Военная
доктрина от Сергея Иванова имеет исключительно предвыборный
характер.
Доклад министра Сергея Иванова о перспективах развития
Вооруженных сил на совещании в Минобороны, где присутствовало
все высшее военное, политическое и силовое начальство
России, а также президент Владимир Путин, произвел очень
сильное впечатление на политическую и экономическую элиту
страны. До этого долгие годы Генштаб и МО варились, так
сказать, в собственном соку, не вынося свои идеи о будущем
наших Вооруженных сил на публику.
Доклад Иванова агентства новостей назвали сначала «открытой
военной доктриной», но формально это не так. Доктрину
по Конституции президент утверждает указом, и она обязательна
для исполнения всеми органами исполнительной власти. Сейчас
в стране действует военная доктрина, утвержденная Путиным
в 2000 году.
Доклад не столько доктрина, сколько развернутое рассуждение
от имени Минобороны, своеобразная смесь из старых советских
оборонных идей с отдельными вкраплениями новых.
Сам по себе неформальный статус доклада – вещь неплохая.
Если бы подобный документ выкатили по советской традиции
как окончательную, подлежащую не обсуждению, а зазубриванию
в военных академиях доктринальную установку, было бы много
хуже – столько в ивановском докладе вопиющих нелепостей
и несообразностей.
Доклад (наша вроде как доктрина) весь соткан из противоречий.
С одной стороны, говорится о стратегическом партнерстве
с НАТО. С другой – основная угроза видится, как и в советское
время, на Западе. Исходя из этого, приказано готовиться
сразу и к отражению «воздушно-космического» нападения
США, и к ведению антипартизанско-антитеррористических
кампаний на Кавказе и в Средней Азии.
Для отражения «воздушно-космического» нападения нужны
мощные ПВО, ПРО, ВМФ, ВВС. Для локальных войн вроде Чечни
– совсем другое: ударные вертолеты, штурмовики, сравнительно
немногочисленная, но хорошо вооруженная и обученная пехота,
в том числе горная, спецназ и т. д., а ядерные подлодки
и системы ПВО не нужны вовсе. Если же готовиться к отражению
всех мыслимых угроз по всем азимутам сразу, то ничего,
кроме дальнейшего развала, не выйдет, как это случилось
с СССР в конце восьмидесятых и продолжается с тех пор.
В одной части доклада утверждается, что войны будущего
будут, прежде всего, вестись на расстоянии. «Войска получат
возможность огневыми средствами наносить значительное
поражение противнику задолго до непосредственного соприкосновения
с ним». Иванов логично заключил, что в таком случае «ударные
группировки будут выдвигаться на направления главных ударов
в самый последний момент». А потом вдруг добавил, что
надо «заблаговременно создавать достаточно сильные и хорошо
защищенные группировки сухопутных войск и сил для ведения
"контактной" войны с противником».
Иванов отметил (или, вернее, те, кто писал данный отрывок
выступления), что «основной ударной силой в современных
конфликтах выступает воздушный компонент», а танковые
клинья устарели. А через несколько абзацев другие, похоже,
авторы того же доклада утверждают, что «чрезмерная зависимость
от поддержки с воздуха будет являться фактором, ограничивающим
боевое применение вооруженных сил». Очевидно, что представленный
президенту, правительству и народу официозный доклад никто
заранее не вычитывал, как и то, что он отражает полную
сумятицу в военных головах.
Так называемая доктрина не содержит вообще никаких экономических
обоснований того, как в принципе можно превратить наши
полуразложившиеся, полуголодные Вооруженные силы в современную
армию при сохранении нынешней численности и непосильных,
глобальных задачах. Путин объявил, что ВС МО сократились
до 1,16 млн человек и больше сокращать нечего. При этом
всего в РФ в силовых ведомствах больше 4 млн человек,
включая вольнонаемных, и все сокращение, по сути, свелось
к перекачке сил и средств из МО в другие силовые структуры
(МВД, ФСБ, МЧС, Минюст, ФСО и т. д.).
При этом в докладе указана цель – к 2010 году увеличить
зарплату силовиков в четыре раза. По подсчетам зампреда
комитета Думы по обороне Алексея Арбатова, если вправду
сделать это при нынешней численности и еще начать, как
обещано, закупки новой техники, то силовые расходы превысят
15% ВВП в случае, если он удвоится к 2010, как это обещано.
Если не удвоится, то на силовой блок уйдет более 30% ВВП
– как в СССР во время Великой Отечественной.
Понятно, что если план реализовать, то он вконец разорит
и разрушит страну.
Также непонятно, откуда вообще возьмется после 2010 года
новая техника. Отечественный ВПК в последние годы разделился
на две неравные доли: одни зарабатывают миллиарды долларов
экспортом в Индию и Китай, другие утратили технологии
производства элементарного вооружения, превратившись в
достаточно отсталые металлообрабатывающие предприятия
общего профиля. На экспортные истребители Су-30МКИ ставят
французскую, израильскую, немецкую авионику и комплектующие.
Нашим ВВС такие машины не по карману и, по сути, не очень
нужны.
При этом, например, боеприпасные заводы не имеют экспортных
заказов и не смогли выжить. Во время нынешней чеченской
войны МО попыталось закупить новые боеприпасы, были выделены
«живые» деньги, но оказалось, что «технологии утрачены».
Причем речь идет о самых элементарных и ходовых: о 30-миллиметровых
бронебойных для массового БМП-2, об основном подкалиберном
бронебойном снаряде «Манго» для 125-миллиметровой танковой
пушки, о 122-миллиметровых осколочно-фугасных для гаубиц
и т. д.
Если знать реальную ситуацию с боеприпасами, то особенно
нелепо выглядят угрозы Путина и Иванова наносить при случае
«превентивные удары» по зарубежным врагам.
У нас еще есть корректируемые боеприпасы, но они старые,
производства 80-х, по большей части с лазерным или теленаведением.
Скажем, чтобы навести сверхточный снаряд «Краснополь»,
в километре-двух от цели должен лежать наводчик и подсвечивать
ее лазером весом более чем в 50 кг. Американцы похожее
оружие использовали еще во Вьетнаме 30 лет назад, а немцы
– телеуправляемые бомбы 60 лет назад, во время второй
мировой.
Сроки хранения обычных и «высокоточных» боеприпасов советской
сборки истекают или уже истекли. Их еще используют сейчас
в Чечне, но нарастает число отказов. Снаряды рвутся в
стволах или летят неизвестно куда. У наших ВС нет современных
беспилотных самолетов-разведчиков, нет средств целеуказания
в реальном времени, то есть всего того, без чего американские
«превентивные удары» (на которые мы равняемся) не были
бы возможны.
Понятно, что «доктрина Иванова» – чистой воды туфта,
предвыборный пиар для Путина, который, похоже, уже начал
готовиться к новому сроку в Кремле и решил пообещать на
всякий случай недовольным силовикам Луну с неба и еще
яичницу в придачу. Было бы, конечно, хорошо, если бы в
результате власти сделали хоть самоочевидные вещи, которые
не требуют особо больших вложений и с которыми все согласны:
начали создавать корпус профессиональных сержантов (унтер-офицеров),
военную полицию и т. д.
Так ведь, скорее всего, под разговоры о «превентивных
ударах» опять ничего не сделают.