Член Комитета по бюджету и налогам Алексей Мельников
(фракция "ЯБЛОКО") рассуждает о необходимости
восстановления специфической ставки акциза на табачные изделия
На заседании правительства обсуждался законопроект, предусматривающий
внесение изменений в Налоговый кодекс (глава 22 - "Акцизы"
и 26 - "Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)").
Этот документ, вероятно, будет рассмотрен уже в ходе нынешней
сессии парламента.
Суть предложений Правительства сводится к тому, чтобы наряду
с ежегодной индексацией специфических ставок акцизов отменить
акциз на природный газ с одновременным увеличением ставки
НДПИ и ростом экспортной пошлины на природный газ. Кроме
того, предлагается продлить срок действия специфической
ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата до 2011
года.
В пояснительной записке к законопроекту Правительство приводит
ряд доводов в пользу своей позиции. Справедливо говорится
о том, что "в отличие от других видов подакцизных товаров,
ставка акциза на газ установлена не в виде конкретной зафиксированной
законом суммы средств, взимаемой с определённого количества
реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного
газа… Это фактически позволяет приравнять акциз к специфическому
"оборотному налогу". Отсюда логичный вывод - отменить
адвалорную ставку акциза на газ, поскольку "одним из
основных направлений развития налоговой реформы в 2003-2005
годах является продолжение курса на отмену "оборотных
налогов", упрощение налоговой системы и уменьшение
числа налогов с одновременным обеспечением принципа определённости
в объёмах налоговых платежей для налогоплательщиков".
Однако, если прочитать текст законопроекта, то возникает
немало вопросов. В частности, вызывают недоумение рассуждения
по поводу акцизов на табак.
Напомню, что в прошлом году, под давлением международной
компании British American Tobacco (выпускающей в России
сигареты "Ява") Правительство провело через Госдуму
предложение о введении комбинированной ставки акциза на
табачную продукцию. Эффективно работающая специфическая
система была "выброшена в корзину", табачный акциз
был разделён на две части: специфическую (в рублях за тысячу
штук) и адвалорную (процент от отпускной цены). Сегодня
Правительство предлагает сохранить комбинированную ставку
акциза на табачные изделия. Самое интересное, что сегодня
она применяется не ко всем видам "курительных изделий".
На сигары и трубочный табак действует специфическая ставка
(эти виды табачной продукции British American Tobacco в
России не выпускает, поэтому, вероятно, их обошли стороной
в ходе сомнительного акцизного "реформаторства"
2002 года).
Между тем, 5%-ная составляющая комбинированной ставки на
сигареты точно такой же "оборотный налог", как
и акциз на газ. А уж введение этой ставки с 1 января 2003
года никак не способствовало "упрощению налоговой системы
и уменьшению числа налогов". К слову сказать, обо всём
этом пресса писала ещё год назад. Сегодня эти аргументы
Правительством услышаны, но только "вполуха",
применительно к акцизу на природный газ.
Если взять предложение Правительства о продлении действия
специфической ставки НДПИ на нефть, то аргументацию этого
предложения опять же можно признать основательной: "Учитывая,
что внесённые в Государственную думу ещё в апреле 2001 года
поправки в статьи 20 и 40 Налогового кодекса Российской
Федерации в части порядка определения рыночных цен для целей
налогообложения до настоящего времени не приняты, при введении
с 1 января 2005 года адвалорной ставки НДПИ при добыче нефти
вновь возникает проблема применения вертикально-интегрированными
компаниями внутрикорпоративных цен для целей исчисления
данного налога, что в свою очередь приведёт к резкому сокращению
поступлений в бюджет".
Но ведь похожая ситуация и в табачной промышленности. Табачные
компании точно также имеют возможность продавать свою продукцию
не напрямую дистрибьютору, а собственному торговому дому.
Поскольку базой для исчисления налога служит отпускная цена
предприятия, то путём её занижения можно минимизировать
налоговые отчисления в бюджет. Разница по сравнению с нефтяной
промышленностью здесь лишь в масштабах недоплаты налогов
в федеральный бюджет. Механизм же этой недоплаты уже сегодня
узаконен в виде комбинированной ставки акциза. Но мы, вероятно,
не настолько богатая страна, чтобы из запланированных на
2003 год 20 млрд. рублей акцизных поступлений от табачной
промышленности, отдавать примерно 1 млрд. рублей "капитанам"
табачного бизнеса.
Когда Государственная Дума обсуждает проект федерального
бюджета на очередной финансовый год, Правительство с жаром
бьётся за экономию государственных денег. В данном же случае
нас просто удивляет беспредельная щедрость!
Надо быть последовательными и отменить комбинированную
ставку акциза на сигареты, установив на этот вид табачной
продукции исключительно специфические ставки. Мы, законодатели,
поможем правительству принять верное решение в этом направлении.
|