Счетная палата поддержала компанию Philip Morris, год назад
проигравшую спор с правительством о новой системе табачных
акцизов. Аудиторы убеждены, что комбинированная система
акцизов помогает компаниям легально уменьшать налоги. Председатель
СП Сергей Степашин советует депутатам вернуться к прежней
системе, но Минфин категорически против.
Год назад Госдума по настоянию Минфина проголосовала за
изменение ставки акцизов на табачные изделия со специфической,
когда налог уплачивается в рублях за 1000 штук, на комбинированную
(50 руб. за 1000 штук плюс 5% ). За комбинированную ставку
выступали производители недорогих марок во главе с компанией
British American Tobacco, указывая на то, что она более
справедлива по отношению к небогатому российскому потребителю
сигарет. Их оппонент - компания Philip Morris настаивает
на том, что у специфического акциза 100% -ная собираемость,
к тому же он стимулирует компании производить более дорогие
сигареты с низким содержанием смол.
Председатель думского комитета по бюджету и налогам Александр
Жуков заподозрил, что "несовершенство законодательства
позволяет налогоплательщикам применять схемы минимизации
налоговой базы", о чем написал председателю Счетной
палаты Сергею Степашину с просьбой проанализировать исполнение
бюджета за январь - апрель.
Проверка подтвердила, что поступления от табачных акцизов
снизились: при 70% -ной индексации сборы за четыре месяца
выросли всего на 52% , а федеральный бюджет, по оценке аудиторов,
недосчитался 531,6 млн руб. По данным СП, за I квартал 2003
г. налоговая задолженность по табачным акцизам выросла на
261,9 млн руб. (68,5% ), хотя за I квартал 2002 г. - всего
на 49,3 млн руб. (9,5% ). В заключении СП рост задолженности
объясняется сложностями администрирования, связанными с
новой системой акцизов. "С введением адвалорной составляющей
появилась возможность минимизации налоговой нагрузки как
за счет увеличения выпуска более дешевых табачных изделий,
так и за счет снижения отпускных цен при реализации оптовыми
организациями, зачастую являющимися аффилированными лицами
с организациями-производителями", - говорится в заключении
СП, подписанном Степашиным.
Свои выводы Степашин подтверждает данными из налоговых
деклараций, полученных от табачных компаний. Например, в
марте 2003 г. ОАО "БАТ-ЯВА" отпускало сигареты
с фильтром в среднем по цене 60,5 руб. за 1000 штук, хотя
в марте прошлого года отпускная цена была 264 руб. , а компания
"Лиггет-Дукат" в I квартале 2003 г. по сравнению
с прошлым годом снизила отпускную цену на 41,2%.
Директор по корпоративным отношениям BAT Владимир Аксенов
уверен, что аудиторы ошиблись. "Цифра 60,5 руб. - это
опечатка, такой цены не может существовать, ведь минимальная
сумма акциза за 1000 штук составляет 62 руб. ", - заявил
Аксенов. По его словам, "БАТ-ЯВА" за I квартал
2002 г. заплатила 156,8 млн руб. акцизов, а за I квартал
2003 г. - 173,8 млн руб. , при том что в январе фабрика
три недели не работала. К тому же до 25 февраля 2003 г.
, согласно НК, акциз уплачивался еще по ставкам 2002 г.
Степашин советует вернуться к специфической системе. "Комбинированная
ставка - это возможность воровать деньги у государства",
- поддержал СП депутат Алексей
Мельников из фракции "Яблоко". Вчера он внес
поправку, которая отменяет комбинированную систему акцизов
на табак и вводит специфическую. Мельников выступает за
то, чтобы проиндексировать ставку не на 25% , как предлагает
правительство, а на 30% , чтобы компенсировать отмену 5%
-ного налога с продаж. "При условии возвращения к специфической
ставке такое повышение целесообразно", - говорит управляющий
по работе со СМИ Philip Morris Дмитрий Хрол.
Но первый замминистра финансов Сергей Шаталов непреклонен.
На заседании Госдумы 11 июня он пообещал предоставить "информацию
[. .. ] об эффективности комбинированной системы".
|