[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Подготовил Василий Тресков
Щедрость. За чей счёт?
"Торговая газета", 28 мая 2003 года, "Думская панорама" (вестник пресс-службы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), № 21, май 2003 года

Член Комитета по бюджету и налогам Алексей Мельников (фракция "ЯБЛОКО") рассуждает о необходимости восстановления специфической ставки акциза на табачные изделия

На заседании правительства обсуждался законопроект, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс (глава 22 - "Акцизы" и 26 - "Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)"). Этот документ, вероятно, будет рассмотрен уже в ходе нынешней сессии парламента.

Суть предложений Правительства сводится к тому, чтобы наряду с ежегодной индексацией специфических ставок акцизов отменить акциз на природный газ с одновременным увеличением ставки НДПИ и ростом экспортной пошлины на природный газ. Кроме того, предлагается продлить срок действия специфической ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата до 2011 года.

В пояснительной записке к законопроекту Правительство приводит ряд доводов в пользу своей позиции. Справедливо говорится о том, что "в отличие от других видов подакцизных товаров, ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определённого количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа… Это фактически позволяет приравнять акциз к специфическому "оборотному налогу". Отсюда логичный вывод - отменить адвалорную ставку акциза на газ, поскольку "одним из основных направлений развития налоговой реформы в 2003-2005 годах является продолжение курса на отмену "оборотных налогов", упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов с одновременным обеспечением принципа определённости в объёмах налоговых платежей для налогоплательщиков".

Однако, если прочитать текст законопроекта, то возникает немало вопросов. В частности, вызывают недоумение рассуждения по поводу акцизов на табак.

Напомню, что в прошлом году, под давлением международной компании British American Tobacco (выпускающей в России сигареты "Ява") Правительство провело через Госдуму предложение о введении комбинированной ставки акциза на табачную продукцию. Эффективно работающая специфическая система была "выброшена в корзину", табачный акциз был разделён на две части: специфическую (в рублях за тысячу штук) и адвалорную (процент от отпускной цены). Сегодня Правительство предлагает сохранить комбинированную ставку акциза на табачные изделия. Самое интересное, что сегодня она применяется не ко всем видам "курительных изделий". На сигары и трубочный табак действует специфическая ставка (эти виды табачной продукции British American Tobacco в России не выпускает, поэтому, вероятно, их обошли стороной в ходе сомнительного акцизного "реформаторства" 2002 года).

Между тем, 5%-ная составляющая комбинированной ставки на сигареты точно такой же "оборотный налог", как и акциз на газ. А уж введение этой ставки с 1 января 2003 года никак не способствовало "упрощению налоговой системы и уменьшению числа налогов". К слову сказать, обо всём этом пресса писала ещё год назад. Сегодня эти аргументы Правительством услышаны, но только "вполуха", применительно к акцизу на природный газ.

Если взять предложение Правительства о продлении действия специфической ставки НДПИ на нефть, то аргументацию этого предложения опять же можно признать основательной: "Учитывая, что внесённые в Государственную думу ещё в апреле 2001 года поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской Федерации в части порядка определения рыночных цен для целей налогообложения до настоящего времени не приняты, при введении с 1 января 2005 года адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти вновь возникает проблема применения вертикально-интегрированными компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления данного налога, что в свою очередь приведёт к резкому сокращению поступлений в бюджет".

Но ведь похожая ситуация и в табачной промышленности. Табачные компании точно также имеют возможность продавать свою продукцию не напрямую дистрибьютору, а собственному торговому дому. Поскольку базой для исчисления налога служит отпускная цена предприятия, то путём её занижения можно минимизировать налоговые отчисления в бюджет. Разница по сравнению с нефтяной промышленностью здесь лишь в масштабах недоплаты налогов в федеральный бюджет. Механизм же этой недоплаты уже сегодня узаконен в виде комбинированной ставки акциза. Но мы, вероятно, не настолько богатая страна, чтобы из запланированных на 2003 год 20 млрд. рублей акцизных поступлений от табачной промышленности, отдавать примерно 1 млрд. рублей "капитанам" табачного бизнеса.

Когда Государственная Дума обсуждает проект федерального бюджета на очередной финансовый год, Правительство с жаром бьётся за экономию государственных денег. В данном же случае нас просто удивляет беспредельная щедрость!

Надо быть последовательными и отменить комбинированную ставку акциза на сигареты, установив на этот вид табачной продукции исключительно специфические ставки. Мы, законодатели, поможем правительству принять верное решение в этом направлении.

"Торговая газета", 28 мая 2003 года, "Думская панорама" (вестник пресс-службы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), № 21, май 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Алексей Мельников

Стенограмма заседания подкомитета по налоговому законодательству Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Здание Государственной Думы, 23 мая 2003 г., 14 часов 30 минут

Стенограмма совместного заседания Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по бюджету и налогам с подкомитетом по налоговому законодательству Здание Государственной Думы, 20 мая 2003г., 16.00

Раздел "Табачные налоги"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]