В сфере политического консультирования
я работаю очень давно. Десять лет
исполнилось недавно моей журналистской практике. И более двух лет я
редактирую интернет-сайт. Но ни разу -- ни разу! -- мне не приходилось
читать такого приглашения. Я приведу его текст практически полностью.
"...Добрый день! Хотелось бы пригласить журналиста Вашей газеты на
пресс-конференцию Игоря Морозова в пресс-центре ИА "Росбалт" 20.08 в
13.00.
Посвящена она началу работы в Петербурге пикетов движения "Яблоко без
Явлинского". Газетная площадь и работа журналиста будут оплачены. Просьба
сообщить фамилию журналиста. С уважением..." В финале -- настоящее имя
менеджера очень известной PR-компании и ее (компании) настоящие же
координаты. Все мы не дети и знаем, как работает медиарынок в период
избирательной кампании. Но это, вот это -- явный перебор. Потому что
попросту грязно. Кто же перебрал? И главное -- зачем?
22 августа в рамках форума "Выборы-2003" 28 из 43 российских политических
партий подписывают по инициативе Центризбиркома общественный договор
"Выборы-2003" и декларацию его участников. Пафос документов вполне уместен:
"приоритет закона", "отказ от использования преимуществ, связанных
с
властью", "недопущение войны компроматов и дискредитации конкурентов"
и
многое другое. Российская демократическая партия "Яблоко" одобряет договор
и
декларацию, но, так сказать, "приватно": лидеры партии не примут участия
в
торжественной церемонии. Это вызов, если не сказать скандал. Григорий
Явлинский в своем заявлении "О соблюдении принципов честных выборов в
2003--2004 годах" фактически называет причину такого решения: "против
"Яблока" развернута кампания, использующая все элементы самых грязных
технологий". Без сомнения, председатель "Яблока" имеет в виду прежде
всего
то самое "Яблоко без Явлинского".
Движение "Яблоко без Явлинского", от имени которого рассылаются весьма
специфические приглашения, создано людьми, которые не имеют отношения к
одноименной партии, а его лидер Морозов никогда не был "яблочным"
функционером. Судя по масштабам рекламной кампании движения (ролики идут
даже на федеральных телеканалах), оно неплохо финансируется. Кем? Для того
чтобы ответить на этот вопрос, надо разрешить другой -- кому выгодно.
"Значительная часть электората СПС и "Яблока" пересекается,
и это не секрет. Поэтому мы намерены вести полемику с "Яблоком", и достаточно
жесткую, чтобы "перетянуть" избирателей на свою сторону... для этого
в СПС выделены человеческие и финансовые ресурсы". Это дословная цитата из
выступления руководителя предвыборного штаба Союза правых сил Альфреда Коха в
агентстве Интерфакс. Без ресурсов никакой кампании, конечно, не получится. Но
ведь главное все же -- донести до избирателя содержательное послание своей партии.
Послание СПС -- в этом сходятся многие эксперты -- в кампании-2003 весьма размыто
и адресовано сразу нескольким группам населения; некоторые из них не являются
даже потенциальными избирателями партии. Рейтинг СПС в течение весны -- начала
лета стабильно падал, и это падение зафиксировали ведущие социологические центры
страны: ВЦИОМ и фонд "Общественное мнение". Был необходим (и по-прежнему
необходим сегодня) большой прорыв. Заместитель председателя "Яблока"
Сергей Митрохин считает, что "Яблоко без
Явлинского" как раз и представляет собой такого рода инициативу СПС. Может
быть, "ресурсы Коха" пошли именно туда.
Аргументы, высказанные Митрохиным в недавнем открытом письме Борису Немцову
и другим сопредседателям СПС, выглядят весьма правдоподобно. Щиты и наклейки
в метро, изображавшие трогательный союз Зюганова и Явлинского, были
размещены ЗАО "Институт рекламы" -- организацией, работающей с
информационно-рекламными материалами СПС. "Популизм", в котором обвиняет
"Яблоко без Явлинского" настоящее "Яблоко", часто встречается
и в критике
партии "Союзом правых сил". Анатолий Чубайс, Леонид Гозман, Андрей
Трапезников и Альфред Кох координируют кампанию. Наконец, СПС отверг
предложения "Яблока" о заключении "пакта о ненападении", в
соответствии с
которым полемика партий должна была быть публичной, корректной,
содержательной, без использования "грязных" технологий. Эти жесткие
обвинения Митрохина до сих пор содержательно не опровергнуты, хотя Леонид
Гозман и заявил о непричастности РАО "ЕЭС России" (но не СПС) к
"антияблочной" кампании.
Не исключено, что представители "Яблока" и СПС встретятся не в телестудии
для публичной предвыборной полемики, а в суде для публичного
разбирательства. Конечно, доказывать обвинения должно "Яблоко". Однако
"Союзу правых сил" будет нелегко показать свою непричастность к "Яблоку
без
Явлинского" -- показать хотя бы своему собственному электорату. Для
российской политической элиты все это может стать подлинной трагедией. Ведь
легализация "политических" финансовых потоков только началась, а закон
совсем недавно стал что-то значить в использовании избирательных технологий.
Строящаяся конструкция, ключевыми опорами которой обещали стать открытость и
легальность (ради ее сооружения и подписываются договор и декларация), будет
разрушена. А платой за заказные политические движения и грязный пиар
(который впервые публично предложили оплатить) может стать репутация
известной политической партии.
|