На днях зарегистрировано ОАО "Российские коммунальные
системы" - холдинг, созданный РАО ЕЭС при участии "Газпрома"
и "Интерроса" для работы на рынке жилищно-коммунальных
услуг. По этому поводу в соответствующем разделе пятилетней
стратегии развития РАО ЕЭС, которую только что одобрил ее
совет директоров, говорится о "миссии РАО ЕЭС",
заключающейся в "наведении порядка" в разваливающемся
жилкомхозе. Где, по словам Анатолия Чубайса, имеет место
"абсолютный, 100-процентный советский бардак",
с которым энергетики обещают "разобраться" и все
"отстроить"... Есть ли шанс на успех?
ЗА
Надо бежать из мезозоя...
Есть общее понимание, что дела в ЖКХ не слишком хороши
и надо что-то делать. При этом услуги в ЖКХ постоянно дорожают.
Один способ сдерживать цены - это "хорошие" чиновники,
которые не позволяют тарифам расти. Правда, система при
этом не развивается. Другой способ - развивать рынок конкурентных
услуг, а тем гражданам, которым эти услуги будут недоступны,
- предоставлять адресную дотацию. Государство в лице своих
чиновников, понимая, что правильный путь второй, по нему
не идет. Часть госчиновников не заинтересована в этом экономически,
а часть не хочет брать на себя сопутствующие политические
риски.
Другая проблема в том, что разные уровни власти должны
иметь свои четкие зоны ответственности и свои доходные и
расходные источники. Жилищно-коммунальный сектор в настоящее
время "гоняют" между уровнями власти как с точки
зрения ответственности, так и с точки зрения финансовых
источников.
Третье - это реформы: энергетики, которая уже вовсю идет,
и газовой отрасли, которая тоже всех "зацепит"
очень быстро. Собственно, потому-то инициаторами создания
РКС и стали энергетики вместе с газовиками, что у "коммуналки"
очень большой объем долгов перед этими отраслями. В коммунальной
сфере действительно мезозой с точки зрения управления. Там
сохранились все прелести социализма, там нет бюджетных процессов,
там неэффективный менеджмент. Понятно, что, наведя там элементарный
порядок, можно сильно повысить эффективность. Но этого не
делается: система изначально построена как затратная. И
если люди, там работающие, начинают снижать издержки, то
начинают снижаться и их доходы. А пока "коммуналка"
- это островок социализма, а не нормальный бизнес, там неоткуда
взяться новым людям, которые могут ситуацию изменить.
В результате сочетания этих трех процессов и появился РКС,
суть которого очень простая. Приличный бизнес - прежде всего
газовики и энергетики, которым коммунальный сектор сильно
задолжал, решили этим позаниматься. Не потому, что рассматривают
жилищно-коммунальный сектор как будущий выгодный бизнес,
а потому, что это для них -текущая долговая ситуация. Ее
нужно урегулировать, "попутно" наводя порядок
в коммунальной сфере.
При этом они хотят позвать с собой и другой крупный бизнес,
особенно в моногородах - на Урале, в Сибири. Где крупные
корпорации имеют проблемы в связи с очень плохим состоянием
ЖКХ. Есть надежда, что на тех предприятиях ЖКХ, куда придет
РКС, будет поставлен цивилизованный менеджмент, и деятельность
предприятий станет понятной и прозрачной. В такие предприятия,
если они доходны, могут быть привлечены инвестиции. Прозрачность
и управляемость - это недостаточное условие для привлечения
инвестиций, но необходимое.
Я не считаю, что РКС решит все коммунальные проблемы страны.
Для меня создание этой компании важно потому, что власть
в такой странной форме все-таки легитимизировала приход
частного бизнеса в систему ЖКХ. На самом деле для РКС предел
мечтаний - занять какую-то небольшую долю российского рынка
коммунальных услуг, условно говоря, в 5 процентов. Пока
же холдинг охватывает десяток даже не территорий, а просто
населенных пунктов в различных регионах. Но это значит,
что рядом могут появиться еще 20 или 30 аналогов РКС. При
этом я думаю, что они будут строиться не сверху вниз, а
снизу вверх. В то же время государство не право в том, что
оно прячется за спину корпораций, не желая принимать на
себя риски непопулярных решений в коммунальной сфере.
На самом деле надо менять в ЖКХ всю хозяйствующую модель.
Не гонять деньги по кругу, как сейчас, когда муниципалитет
сам производит услуги и сам у себя их покупает, а создавать
конкурентную среду. Чтобы каждый житель мог покупать себе
необходимые услуги не по той цене, что назначит чиновник,
а по той, которую он - потребитель - готов платить. Сегодня
РКС относят к естественным монополиям, потому что там многое
привязано к сетевым системам. Но в ЖКХ много несетевых вещей:
ремонт, эксплуатация зданий, уборка мусора. Да и те, что
связаны с сетями, необязательно должны развиваться как естественная
монополия. Для примера: у нас долгое время была единая телефонная
сеть - естественная монополия с постоянно недостаточной
номерной емкостью. А потом вдруг выяснилось, что есть мобильные
телефоны и нет проблем с номерной емкостью: пошел и купил
себе номер.
Для населения же на первых порах ничего не изменится, особенно
с точки зрения тарифов. Ведь коммунальные тарифы - следствие
тех, которые есть в других "естественных монополиях".
Бессмысленно обсуждать, будут ли они выше или ниже: ведь
это за нас решает чиновник. Может быть, там, куда придет
РКС, будет потихонечку улучшаться качество обслуживания
и расширяться спектр услуг. Во всем мире коммунальные компании
развиваются, увеличивая набор услуг. Но в любом случае какие-то
изменения от деятельности РКС мы вряд ли ощутим немедленно.
Валентин ЗАВАДНИКОВ, председатель Комитета по промышленной
политике Совета Федерации
ПРОТИВ
...но куда?
Неубранные лестницы и дворы, невывезенный мусор, холодные
батареи, темные подъезды, прохудившиеся крыши, протекающие
трубы, перебои с горячей водой и электроэнергией... Наверное,
никого не надо убеждать в том, что жилкомхоз надо реформировать.
Проблема, как всегда, в том, как именно это делать.
Одно из возможных решений было предложено "Яблоком"
- привлечь в ЖКХ частный бизнес не за счет увеличения тарифов,
а за счет льготного налогообложения. Предлагалось на три
года освободить от налогов частные предприятия, которые
не являются монополистами и занимаются только обслуживанием
жилого фонда и инженерных коммуникаций. При том что сегодня
частный бизнес в сфере ЖКХ практически не работает - и,
естественно, не платит налогов, бюджет ничего бы не потерял.
Напротив, если бы благодаря льготам частные компании пришли
на этот рынок - бюджет получил бы подоходный налог за счет
созданных рабочих мест.
Правительство этот вариант отвергло - как противоречащий
выбранному им "фискальному" направлению реформы
ЖКХ. И предпочло вариант РАО ЕЭС несмотря на множество возникающих
вопросов.
Простейший из них: откуда возьмутся обещанные сотни миллионов
долларов будущих "коммунальных" инвестиций? Каким
образом компания, постоянно заявляющая, что ей самой жизненно
необходимы сторонние капиталовложения (иначе все развалится
и начнутся массовые энергетические катастрофы) и о дефиците
своего бюджета, собирается выступить в качестве крупнейшего
инвестора?
Ни правительство, ни РАО ЕЭС на этот вопрос не отвечают.
Между тем ответ очевиден: деньги могут быть получены только
за счет повышения энергетических тарифов. Другого источника
просто не существует. Все та же "старая, старая сказка":
за реформу платит потребитель услуг...
Впрочем, это только одна сторона медали. Есть и другая.
Рост тарифов ЖКХ - непреложный факт: только за первый квартал
2003 года тарифы возросли в среднем на 20 процентов. Принятые
недавно изменения к закону о жилищной политике с их требованием
к гражданам оплачивать "экономически обоснованную стоимость
жилищно-коммунальных услуг" и запланированной отменой
многих льгот неизбежно ведут к тому, что возрастут неплатежи
и коммунальные службы станут безнадежными должниками.
Собственно, они уже сегодня ими являются, а главный кредитор
- энергетические компании. Как уверяет Чубайс, жилкомхоз
должен им 40 миллиардов рублей, и единственный способ "извлечь"
эти долги - "навести порядок" в сфере ЖКХ. Но
что же имеется в виду под порядком?
А вот что: согласно упомянутой выше стратегии развития
энергетики, участие РАО ЕЭС в "управлении" ЖКХ
заключается в "перехвате функции сбыта" и "физическом
присоединении объектов к РАО ЕЭС". То есть энергетики
могут объявить, что переданные им в "управление"
коммунальные службы являются банкротами, и на вполне законных
основаниях их приватизировать. Чего в РАО ЕЭС совершенно
не скрывают. "Наша конечная цель - получить управляемые
активы в собственность", - признаются в компании.
Что произойдет после того, как энергетики станут законными
владельцами жилкомхоза, предсказать нетрудно.
Понятно, что в первую очередь объектом "перехвата"
станут ключевые коммунальные объекты - трубы и сети. Это
позволит "коммунально-энергетической" монополии
получить тотальный контроль над системами жизнеобеспечения.
И если сегодня, имея в руках только рубильник, РАО ЕЭС оказывает
серьезное влияние на жизнь большинства регионов, завтра,
получив в руки еще и водопроводный кран с газовым вентилем,
энергетики смогут диктовать свою волю всей стране. А непонятливых
- выселят: закон теперь разрешает переселять в бараки тех,
кто не захочет платить по навязанным монополистом ценам...
Да, существующие нынче в регионах "локальные монополии"
в сфере ЖКХ работают скверно. Но они по крайней мере контролируются
региональными властями, которых избирает население. И эти
власти могут снять руководителей локальных монополий с должности,
заменить команду, организовать систему конкурсов на управление
локальными монополиями и так далее.
Замена же этих локальных монополий на глобальную монополию
РАО ЕЭС, которая будет устанавливать тарифы, приведет, по
мнению многих экспертов, к "окончательному коллапсу
коммунального хозяйства". Придется распрощаться с надеждой
на то, что в ЖКХ когда-нибудь придет конкуренция.
...Каждый раз, когда Анатолий Чубайс начинал какую-нибудь
реформу, нам рассказывали, как все будет здорово.
Потом оказывалось, что конечные результаты, как правило,
оказывались разительно не соответствующими начальным декларациям.
И вообще реформа обогатила только реформаторов, всем же
прочим гражданам - по известному закону сохранения денег
- пришлось за нее заплатить из своего кармана.
Нет никаких оснований считать, что сейчас будет наблюдаться
исключение из этого правила.
Борис ВИШНЕВСКИЙ
|