Попытка
Госдумы запретить проведение митингов и демонстраций вблизи
учреждений власти -- далеко не единственная попытка пересмотреть
взгляды на конституционные права россиян. О том, в каких
сферах еще существует опасность идеологического отката,
а также как в целом в России обстоит дело с соблюдением
прав человека, корреспонденту газеты «Время новостей» Кириллу
ВАСИЛЕНКО рассказывает новый федеральный омбудсмен Владимир
ЛУКИН.
-- Владимир Петрович, какова ваша реакция на принятый Госдумой на прошлой
неделе законопроект?
-- Помимо того что этот документ нарушает конституционное
право на свободу демонстраций, он еще и весьма опасен
для государства и общества. Когда людям резко ограничивают
возможность легального выражения мнения, некоторые радикально
настроенные граждане начинают искать менее легальные пути
-- вплоть до организации терактов. Кто не хочет, чтобы
в России были беспорядки и крупные неприятности, тот должен
защищать гарантированные Конституцией демократические
устои. В случае если Дума не примет необходимых поправок
ко второму чтению документа, я буду обращаться к Совету
Федерации и президенту с просьбой очень внимательно отнестись
к принятию данного законопроекта.
-- С какими еще фактами нарушений конституционных
прав россиян вам уже пришлось столкнуться на новом посту?
-- Одно время была развернута кампания против суда присяжных.
Присяжных обвиняли в слишком частых оправдательных приговорах,
в нарушении принципа секретности следствия. На самом же
деле я считаю, что негативная реакция была вызвана другими
причинами. Суды присяжных зачастую корректировали очень
некомпетентную работу следственных органов, прокуратуры,
что вызывало у последней очень большое раздражение. И
особенно у тех, кто привык устраивать из независимого
суда кормушку. Мы выступили в защиту, основываясь на том,
что нельзя отменять конституционное право на суд присяжных.
-- Еще одна болевая точка -- ситуация с расследованием
вокруг ЮКОСа. Насколько оправданным вы считаете длительное
заключение людей без вынесения приговора?
-- Не люблю говорить о текущих судебных делах. Поскольку
до решения суда уполномоченный по правам человека не имеет
право влиять на суд, если нет явных процедурных нарушений.
Но, конечно, я являюсь противником сверхдлительного заключения,
которое само по себе является серьезным наказанием. У
нас в стране есть примеры, когда люди лишаются свободы
и сидят в СИЗО порой до четырех-пяти лет только по подозрению
в преступлении. При этом еще неизвестно, действительно
они заслужили наказание или нет. Естественно, чем быстрее
закончится следствие и состоится суд, тем гуманнее сама
процедура.
-- Но с вашей стороны не было призывов сократить срок
предварительного заключения подозреваемым по делу ЮКОСа?
-- Я не имею права вмешиваться в процесс суда и следствия.
-- Вы не давно сказали, что в целом нарушений прав
человека в Чечне стало меньше, но «они стали более точечными».
Что именно вы имели в виду?
-- Раньше больше всего жалоб было на зачистки. А сейчас
-- на похищение людей. С такими жалобами надо работать.
Я, кстати, говорил также и о том, что надо поскорее ввести
в Чечне своего регионального уполномоченного по защите
прав человека. Для этого необходимо как можно скорее создать
в республике парламент, потому что именно он утверждает
омбудсмена. Очень важно, чтобы при этом уполномоченный
был не просто винтиком в аппарате, а человеком, который
бы имел большой авторитет у населения, внушал доверие
и мог реально помогать.
-- Возвращаясь к зачисткам, вы хотите сказать, что
жалоб на российских военных стало меньше?
-- Было бы несправедливо говорить, что единственным источником
нарушения прав человека в Чечне являются российские военные,
там есть разные проблемы. Когда исчезает человек, одни
жалуются на российских военных, вторые -- на боевиков,
третьи -- на нынешнюю администрацию. Во всем надо разбираться.
Конечно, этим занимается прокуратура, но для объективного
разбора нужен и авторитетный омбудсмен.
-- Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила
Алексеева рассказывала, что ей удалось уговорить вашего
предшественника Олега Миронова на неофициальную поездку
в Чечню, чтобы познакомиться с ситуацией изнутри. Решитесь
ли вы повторить такую же акцию?
-- Даже не будучи уполномоченным, я был в Чечне и в первую
войну, и во вторую, и в дальнейшем планирую посетить республику.
Но не спешу с таким визитом, поскольку хочу вначале глубже
изучить ситуацию, которая сложилась там. Сейчас существует
соглашение между Советом Европы и МИДом о помощи российским
организациям, занимающимся защитой прав человека в Чечне.
Меня попросили стать координатором этой программы. И,
вероятно, ближайший мой визит в Чечню как раз состоится
вместе с европейским комиссаром по правам человека г-ном
Альваро Хиль-Роблесом.
-- В последние годы терроризм стал для России страшной
действительностью. На ваш взгляд, должны ли власти платить
компенсацию за моральный ущерб гражданам, пострадавшим
от терактов?
-- Это непростое дело. Мое личное мнение, что следует
вначале выяснить степень вины той или иной государственной
организации. Было бы совершенно естественным требовать
в суде компенсацию за ущерб от ошибочных действий властей,
повлекших жертвы, или, наоборот, от бездействия, недостаточно
профессионального участия. В этом случае компенсация гражданам
должна быть, а конкретные государственные органы должны
отвечать. Но для этого суд должен установить, что дело
обернулось хуже, чем было бы в ином случае. В принципе
лучшими кандидатами на пост виновных и тех, кто оплачивает
нанесенный людям ущерб, должны быть организаторы самого
теракта. Но это не всегда удается.
-- Могли бы вы рассказать, какими еще делами вам пришлось
заниматься в первый месяц работы уполномоченным?
-- Мы изучали подоплеку нашумевшей голодовки заключенных
в Ленинградской области, провели независимое расследование,
встретились с руководством ГУИН и договорились об устранении
ряда несправедливостей. Аппарат уполномоченного сделал
заявление по поводу убийства таджикской девочки в Петербурге,
потребовав от прокуратуры проведения ясного и четкого
расследования. В целом же за первый месяц работы пришлось
изучить более трех тысяч жалоб.
-- И по поводу каких нарушений к вам обращаются чаще
всего?
-- Наибольшее количество жалоб приходит по бытовым и
социальным вопросам: невыплата пенсий или зарплат, произвол
чиновников. Очевидно, что основным правом человека является
право на жизнь, как это записано в Конституции. Это право
соблюдается, когда жизнеобеспечение человека соответствует
минимальному прожиточному минимуму. Иначе право на жизнь
под угрозой. Поэтому потребность в защите прав человека
в этом вопросе более чем актуальна. Но вместе с тем есть
другие объективные вопросы, которые наших граждан волнуют
в меньшей степени, но мы обязаны не менее внимательно
этим заниматься.
-- Вы уже почти два месяца на посту уполномоченного
по правам человека. Если вспомнить ваше назначение, насколько
неожиданным стало для вас предложение президента?
-- Сказать, что абсолютно неожиданным, я не могу. Предварительные
неформальные разговоры начались раньше. Но избранный президентом
метод -- позвонить лично и предложить встретиться и переговорить
по этому поводу -- был для меня, конечно, неожиданным.
-- Почему же вы тогда не согласились сразу, а взяли
неделю на раздумья?
-- Не неделю, а пару дней. Я сказал президенту, что должен
проинформировать своих коллег по «Яблоку», а также выяснить,
нет ли возражений против моей кандидатуры у уважаемых
в правозащитном движении людей. Я консультировался с Арсением
Рогинским, Сергеем Ковалевым, Людмилой Алексеевой и, получив
их одобрение, согласился на работу омбудсмена.
-- Собираетесь ли вы и в качестве омбудсмена продолжить
работу вместе с «Яблоком»?
-- Такое сотрудничество уже ведется, ведь «Яблоко» --
во многом правозащитная организация. В частности, мои
былые коллеги по партии (на период работы омбудсменом
мне пришлось в соответствии с законом выйти из «Яблока»)
собираются создавать правозащитные консультации на общественных
началах в целом ряде регионов. И мы договорились совместными
усилиями развивать этот проект. Кто-нибудь из «Яблока»,
вероятно, придет на работу в аппарат уполномоченного.
Естественно, из людей, умеющих и желающих заниматься правозащитной
деятельностью.
-- Вы считаете, что аппарат вашего предшественника
работал неудачно?
-- Когда я пришел в аппарат уполномоченного и стал выяснять,
как организована работа, что-то показалось мне более удачным,
что-то менее. Отсюда последовали и преобразования. Естественно,
этим надо заниматься в начале, а не в конце дороги.
-- Можно ли конкретнее сказать, что именно вас устраивало,
а что нет?
-- В аппарате моего уважаемого предшественника неплохо
поставлена служба реагирования на жалобы, которые мы получаем.
Но есть и другая сторона в нашей работе, связанная скорее
с морально-философскими понятиями: проявление инициативы
в делах, прямо не связанных с буквой закона, сострадание,
сочувствие. И эти моменты в меньшей степени, на мой взгляд,
проработаны.
-- Одно из ваших первых предложений -- создать сеть
региональных омбудсменов. Вы считаете, это серьезно улучшит
ситуацию с правами человека?
-- Сейчас в законе написано, что в регионах могут избираться
уполномоченные, а могут и не избираться. Мне кажется,
что это не совсем правильно, потому что в России должно
существовать единое правовое пространство. И защищенность
должна быть единая во всех регионах. Кроме того, наличие
омбудсмена в каждом регионе позволило бы лучше скоординировать
работу. Мне трудно оценивать ситуацию в 89 регионах, сидя
в Москве и имея ограниченные информационные возможности.
-- Еще вы предлагали ввести в средней школе обязательные
уроки правоведения.
-- Зачастую права человека нарушаются, потому что о своих
правах люди мало осведомлены. И, на мой взгляд, изучать
права и обязанности гражданина надо с детства. Поэтому
мы и предлагаем включить в обязательную школьную программу
изучение конституционных прав и свобод, либо в рамках
обществоведения, либо отдельным предметом. Сейчас наша
группа работает над содержанием этого проекта.
-- Все эти поправки к закону об уполномоченном по
правам человека уже внесены в парламент?
-- Будучи реалистом, я не буду вносить в Госдуму, особенно
нынешнего состава, законы, которые как следует не обсуждены
с теми центрами, от которых зависит их принятие. Сначала
проведем консультации в тех самых центрах. Сколько времени
на это уйдет, трудно сказать.