Скандал вокруг нефтяной компании ЮКОС получил широкий
международный резонанс. Между тем, казалось бы внезапное
столкновение бизнеса и власти на самом деле имеет глубокие
корни. Оно - следствие широкого круга проблем, порожденных
криминальными особенностями проведения реформ в середине
90-х годов.
В те годы под прикрытием либеральной фразеологии были
реализованы два марксистских тезиса: о том, что собственность
- всегда кража, и что первоначальное накопление капитала
- всегда криминально. Это и стало печальной особенностью
российских реформ. В частности, именно на этом основывалась
практика залоговых аукционов. Торжествовала убежденность,
что не важно кому и как будет роздана собственность, главное
- чтобы она попала в частные руки, а дальше "рынок
все поправит". Однако необходимые для развития эффективной
рыночной экономики институты сами по себе не развиваются.
В России отсутствует независимая судебная система, независимый
парламент, нет политически свободных СМИ общенационального
масштаба, существенное влияние на ход и результаты выборов
оказывают административные усилия, полностью отсутствует
гражданский контроль над спецслужбами и правоохранительными
органами. Судебная система и коррумпирована олигархами,
и - инструмент власти для сведения счетов путем избирательного
применения законов. Использование властью правоохранительной
системы для решения собственных задач - широко распространенная
практика. В парламенте на содержании у власти находится
искусственно созданное большинство. Доминирующая партия
бюрократов, в традиционном смысле - не политическая, просто
исполняет ее политические заказы и указания. Картину довершает
отсутствие свободных СМИ, и, прежде всего - национальных
телеканалов, поскольку телевидение сегодня определяет
общественное мнение.
Криминальный характер реформ середины 90-х предопределил
еще одну важную особенность - слияние бизнеса и власти,
которое завершилось к началу текущего десятилетия. В результате
создана тотальная практика "кормлений", т.е.
постоянной и регулярной оплаты корпорациями отправленных
ими на работу чиновников. Неприкрытый цинизм, корыстные
и грубые ошибки тех, кто осуществлял эти реформы, привели
к формированию системы полукриминального олигархического
капитализма, которая отравляет существование российской
политики и бизнеса и снова и снова воспроизводит коррупцию.
Все эти элементы являются взаимоувязанной корпоративной
системой, которая защищает экономические интересы группы
лиц, находящейся у власти. Поэтому, как только бизнес
старается стать независимым или заявляет свои политические
амбиции, власть немедленно применяет к нему послушную
ей правоохранительную систему, используя факты криминальной
приватизации середины 90-х годов, которая как проклятие
висит над всей российской экономикой.
Нынешнее обострение лишь еще раз подчеркивает фундаментальные
особенности сложившейся системы и постоянную готовность
бизнеса и власти перейти от перемирия к боевым действиям.
Настало время найти долгосрочное решение, которое подведет
черту под следствиями корыстной и извращенной реформы
середины 90-х.
Демонтаж олигархической системы отношений необходим.
Но у этого процесса есть несколько очень существенных
ограничений.
Во-первых, абсолютно невозможен административный пересмотр
итогов приватизации, несмотря на все ее недостатки. В
настоящих условиях такое перераспределение заведомо будет
полностью лишено каких бы-то ни было критериев. В результате
могут быть изменены лишь фамилии собственников, а не система
отношений власти и бизнеса. Не секрет, что помимо бизнеса
и государства есть и третья стороны. Эту группу интересов
представляют те, кто считает себя обделенным в середине
90-х. Эти люди пытаются использовать свое влияние на Президента
Путина для того, чтобы административно переделить собственность.
Такой передел приведет к жесточайшему столкновению с
нынешними владельцами и надолго подорвет доверие к любым
формам владения и праву собственности в России.
Во-вторых, действия по демонтажу этой системы не должны
быть репрессивными, не должны подрывать доверия к новым
реформам и инвестиционному климату в России.
Для разрешения проблемы я предлагаю принять пакет законов,
состоящий из трех основных частей.
Первое. С тем, чтобы исчерпать возможность спекуляций
на документах "смутного времени" середины 90-х,
необходимо принять законы об амнистии капитала, налоговой
амнистии, вплоть до уголовной, исключая убийства и преступление
против личности.
Вторая часть пакета относится к урегулированию отношений
бизнеса и власти, и самое главное - отделению их друг
от друга. Сегодня финансирование политических партий непрозрачно,
бизнес прилагает немало усилий для коррумпирования различных
решений в парламенте в самых прямых и грубых формах. При
этом те общественные сферы, которые не имеют за своей
спиной финансовых возможностей для такого лоббирования,
оказываются в Думе в очень слабом положении. Следовательно,
необходимо принять законы о прозрачности финансирования
политических партий и транспарентном лоббировании в парламенте.
К этой же части пакета законов, мы относим и те, что создали
бы основу публичного независимого общенационального телевидения,
которого сегодня в России нет. Это позволило бы освободить
СМИ от постоянного неприкрытого и наглого давления со
стороны олигархов. Возможно, было бы полезно также законодательно
ограничить возможность участия в политике для тех, кто
играл активную роль в приватизационных процессах, сроком,
например, на 10 лет.
Первое и второе является необходимыми условиями для начала
длительной работы по демонополизации советской, а теперь
и российской экономики. Необходимо принять антимонопольные
законы и применить жесткое антимонопольное регулирование.
Естественно, для проведения этих мер потребуется сильное
и независимое правительство.
Надо полагать, что реализации всех этих мер, который
гарантирует права собственности одной стороны и защитит
политическую власть - Думу, правительство, президентские
структуры с другой стороны, - от агрессивного давления
олигархов, будет противодействовать "третья"
сила, о которой мы говорили выше. Однако демонополизация
рынков и публичная защита независимости судебной системы
позволят постепенно перевести силовую борьбу с использованием
полукриминальных методов и правоохранительных органов
в рамки естественной экономической конкуренции, столь
необходимой для российской экономики.
Принятие такого или подобного пакета законов представляется
сегодня единственной альтернативой бесконечному повторению
истории с ЮКОСом или даже более серьезным конфликтам и
столкновениям, которые периодически будут приводить к
серьезной политической и экономической нестабильности
в России.
Сохранение системы, в которой отсутствует разделение
властей, ограничены гражданские свободы, и не гарантирована
собственность, является единственным и очень серьезным
препятствием тому, чтобы Россия стать полноправной европейской
страной.