За короткий исторический срок Владимир Петрович Лукин проделал путь от потенциального кандидата в президенты до омбудсмена - Уполномоченного по правам человека в РФ. В декабре он мог стать фигурой, которая теоретически объединила бы все демократические силы на президентских выборах, но то ли сам отказался, то ли не договорились с Григорием Явлинским. Возможно, в сложившихся обстоятельствах это могла бы быть самая достойная кандидатура - Лукин всегда служил как минимум живым переговорным мостиком между "Яблоком" и СПС. А закончилось все тем, что "Яблоко" осиротело (принимая пост уполномоченного, один из лидеров этой демпартии, чья фамилия встроена в ее название, обязан отказаться от партийной принадлежности), сам же Владимир Петрович, как утверждают многие, получил из рук власти формально-синекурную должность.
Последнее утверждение - и правда и неправда одновременно. В конце концов давно пора констатировать, что партия "Яблоко" в последние годы своего существования перестала быть оппозиционной и, вполне успешно встроившись в политический режим "первого срока", деликатно занимала леволиберальную нишу. Другой вопрос, что, согласившись на назначение, Лукин вроде как перестает быть публичным политиком. Но так ведь и время публичной политики в традиционном понимании этого термина прошло, и согласие Владимира Петровича занять высокий пост всего лишь констатация неуспеха объединительных порывов демократов и фактического конца "Яблока". Эту партию называли "вождистской", но таковой она стала только сейчас, после ухода одного из ее отцов-основателей. Что же до смысла и статуса должности омбудсмена, то если к ней относиться всерьез, как минимум в границах действующего законодательства, то это отнюдь не синекура, а само избрание - не банальное трудоустройство заслуженного политика из прошлого века, "откат" герою ельцинской исторической эпохи. Потому что работа уполномоченного, опять-таки если всерьез ее исполнять, - каторжная.
Владимир Лукин, будучи омбудсменом, может и остаться в политике, и стать одной из самых важных национальных фигур. Его политическое амплуа - нечто среднее между первым уполномоченным Сергеем Ковалевым и вторым - Олегом Мироновым: Лукин и достаточно ярок как умеренный демократический политик, и до определенной степени лоялен по отношению к действующей власти. Он удобен для сегодняшнего Кремля в том смысле, что "отмазывает" власть от подозрений в чрезмерном авторитаризме. Однако это не означает, что пост омбудсмена не позволит ему реально работать и реально защищать права человека: все зависит от добросовестности и политической воли нового уполномоченного.
Нельзя сказать, что законные полномочия и возможности российского омбудсмена необычайно широки. Максимум, что согласно закону может делать уполномоченный, - это давать рекомендации соответствующим органам относительно восстановления нарушенных прав и ущемленных свобод, инициировать проверки, предлагать субъектам законодательной инициативы совершенствовать нормативные акты с точки зрения прав человека, многократно "звонить в колокол", "сигнализировать", надоедать власти. Но и этого может хватить для того, чтобы помочь людям, предотвратить ухудшение законов (хотя бы в той же сфере миграции и регистрации приезжих), наладить диалог гражданского общества и государства. В противном случае аппарат омбудсмена превратится в отдел писем действующей власти, отфутболивающий жалобы граждан "по принадлежности", то есть, как правило, высшим инстанциям тех же самых органов, что нарушили права.
Работа предшественника Лукина была малозаметной. Скорее всего, он делал все, что мог, рутинная работа выполнялась, правозащитники на самом деле были в большинстве своем довольны Олегом Мироновым. Но проблема в том, что личность Уполномоченного по правам человека, если он претендует на сколько-нибудь заметное влияние на власть и эффективный результат, должна быть харизматичной и капитализированной. Именно потому, что деятельность уполномоченного не была публично заметной, назначение Лукина и сочли фактическим уходом на почтенную пенсию. А что, как он начнет работать невзирая на лица? И даже на одно, самое главное, лицо...
Конечно, не исключен вариант, что новый омбудсмен окажется избыточно лоялен. Но это уже будет личный выбор опытного политика, который когда-то не испугался выступить против ввода советских войск в Чехословакию, за что и был лишен удовольствия продолжать карьеру в пражском журнале "Проблемы мира и социализма", любимом месте службы элитной советской интеллигенции. Возможно, если он не испугался тогда, не испугается и сейчас.