Михаил
Задорнов, заместитель председателя комитета по бюджету
и налогам Государственой думы
Михаил Задорнов комментирует правительственный проект бюджета-2004
и возможность увеличения расходов при одновременном снижении
налоговой нагрузки.
– Министр финансов Кудрин уже говорил, что при одновременном
снижении налоговой нагрузки и увеличении расходов мы можем
получить несбалансированный бюджет...
-- Если бюджет 2004 года не будет сбалансирован и будет
с небольшим дефицитом, совершенно не проблема для России
сегодня. На самом деле все зависит от того, какими будут
цены на нефть и газ в 2004 году, чего сегодня никто предсказать
не сможет. Почему небольшой дефицит не так важен? Действительно,
лучше строить бюджет без дефицита, но важнее бездефицитного
бюджета для страны – чтобы бюджетная политика отражала приоритеты
государства и решала через бюджет те или иные задачи. Например,
можно не проводить военную реформу и иметь сбалансированный
бюджет, а можно иметь дефицит бюджета в полпроцента или
даже один процент ВВП, привлечь займы, провести реформу
в течение трех лет и после этого реально иметь дееспособную
армию и сократить расходы на оборону. Бюджет не самоцель,
бюджет – это инструмент для решения экономических проблем.
Кроме того, есть оценка МВФ, обнародованная месяц назад,
согласно которой, если бы мы выполняли сегодняшний российский
бюджет при цене на нефть $18,5 за баррель (а это среднегодовая
цена за последнее десятилетие), то у нас уже в текущем и
в прошлом году дефицит бюджета составил бы 1% ВВП. То есть
уже де-факто при таких среднегодовых ценах на нефть у нас
расходы поднялись до такого уровня, что бюджет был бы сведен
с небольшим дефицитом. Но 1% ВВП дефицита бюджета – это
абсолютно нормальная величина. У России сейчас низкий госдолг,
меньше чем 40% ВВП, и достаточно большие возможности по
внутренним заимствованиям, так что дефицит не является проблемой.
Проблема – в выработке четкой государственной политики.
– То есть вы считаете опасения министра преувеличенными?
-- Что касается налогов, то это обычная хитрость Минфина.
Минфин всегда планирует консервативно – и правильно делает.
Например, в этом году доходы федерального бюджета по закону
должны составить 15,7% ВВП – почти на 1% меньше, чем фактически
составили доходы в прошлом году. А по итогам первых четырех
месяцев 2003 года доходы федерального бюджета составили
17,2 % ВВП. То есть на 1,5% больше, чем по плану, и на 0,5
% больше, чем в прошлом году. Когда Минфин считает бюджет,
он всего лишь говорит, что снижение налогов будет чистым
сокращением доходов, а на самом деле пока получалось, что
налоговая база расширялась, и налогов собиралось больше.
– Но это вы говорите о ситуации с подоходным налогом,
где связь между снижением ставки и расширением базы практически
прямая...
-- Согласен с тем, что после снижения НДС так происходить
не будет. На мой взгляд, законопроект о снижении НДС правительство
внесло буквально по глупости: снижение НДС на 2% не расширяет
налоговую базу и не достигает цели, это чистый вычет средств
из бюджета. Правительство запросто отдало предприятиям 100
млрд. И я не считаю такое снижение НДС шагом в налоговой
реформе, потому что оно не дает ключевого момента – расширения
налоговой базы – и не изменяет мотивацию предприятий и людей
при принятии решений. У налоговой реформы должны быть цели
– например, чтобы предприятия больше вкладывали деньги в
России, а не вывозили их за границу, а люди не прятали бы
свои доходы. Снижение же НДС такого эффекта не дает. Он
проходит по всей цепочке, и его платят все: будет не 20%,
а 18% – возмещаться он будет также, абсолютно ничего не
изменится.
Идея со снижением НДС до 15 % и отменой всех льгот – это
другой вопрос. Здесь понятна цель: такой налог гораздо проще
администрировать. То есть, с одной стороны, это более существенное
снижение НДС, и оно высвобождает большие оборотные средства,
экномится почти четверть оборотных средства. Такой шаг для
предприятий очень существен, поскольку они либо сокращают
объем заимствований, либо резко увеличивают объем оборотных
средств. А для правительства и налоговой службы собирать
налог при единой 15-процентнойой ставке намного легче, чем
сейчас при ставках 0%--10%--20%. И при таком подходе реальная
налоговая база будет расширена.
Конечно, сейчас, перед выборами, отменить льготы по детским
товарам, медикаментам, печатной продукции невозможно. Но
спустя год эта идея вполне может быть реализована.
– Вы сторонник того взгляда, что надо снижать не НДС,
а ЕСН?
-- В отношении ЕСН правительство вообще не внесло никакого
законопроекта, а лишь объявило, что планирует в 2005 году
сделать основную ставку 26%. В депутатском законопроекте
– а я один из его авторов – мы предлагаем уже со следующего
года снизить базовую ставку до 30%, и сделать три ставки
– 30%, 15% и 5%, облегчив доступ к ставке 15% и установив
порог 50 000 рублей годового дохода на работника предприятия.
Руководство ПФР говорит, что не хватает средств, но резервы
пенсионного фонда тем не менее на протяжении последних трех
лет увеличиваются и достигли на 1 января этого года 130
млрд рублей.
Поступления в пенсионный фон сократились только в январе,
а по итогам 4 месяцев они точно соответствуют плану, причем
увеличиваясь месяц от месяца. Снижение доходов в январе
было просто счетной ошибкой: в январе прошлого года учли
поступления и за декабрь, и за январь, а в этом году этого
не произошло. И есть еще большой резерв с прошлых трех лет.
– Наконец, еще одна налоговая проблема – налог с продаж...
Его отмене вновь оказывается ожесточенное сопротивление.
-- Проблемы, возникшие с отменой налога с продаж, связаны
с тем, что правительство не сделало того, что должно было
сделать, – не предложило компенсацию, не дало регионам новые
источники дохода в замен отменяемого налога с продаж. Когда
мы увидели разбивку по территориям, стало понятно, что около
10 регионов теряют в следующем году более 6,5--7% собственных
доходов. И они ни чем не могут быть компенсированы из того
набора, который предлагает правительство. Причем так же
регионы были обмануты в этом году, когда при отмене дорожного
налога им был обещан налог на ГСМ и транспортный налог.
Сначала было решение Конституционного суда по прошлогоднему
транспортному налогу, потом нефтяные компании так выстроили
схему уплаты акциза на бензин, что, например, Московская
и Ленинградская области, Алтай почти ничего от этого налога
не получают. И в этих же регионах собирается достаточно
много с налога с продаж. И если правительство хочет добиться
отмены налога с продаж, а это было бы правильно, то оно
должно предложить внятные источники компенсации выпадающих
доходов.
Вообще мне кажется, что налоговая реформа утратила целеполагание.
Именно отсюда причина метаний правительства. Оно обсуждает
налоговую реформу в течение полугода пять раз, каждый раз
меняя конструкцию своих предложений.
Предложение снизить НДС с 20% до 18% появилось в самый последний
момент, и совершенно непонятно, зачем это нужно. Как экономист
и как финансист, не могу понять логики этой идеи.
– А что, по вашему мнению, правительство должно было
или не должно было делать?
-- Пока с ценами на нефть и газ все было хорошо, зачем
надо было что-то делать? Так правительство и плывет по инерции
на волне хорошей мировой конъюнктуры. Проблема в том, что
за это благополучное время утрачены возможности для экономических
и политических реформ. Волна заканчивается, а впереди видны
рифы. Хорошая конъюнктура не вечна, подъемы цен на нефть
имеют свойство сменяться спадами. Готовности к этому пока
не ощущается, такая же инерция, какая была последние два
года, будет отличать и бюджет-2004.
Необходимо создать стабилизационный фонд, чтобы отделить
сверхдоходы от текущего бюджета. Чтобы сразу сказать, что
у нас нет того самого пирога, который вы собираетесь делить.
Это не пирог, а резерв на случай негативного развития ситуации,
который будет использован по определенной схеме. Кроме того,
нужно вместо метаний завершить налоговую реформу. То есть
снизить ставку ЕСН с одновременным реформированием системы
обязательного медицинского страхования и соцстраха. Ввести
единую ставку НДС с 2005 года и поставить точку.
Сейчас, за год до выборов, правительству остается, как
говорится, только расслабится и получать удовольствие, потому
что сейчас оно будет вынуждено дать регионам дополнительные
деньги на выплату заработной платы. Они не были заложены
в бюджет. Минфин находится под прессингом разных ведомств,
в том числе Министерства обороны. И поскольку Минфин утратил
инициативу, то теперь он может лишь сопротивляться давлению,
которое на него оказывается. И неизбежно будет смягчена
финансовая политика, в первую очередь, будет увеличена помощь
регионам.
|