Вчера Госдума после нескольких часов дискуссии приняла предложение президента Путина и избрала уполномоченным по правам человека в России Владимира Лукина. Демократические процедуры обсуждения были соблюдены.
Обсуждение кандидатуры на пост омбудсмена было обстоятельным. Тем не менее, как посчитала член фракции КПРФ Светлана Савицкая, "избрание уполномоченного по правам человека проходило с нарушением прав депутатов". Ее мнение поддержали члены фракции "Родина" - им не понравилась спешка в вынесении вопроса на голосование (президент внес кандидатуру Лукина в среду, и депутаты утверждают, что не успели ни выработать позиции фракций, ни предложить собственных кандидатов, хотя соперников у Лукина оказалось пятеро). Недовольство левых личности Лукина не касалось, но вот сторонники Владимира Жириновского, который претендовал на этот пост, сполна высказали свои претензии к кандидату. Он, по их мнению, "действовал в интересах США и Западной Европы", а кроме того, не имеет юридического образования. Тем не менее Лукин получил при рейтинговом голосовании 335 голосов, а его ближайший конкурент Жириновский - 187. Фракции КПРФ и блока "Родина" голосовать отказались. В итоге за Лукина было подано 333 голоса.
Первое интервью Владимир Лукин дал парламентским журналистам через 10 минут после принятия присяги уполномоченного.
- Владимир Петрович, с чего начнете свою деятельность?
- Содержательная работа может начаться серьезно только после того, как человек овладевает механизмами этой работы. Существуют аппарат уполномоченного, совет при нем же, ряд правозащитных организаций, с которыми надо часто сотрудничать. Я конечно же вначале установлю контакт по всем этим направлениям, определюсь с приоритетами. Они связаны не только с тем, что нужно делать, но и какими рычагами обладает уполномоченный для того, чтобы это сделать. Поэтому разговор по содержательной работе надо отложить. Совершенно очевидны вопросы, которые отлагательства не терпят: проблемы детей, инвалидов, пенсионеров, проблемы женской безработицы и работорговли.
Кроме того, должен быть сильным и развитым институт региональных омбудсменов для того, чтобы реально обеспечивать несудебную правовую защиту в каждом уголке страны.
- Вы намерены использовать опыт, накопленный вашим предшественником?
- Несомненно. К своим предшественникам на этом посту я отношусь с глубочайшим уважением. Они разворачивали этот механизм с нуля. Хотелось бы учредить постоянный совет, где видную роль будут играть мои предшественники. Если они не откажутся, то будут играть активную роль.
- Вы уже вышли из партии "Яблоко"?
- Нет еще: по закону об уполномоченном в течение 14 дней я должен прекратить свою работу в политических организациях. Я буду соблюдать закон и приостановлю свое членство в "Яблоке" на тот срок, в течение которого буду выполнять свои нынешние обязанности.
- В перечисленных проблемах вы ничего не сказали о Чечне.
- Я много о чем не сказал. За пять минут выступления (представляясь Госдуме. - "Известия") я не мог всерьез говорить ни об одной проблеме. Чечня - болезненный вопрос, проблемы прав ее жителей - одна из серьезнейших проблем.
- Ваша партия не раз говорила о серьезнейших нарушениях прав человека властью. Будет ли вам комфортно в новом качестве?
- Не буду сейчас комментировать заявления любой партии, в том числе и той, к которой пока еще принадлежу. А проблема в том, что существуют очень серьезные нарушения прав человека органами власти, субъектами власти, отдельными чиновниками. На том стоит российская действительность. Это - основное поле работы омбудсмена. Если омбудсмен очень нравится власти, это плохой омбудсмен - он не защищает простых людей от сильных мира сего.