Автомат Калашникова и крикливых отставных военных возвращают
в школу. В конце минувшей недели депутаты Госдумы в патриотическом
порыве проголосовали за введение в школьный курс в качестве
обязательного предмета начальной военной подготовки. Незначительные
очаги сопротивления в виде депутатов «Яблока» и СПС, требовавших
сохранить факультативный характер НВП или, на худой конце,
обязать Минобороны оплачивать расходы на воспитание в
старшекласснике человека с ружьем, были подавлены за счет
превосходства в живой силе: 338 думцев проголосовали в
первом чтении за соответствующие поправки в закон «Об
образовании». Формально депутаты лишь устранили противоречие
между двумя действующими законодательными актами: принятым
в 1992 году законом «Об образовании», в котором говорится,
что НВП должна проводиться только с согласия обучающихся
и их родителей и за счет средств заинтересованного ведомства,
и утвержденным в 1998-м законом «О воинской обязанности
и военной службе», где этот предмет обозначен как обязательный
для средних учебных заведений. Но на самом деле эта проведенная
думским комитетом по обороне впечатляющая наземная операция
стала реваншем российских вооруженных сил за поражения
на образовательной ниве, следствием чего стало лишение
тысяч военруков почетной обязанности обучать школьников
сборке автомата и хождению строем. Ровно 13 лет назад,
18 октября 1990 года, приказом тогдашнего министра образования
Эдуарда Днепрова военных попросили оставить школу в покое.
«Пять раз на заседании кабинета Ивана Силаева обсуждался
этот вопрос, и лишь в мае 1991-го правительство исключило
НВП из школьной программы, -- рассказал корреспонденту
газеты «Время новостей» г-н Днепров. -- Военные не хотели
понимать, что нигде в мире нет милитаризированной школы,
что школа не должна и не может готовить солдат. Они и
тогда мне угрожали, и потом, когда принимался закон «Об
образовании». Сначала представители Минобороны выступали
против факультативного характера НВП, позднее они пытались
сделать так, чтобы курс основ безопасности жизнедеятельности
на две трети состоял из военной подготовки, потом, наконец,
приняли свой закон «О воинской обязанности...». По словам
Эдуарда Днепрова, даже коллизия двух законов была более
выгодна для руководителей школ и органов управления образованием,
поскольку позволяла им «поступать по совести». Если же
Госдума одобрит поправки в целом, а затем их поддержат
Совет Федерации и президент, вопрос убеждений станет для
директоров школ вторичным -- нужно будет срочно искать
деньги на НВП. «Мы в свое время подсчитали -- затраты
на этот предмет в шесть раз больше, чем на любой другой»,
-- утверждает г-н Днепров.
В том, что затраты эти должно нести военное ведомство,
хотя они в любом случае совершенно бесполезны, пытался
убедить депутатов и представителя президента в Госдуме
Александра Котенкова и председатель думского комитета
по науке и образованию Александр
Шишлов. «Видимо, депутаты, проголосовавшие за законопроект,
питают какие-то иллюзии, что возврат НВП в школу улучшит
боеспособность армии и повысит подготовку выпускников.
На мой взгляд, это абсолютно ложные представления, --
заявил г-н Шишлов корреспонденту газеты «Время новостей».
-- Чтобы повысить уровень физической подготовки выпускников,
престиж армейской службы, нужно действовать совсем другими
способами. Например, направлять дополнительные ресурсы
на оборудование спортзалов, закупку спортинвентаря. Милитаризованные
же решения тянут страну назад». Кроме того, глава комитета
по образованию считает, что уроки НВП станут либо дополнительной
нагрузкой на детей, либо заменят занятия по другим, куда
более важным для старшеклассников предметам. «Надо решить
честно для себя, какую мы хотим видеть страну в будущем:
высокотехнологичную, опирающуюся на экономику знаний,
или мы надеемся преуспеть, если наши ученики научатся
с закрытыми глазами собирать и разбирать автомат Калашникова»,
-- говорит он.
Примечательно, что операция по возвращению в школы военруков
началась в тот момент, когда Минобразования готовится
утвердить новый стандарт обучения по предмету, заменившему
в школах десять лет назад военную подготовку, -- основам
безопасности жизнедеятельности. В середине октября этот
стандарт будет рассматриваться на коллегии министерства,
а в конце года -- утверждаться правительством. По словам
готовившего стандарт Эдуарда Днепрова, минимум военной
подготовки в программу заложен -- как раз столько, чтобы
старшеклассники могли освоиться с пресловутым автоматом
и научиться маршировать. Однако большая часть курса посвящена
более полезным и актуальным урокам выживания и поведения
в критических ситуациях, при пожарах, землетрясениях и
т.д. Полноценный же курс НВП для всех и каждого г-н Днепров
считает «абсолютно бессмысленным».
Но если закон «Об образовании» будет скорректирован по
сценарию Минобороны, бессмысленными окажутся все усилия
г-на Днепрова и его единомышленников. А для такого развития
событий есть все предпосылки. Достаточно процитировать
полномочного представителя президента в Госдуме Александра
Котенкова, который при обсуждении вопроса об НВП заявил,
что «обязанность гражданина защищать Россию остается,
и в случае войны большинство граждан будет призвано на
защиту Отечества», а потому каждый должен знать «с какой
стороны взять автомат».