[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Валентин Завадников, Борис Вишневский
Надо бежать из мезозоя...
"Московские новости", 3 июня 2003 года

На днях зарегистрировано ОАО "Российские коммунальные системы" - холдинг, созданный РАО ЕЭС при участии "Газпрома" и "Интерроса" для работы на рынке жилищно-коммунальных услуг. По этому поводу в соответствующем разделе пятилетней стратегии развития РАО ЕЭС, которую только что одобрил ее совет директоров, говорится о "миссии РАО ЕЭС", заключающейся в "наведении порядка" в разваливающемся жилкомхозе. Где, по словам Анатолия Чубайса, имеет место "абсолютный, 100-процентный советский бардак", с которым энергетики обещают "разобраться" и все "отстроить"... Есть ли шанс на успех?

ЗА

Надо бежать из мезозоя...

Есть общее понимание, что дела в ЖКХ не слишком хороши и надо что-то делать. При этом услуги в ЖКХ постоянно дорожают. Один способ сдерживать цены - это "хорошие" чиновники, которые не позволяют тарифам расти. Правда, система при этом не развивается. Другой способ - развивать рынок конкурентных услуг, а тем гражданам, которым эти услуги будут недоступны, - предоставлять адресную дотацию. Государство в лице своих чиновников, понимая, что правильный путь второй, по нему не идет. Часть госчиновников не заинтересована в этом экономически, а часть не хочет брать на себя сопутствующие политические риски.

Другая проблема в том, что разные уровни власти должны иметь свои четкие зоны ответственности и свои доходные и расходные источники. Жилищно-коммунальный сектор в настоящее время "гоняют" между уровнями власти как с точки зрения ответственности, так и с точки зрения финансовых источников.

Третье - это реформы: энергетики, которая уже вовсю идет, и газовой отрасли, которая тоже всех "зацепит" очень быстро. Собственно, потому-то инициаторами создания РКС и стали энергетики вместе с газовиками, что у "коммуналки" очень большой объем долгов перед этими отраслями. В коммунальной сфере действительно мезозой с точки зрения управления. Там сохранились все прелести социализма, там нет бюджетных процессов, там неэффективный менеджмент. Понятно, что, наведя там элементарный порядок, можно сильно повысить эффективность. Но этого не делается: система изначально построена как затратная. И если люди, там работающие, начинают снижать издержки, то начинают снижаться и их доходы. А пока "коммуналка" - это островок социализма, а не нормальный бизнес, там неоткуда взяться новым людям, которые могут ситуацию изменить.

В результате сочетания этих трех процессов и появился РКС, суть которого очень простая. Приличный бизнес - прежде всего газовики и энергетики, которым коммунальный сектор сильно задолжал, решили этим позаниматься. Не потому, что рассматривают жилищно-коммунальный сектор как будущий выгодный бизнес, а потому, что это для них -текущая долговая ситуация. Ее нужно урегулировать, "попутно" наводя порядок в коммунальной сфере.

При этом они хотят позвать с собой и другой крупный бизнес, особенно в моногородах - на Урале, в Сибири. Где крупные корпорации имеют проблемы в связи с очень плохим состоянием ЖКХ. Есть надежда, что на тех предприятиях ЖКХ, куда придет РКС, будет поставлен цивилизованный менеджмент, и деятельность предприятий станет понятной и прозрачной. В такие предприятия, если они доходны, могут быть привлечены инвестиции. Прозрачность и управляемость - это недостаточное условие для привлечения инвестиций, но необходимое.

Я не считаю, что РКС решит все коммунальные проблемы страны. Для меня создание этой компании важно потому, что власть в такой странной форме все-таки легитимизировала приход частного бизнеса в систему ЖКХ. На самом деле для РКС предел мечтаний - занять какую-то небольшую долю российского рынка коммунальных услуг, условно говоря, в 5 процентов. Пока же холдинг охватывает десяток даже не территорий, а просто населенных пунктов в различных регионах. Но это значит, что рядом могут появиться еще 20 или 30 аналогов РКС. При этом я думаю, что они будут строиться не сверху вниз, а снизу вверх. В то же время государство не право в том, что оно прячется за спину корпораций, не желая принимать на себя риски непопулярных решений в коммунальной сфере.

На самом деле надо менять в ЖКХ всю хозяйствующую модель. Не гонять деньги по кругу, как сейчас, когда муниципалитет сам производит услуги и сам у себя их покупает, а создавать конкурентную среду. Чтобы каждый житель мог покупать себе необходимые услуги не по той цене, что назначит чиновник, а по той, которую он - потребитель - готов платить. Сегодня РКС относят к естественным монополиям, потому что там многое привязано к сетевым системам. Но в ЖКХ много несетевых вещей: ремонт, эксплуатация зданий, уборка мусора. Да и те, что связаны с сетями, необязательно должны развиваться как естественная монополия. Для примера: у нас долгое время была единая телефонная сеть - естественная монополия с постоянно недостаточной номерной емкостью. А потом вдруг выяснилось, что есть мобильные телефоны и нет проблем с номерной емкостью: пошел и купил себе номер.

Для населения же на первых порах ничего не изменится, особенно с точки зрения тарифов. Ведь коммунальные тарифы - следствие тех, которые есть в других "естественных монополиях". Бессмысленно обсуждать, будут ли они выше или ниже: ведь это за нас решает чиновник. Может быть, там, куда придет РКС, будет потихонечку улучшаться качество обслуживания и расширяться спектр услуг. Во всем мире коммунальные компании развиваются, увеличивая набор услуг. Но в любом случае какие-то изменения от деятельности РКС мы вряд ли ощутим немедленно.

Валентин ЗАВАДНИКОВ, председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации

ПРОТИВ

...но куда?

Неубранные лестницы и дворы, невывезенный мусор, холодные батареи, темные подъезды, прохудившиеся крыши, протекающие трубы, перебои с горячей водой и электроэнергией... Наверное, никого не надо убеждать в том, что жилкомхоз надо реформировать. Проблема, как всегда, в том, как именно это делать.

Одно из возможных решений было предложено "Яблоком" - привлечь в ЖКХ частный бизнес не за счет увеличения тарифов, а за счет льготного налогообложения. Предлагалось на три года освободить от налогов частные предприятия, которые не являются монополистами и занимаются только обслуживанием жилого фонда и инженерных коммуникаций. При том что сегодня частный бизнес в сфере ЖКХ практически не работает - и, естественно, не платит налогов, бюджет ничего бы не потерял. Напротив, если бы благодаря льготам частные компании пришли на этот рынок - бюджет получил бы подоходный налог за счет созданных рабочих мест.

Правительство этот вариант отвергло - как противоречащий выбранному им "фискальному" направлению реформы ЖКХ. И предпочло вариант РАО ЕЭС несмотря на множество возникающих вопросов.

Простейший из них: откуда возьмутся обещанные сотни миллионов долларов будущих "коммунальных" инвестиций? Каким образом компания, постоянно заявляющая, что ей самой жизненно необходимы сторонние капиталовложения (иначе все развалится и начнутся массовые энергетические катастрофы) и о дефиците своего бюджета, собирается выступить в качестве крупнейшего инвестора?

Ни правительство, ни РАО ЕЭС на этот вопрос не отвечают. Между тем ответ очевиден: деньги могут быть получены только за счет повышения энергетических тарифов. Другого источника просто не существует. Все та же "старая, старая сказка": за реформу платит потребитель услуг...

Впрочем, это только одна сторона медали. Есть и другая.

Рост тарифов ЖКХ - непреложный факт: только за первый квартал 2003 года тарифы возросли в среднем на 20 процентов. Принятые недавно изменения к закону о жилищной политике с их требованием к гражданам оплачивать "экономически обоснованную стоимость жилищно-коммунальных услуг" и запланированной отменой многих льгот неизбежно ведут к тому, что возрастут неплатежи и коммунальные службы станут безнадежными должниками.

Собственно, они уже сегодня ими являются, а главный кредитор - энергетические компании. Как уверяет Чубайс, жилкомхоз должен им 40 миллиардов рублей, и единственный способ "извлечь" эти долги - "навести порядок" в сфере ЖКХ. Но что же имеется в виду под порядком?

А вот что: согласно упомянутой выше стратегии развития энергетики, участие РАО ЕЭС в "управлении" ЖКХ заключается в "перехвате функции сбыта" и "физическом присоединении объектов к РАО ЕЭС". То есть энергетики могут объявить, что переданные им в "управление" коммунальные службы являются банкротами, и на вполне законных основаниях их приватизировать. Чего в РАО ЕЭС совершенно не скрывают. "Наша конечная цель - получить управляемые активы в собственность", - признаются в компании.

Что произойдет после того, как энергетики станут законными владельцами жилкомхоза, предсказать нетрудно.

Понятно, что в первую очередь объектом "перехвата" станут ключевые коммунальные объекты - трубы и сети. Это позволит "коммунально-энергетической" монополии получить тотальный контроль над системами жизнеобеспечения. И если сегодня, имея в руках только рубильник, РАО ЕЭС оказывает серьезное влияние на жизнь большинства регионов, завтра, получив в руки еще и водопроводный кран с газовым вентилем, энергетики смогут диктовать свою волю всей стране. А непонятливых - выселят: закон теперь разрешает переселять в бараки тех, кто не захочет платить по навязанным монополистом ценам...

Да, существующие нынче в регионах "локальные монополии" в сфере ЖКХ работают скверно. Но они по крайней мере контролируются региональными властями, которых избирает население. И эти власти могут снять руководителей локальных монополий с должности, заменить команду, организовать систему конкурсов на управление локальными монополиями и так далее.

Замена же этих локальных монополий на глобальную монополию РАО ЕЭС, которая будет устанавливать тарифы, приведет, по мнению многих экспертов, к "окончательному коллапсу коммунального хозяйства". Придется распрощаться с надеждой на то, что в ЖКХ когда-нибудь придет конкуренция.

...Каждый раз, когда Анатолий Чубайс начинал какую-нибудь реформу, нам рассказывали, как все будет здорово.

Потом оказывалось, что конечные результаты, как правило, оказывались разительно не соответствующими начальным декларациям. И вообще реформа обогатила только реформаторов, всем же прочим гражданам - по известному закону сохранения денег - пришлось за нее заплатить из своего кармана.

Нет никаких оснований считать, что сейчас будет наблюдаться исключение из этого правила.

Борис ВИШНЕВСКИЙ

"Московские новости", 3 июня 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Сергей Митрохин: Реформа по Чубайсу не пройдет! Беседовала Наталья Черкашина Консерватор, 30 мая 2003 года

Раздел "Реформа ЖКХ"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]