|
Справедливая цена этого участка может оказаться отрицательной |
На заседании правительства активно обсуждался вопрос о цене
выкупа земельных участков и о принципе ее определения. Надо сказать, что Минэкономразвития
заранее разослало по ведомствам проект доклада, в котором содержался неутешительный
вывод: «Цель земельной реформы не достигнута... земля практически не вовлечена
в гражданский оборот».
Отвечает за земельную реформу Минимущество РФ. Это ведомство,
играя на опережение, развило накануне заседания правительства бурную пропагандистскую
деятельность: анонсировало законопроект о поправках в Земельный кодекс. В проекте
собственникам зданий и предприятий предложено выкупать землю под строениями в
рассрочку, но... по рыночной цене - в соответствии с законом «Об оценочной деятельности».
Речь идет об участках, на которых расположены эти самые здания
и предприятия, и купить их могут только владельцы недвижимости. Между тем по закону
РФ «Об оценочной деятельности» рыночная цена может быть определена только в случае,
если «объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции»,
когда стороны сделки действуют разумно... а на величине цены сделки не отражаются
какие-либо чрезвычайные обстоятельства». Ясно, что под такие условия подходит
только земельный участок, во всех отношениях свободный - и от прав третьих лиц,
и от обременений, которые помешают его купле-продаже. Что же до застроенного участка,
то он самостоятельной рыночной стоимости не имеет, она капитализирована в строении
и неотделима от единого объекта недвижимости. Ведь застроенный участок обременен
и физически - зданием, предприятием, и юридически - правами собственника этой
недвижимости. «Частичные» права владельца недвижимости на землю (право аренды,
пользования) - это тоже обременение, имеющее свою цену.
Тем не менее первый замминистра имущественных отношений Дмитрий
Аратский в публичных выступлениях перед заседанием правительства настаивал на
продаже застроенных участков их владельцам «по рыночной цене» и уверенно отвечал
на недоуменные вопросы специалистов. По мнению замминстра, рынок может быть ограниченным
- вплоть до одного покупателя и продавца - а для оценки рыночной стоимости любого
объекта достаточно привлечь квалифицированных независимых оценщиков.
Можно теоретически определить цену застроенного участка, предположив,
что участок в этих границах свободен и от строений, и от каких-либо прав третьих
лиц. Затем эта цена должна быть уменьшена на величину обременений и компенсаций
прав собственности на строение или предприятие, а также на снос строений и на
возмещение прошлого экологического ущерба. Справедливая цена такого участка может
оказаться отрицательной.
Возвращаясь к проекту Минимущества, приходится признать, что
это ведомство фактически предлагает узаконить произвольные решения независимых
оценщиков. Хотя их независимость - пустой звук: одобрять их оценку и оплачивать
работу будет то же Минимущество, которое лицензирует оценщиков. Пусть оценку проводят
хоть десять самых лучших оценщиков - «правильный» результат будет выбирать чиновник.
О том, что на практике получится после введения такого закона,
нам печально поведали специалисты. Собственнику предприятия придется платить трижды:
оценщику - за «хорошую» оценку, чиновнику - за «правильное» решение и собственно
сумму выкупа в бюджет. О соотношении выплат можно только догадываться.
Аналогичный порядок оценки застроенных участков законодательно введен на Украине.
Официальных данных о цене сделок по выкупу таких участков там получить невозможно.
Украинские бизнесмены хранят эти сведения в тайне. Создается впечатление, что
каждая сделка по выкупу участка у наших соседей - это результат полюбовной договоренности
конкретного заявителя с конкретным чиновником. Не такую ли синекуру, прикрываясь
заботой о бюджете, предлагает Минимущество? Ответ на этот вопрос мы должны получить
до начала сентября.
|