические объемы экспорта были практически такими же, как и прирост экспорта за счет цен. Предварительные данные за январь-февраль 2004 г. показывают, что эта тенденция сохраняется, и, в отличие от большинства аналитиков, я считаю, что к концу года не произойдет сокращения экспорта, как по стоимостным, так и по физическим объемам. Нравится это кому-то или нет, но экспорт останется двигателем российской экономики еще, по крайней мере, в течение года, а может быть, и в более отдаленной перспективе.

Дешевые деньги

Вторым фактором, который сказался на экономическом росте в 2003 г., является эффект "дешевых денег". Достаточно большое денежное предложение создает приток валюты в страну, но этот поток связан не только с экспортом, к чему все уже привыкли, а, как минимум, еще с двумя более серьезными факторами.

Впервые в 2003 г. Россия достигла баланса по счетам капитальных операций, вследствие чего и наблюдается серьезный приток валюты в страну. Частично это заимствования, которые финансовый сектор привлек в российскую экономику благодаря низким процентным ставкам на мировых рынках. Согласно планам крупных российских корпораций на первое полугодие 2004 г., данная финансовая линия будет продолжена, т. е. в ближайшие месяцы не прекратится приток капиталов в страну в разных формах.

К сожалению, речь идет не только о заимствованиях и инвестициях, но и о спекулятивном капитале. Согласно самым приблизительным оценкам, объем спекулятивного капитала с конца ноября 2003 г. по январь 2004 г. составил около 7 млрд. долл. Этот капитал привлекли в страну инвестиционные банки, рассчитывая на реальное и номинальное укрепление рубля, и по итогам первого полугодия они получат неплохой долларовый доход, если сохранят эти деньги в России.

Кроме того, население перекладывает сбережения из наличных долларов в рубли, тем самым создавая дополнительное денежное предложение. Думаю, что в покупках Центробанком наличной валюты значительную часть составляют деньги населения, сдающего свои доллары государству. Таким образом, приток валюты в страну, традиционно связываемый с экспортом, на самом деле обусловлен еще целым рядом денежных потоков, которые будут двигаться в Россию до тех пор, пока существует экономический рост и реальное укрепление рубля.

Доходы и потребление

Третий фактор экономического роста - увеличение реальных доходов и потребления граждан. За последние четыре года реальные доходы и розничный товарооборот росли примерно

на 8-10% в год. Однако, думаю, что по итогам 2003 г. Госкомстат дал несколько завышенные цифры относительно роста реальных доходов, поскольку существует двойной счет по продаже и приобретению валюты. Тем не менее, порядка 80% от значений, указанных Госкомстатом, составляет фактический рост доходов, который сохранится и в 2003 г. в силу увеличения заработной платы бюджетникам и ожидаемого в 2004 г. увеличения зарплаты в частном секторе.

Необходимо отметить еще два фактора, которые также будут влиять на увеличение потребления. Во-первых, люди не знают, что им сегодня делать с долларами. Потребительский бум на рынке недвижимости и на рынке товаров длительного спроса (например, бытовой техники и электроники) в значительной степени связан с тем, что люди не только переводят сбережения в рубли, но гораздо больше тратят, поскольку справедливо считают, что это один из способов правильно использовать свои деньги. В условиях инфляции такое поведение выглядит вполне рационально.

Во-вторых, увеличению расходов помогает заметный рост потребительского кредитования. Еще два года назад подобная форма оплаты была для России абсолютно уникальной: кредиты, выданные населению, составляли всего 2 млрд. долл. По состоянию на конец 2003 г. сумма кредитов уже равнялась 11 млрд. долл., или примерно 320-330 млрд. руб. Причем, речь идет именно о потребительских кредитах, которые выдаются, в основном, на неотложные нужды - приобретение бытовой техники и потребительских товаров. Это является очень серьезным фактором, который значительно продвигает реальные доходы населения.

Считаю, что все перечисленные факторы (благоприятная ситуация на мировом рынке для российских заемщиков, рост экспорта и рост реальных доходов населения) будут сами по себе двигать экономику вперед, даже при пассивности нового Правительства, и для России вполне реально добиться 6-7% экономического роста к концу 2004 г.

Необходимые шаги

На сегодняшний день подготовлен ряд проектов, над которыми новое Правительство обязательно начнет работу уже весной, каким бы оно ни было. Хочу выделить наиболее принципиальные документы, которые находятся в высокой степени готовности. Надеюсь, Правительство внесет в парламент предложение (которое будет поддержано) об отмене так называемых нефинансируемых мандатов. Речь идет примерно о 100-150 законах, которые формально действуют, но никогда не финансировались. Это касается, например, Закона "Об основах государственной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", известного как Закон "О Северах", или Закона о статусе военнослужащих. Так, при увольнении военнослужащим обязаны предоставить квартиру в течение 6 месяцев в том городе, из которого они были призваны. Или, скажем, каждому живущему на Крайнем Севере положен раз в год бесплатный проезд в отпуск на материк и бесплатный провоз одного иждивенца. Эта норма действует с 1994 г., но за все время она была профинансирована не более, чем на 5%. Можно еще привести многочисленные примеры, но могу лишь отметить, что без реального финансирования любое закрепление за уровнями государственной власти полномочий и прав потеряет всякий смысл.

Пакет этих и подобных мер Правительством уже в значительной степени проработан. И хотя эти меры достаточно острые и с социальной, и с политической точки зрения, думаю, новое Правительство доведет начатую работу до конца, что окажет серьезное влияние не только на финансовую, но и на политическую ситуацию в стране.

Второй шаг нужно будет предпринять параллельно с отменой мандатов: закрепить расходные полномочия и доходы между различными уровнями бюджета. На сегодняшний день остается 16 налогов, из которых 10 федеральных, 4 муниципальных и только 2 региональных. До начала лета Госдума примет поправки к Закону о льготах, который закрепит эти налоги в среднесрочной перспективе за каждым из уровней бюджета. Если не вдаваться в детали, то главной целью является расписать ответственность и обязательства за каждым из бюджетных уровней, учитывая уже существующие законы. Таким образом, и регионы, и муниципалитеты получат свои собственные источники финансирования. Этот шаг серьезно изменит отношение внутри вертикали власти и даст регионам и муниципалитетам определенную возможность планировать свою политику в среднесрочной перспективе.

Третьим шагом является завершение налоговой реформы. К 2005 г. произойдет существенное снижение единого социального налога (ЕСН). Будет также введена единая ставка налога на добавленную стоимость (НДС) с изменениями по его администрированию, т. е. будут введены спецсчета НДС. Указанные шаги окажут очень серьезное влияние на поведение всех экономических субъектов.

Четвертый шаг во многом является принципиальным. Предвыборная дискуссия по поводу природной ренты окончится увеличением налогового бремени не только на нефтяную отрасль, но и на целый ряд сырьевых отраслей, в том числе и на металлургию. Очевидно, что среди многих позиций возобладает та позиция, которой придерживается на сегодня Минфин РФ. Увеличение примерно с 1,5 до 2,5 млрд. долл. налогового бремени при сегодняшнем уровне цен на нефть будет достигнуто корректировкой шкалы экспортного курса и корректировкой действующей схемы налога на добычу природных ресурсов (НДПИ). То есть не будет дифференциации НДПИ, а будет корректировка шкалы и корректировка базовой ставки, за счет чего и будет получен определенный дополнительный доход.

Изменения в банковском секторе связаны с уже принятыми решениями. Согласно принятым законам, Центральный Банк обязан в течение следующих 18 месяцев проверить все российские банки на предмет вступления в систему страхования. Это приведет к тому, что не менее 300 банков либо станут небанковскими кредитными организации де-факто, либо им не будет разрешено работать с населением, что практически сужает круг их возможностей. Этот шаг приведет к определенной капитализации и концентрации банковского капитала. Одновременно вступит в силу новый Закон о валютном регулировании, который усилит для российских банков внешнюю конкуренцию. Тем самым банки попадают в достаточно жесткие конкурентные условия и будут вынуждены работать еще более активно.

Перечисленные шаги в любом случае будут сделаны Правительством. Что касается административной реформы, реструктуризации естественных монополий, реформы медицинского и социального страхования, пока что, на мой взгляд, проработка этих вопросов находится на очень ранней стадии. И всерьез рассчитывать на то, что эти меры будут задействованы в ближайшем будущем, не приходится. Наиболее проработанным на сегодняшний день является пакет законов по ипотеке. Пакет законов поможет запустить ипотечную схему и сделать ее работоспособной уже с 2005 г.

Журнал «Экономика России: ХХI век», № 15, 2004 год

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Михаил Задорнов

Михаил Задорнов 900, но легально "Московские новости",   № 18, 2004 год

Михаил Задорнов: Доллар и евро должны потесниться ради рубля Владимир Гурвич «Российская газета»,   18 мая 2004 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]