[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Валерий Борщев
Табу на убийство
"Новые известия",   21 января 2004 года

Валерий БорщевАвтор – член комиссии по правам человека при президенте России

Недавно суд присяжных в Красноярске оправдал обвинявшегося в шпионаже физика Данилова. К 2007 году уже во всех регионах РФ начнут действовать суды присяжных. Однако сулит это не только вероятный рост числа оправдательных приговоров. Повсеместное ведение данной формы судопроизводства будет означать, что мораторий на смертную казнь закончится. Но до сих пор в России не существует и самого закона об отмене смертной казни.

Проводить референдум по этому вопросу в нашей стране бессмысленно. Общественное мнение везде и всегда выступает против отмены смертной казни. Через референдум смертную казнь удалось отменить только в Швейцарии. А в Великобритании против отмены казни в свое время высказались три четверти населения страны. Хотя криминалисты давно доказали, что наличие или отсутствие смертной казни никак не влияет на уровень преступности. Единственный мотив ее применения – это чувство мести, а ни в коей мере не борьба с преступностью.

Из опыта российской истории следует, что при отмене смертной казни даже снижается количество преступлений, связанных с убийствами. В XVIII–XIX веках смертная казнь в нашей стране применялась только к государственным преступникам – Пугачеву, декабристам. Среди бандитов тогда возникло деление на «мокрушников» – тех, кто шел на убийство, и немокрушников – тех, кто не брал на себя этот грех. Но мировые войны и репрессии двадцатого века попрали все существовавшие табу.

Когда в европейских странах возник вопрос об отмене смертной казни, эксперты изучили судебные дела казненных и выяснили, что минимум 5% были казнены ошибочно. То есть каждый двадцатый казненный оказался невиновным! Если поднять российские архивы, эта цифра окажется гораздо выше. Просто у нас никогда не говорилось об этом открыто. До общества доходили сведения лишь о единицах невинно казненных, как, например, Кравченко, обвиненный в преступлениях, которые на самом деле совершил Чикатило.

Я сам, будучи депутатом, доказал невиновность и добился освобождения трех приговоренных к смертной казни. Вместе со мной их освобождения требовала мать двоих убитых девочек. Она была убеждена, что не они, не эти люди убили ее детей. В Генеральной прокуратуре отмахивались от ее жалоб. И никто из тех, кто сфабриковал дело, не был наказан, они все пошли на повышение. Или вспомните дело об убийстве Александра Меня. Правоохранительные органы уже дважды предъявляли обществу «убийц», и каждый раз ими оказывались невинные люди.

Некоторые сторонники смертной казни говорят: давайте ее исполнять не сразу, с отсрочкой, а за это время суд еще раз пересмотрит дело, разберется. Не разберется суд! У нас в стране не разберется. И каждый сторонник смертной казни должен знать, что от его имени будут убиты невинные люди! Именно сторонники смертной казни санкционируют убийство невиновных. И несут за него ответственность.

"Новые известия", 21 января 2004 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Валерий Борщев

Раздел "Гражданские права и свободы"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]